Rambler's Top100

Малому и среднему бизнесу есть место в транспортной системе столицы

15.11.2018 17:00
12 ноября Московская торгово-промышленная палата совместно с РБК-конференции провели форум «Транспорт Москвы: возможности для малого бизнеса».
В июне нынешнего года агентство McKinsey & Company опубликовало результаты исследования качества транспортной системы 24 городов мира, среди которых Москва заняла 6 место, уступив только Сингапуру, Гонконгу, Лондону, Мадриду и Большому Парижу. За 7 лет наша столица поднялась на 7 позиций, опередив по этому показателю все остальные мегаполисы мира, сообщает пресс-служба МТПП.
Как заявляли выступающие на конференции, не заметить положительные изменения в транспортной ситуации в столице может только очень негативно настроенный человек. Как сообщил заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Дмитрий Пронин, в городе развиваются абсолютно все виды транспорта. «Еще 4-5 лет назад мы даже не могли представить себе, что такое быстрое развитие получит каршеринг. А сейчас в городе уже 13,5 тысяч машин задействованы в этом бизнесе». В столице одна из самых развитых систем таксомоторных перевозок: ежедневно здесь совершается 760 тыс. поездок, среднее время ожидания машины составляет всего 5 минут. Правительство финансирует приобретение подвижного состава, поэтому в Москве средний возраст автомобиля такси 2,8 года.
С 1 сентября нынешнего года на линию вышли электробусы, а Постановлением Правительства города закреплено решение с 2021 года прекратить закупку дизельных машин. Создается инфраструктура для использования электромобилей: в городе: уже открыты 100 точек зарядки для личного электрического транспорта.
Президент МТПП Владимир Платонов сообщил, что, по результатам обсуждения на заседаниях Комитета МТПП по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом (Гильдия такси МТПП), принято решение готовить изменения в действующий КОАП города Москвы. «Заботясь об экологии города, мы установили в городском Кодексе об административных правонарушениях штраф за парковку на газонах: для физического лица – 5 тысяч рублей, для юридического – 300 тысяч. Выяснилось, что, если на газоне припаркована машина такси, то штраф выписывается таксомоторному парку, который владеет этой машиной. Часто это означает необходимость продавать эту самую машину. Штраф можно оспорить, но, как правило, решение выносится не в пользу истца. Поэтому мы ищем решение, как дифференцировать наказание, чтобы и экология не пострадала, и не разорять наши таксопарки». Владимир Платонов высоко оценил вклад Гильдии такси в становление рынка таксомоторных перевозок в городе. Он отметил, что совместными усилиями удалось решить много проблем: машинам с «шашечками» разрешили ездить по выделенным полосам, решена проблема использования лайт-боксов, таксисты получили возможность оформлять патент и избежать сложностей с уплатой налогов. Идет переговорный процесс по урегулированию вопроса с оформление полисов ОСАГО на такси, ведется работа с агрегаторами – «Компания «Яндекс такси» не только постоянно принимает участие в наших мероприятиях, но и стала членом Палаты», - подчеркнул глава Московской ТПП.
Председатель Гильдии такси Богдан Коношенко заявил, что развитию рынка такси в Москве будет способствовать внесение ряда изменений в федеральное законодательство. Сейчас в Госдуме на рассмотрении находится проект закона, регулирующий вопросы таксомоторных перевозок. Предлагается в нем четко прописать правовой статус и ответственность агрегаторов. Помимо этого, необходимо в законе о телемедицине предусмотреть возможность прохождения предрейсового медосвидетельствования дистанционно. «Те, кто честно выполняют все нормы закона, становятся неконкурентоспособными по сравнению с нелегалами и полунелегалами, которые не несут дополнительных затрат», - отметил Богдан Коношенко. Продажа путевых листов стала новым видом криминального бизнеса. Спикер считает, что, если заказ от агрегатора смогут получать только водители, соблюдающие все правила, наши дороги станут безопаснее. Коллегу поддержал директор ассоциации «ТАМА», член Гильдии такси МТПП Норайр Блудян: «Ни в одной стране мира водитель с иностранными правами не может заниматься предпринимательской деятельностью», - подчеркнул спикер. С 2017 года у нас тоже вступил в действие запрет на работу водителям с иностранными правами, но был сделан ряд исключений для стран, в которых русский язык является официальным. Что касается тарифов, то, как отметил Норайр Блудян, летом на Международном евразийском форуме такси состоялся круглый стол, где была представлена вся экономика формирования себестоимости таксомоторной перевозки. «Для достижения 5% рентабельности необходимо повысить тариф на 80-90 процентов», - подвел итог спикер.
На конференции выступили представители нового, быстроразвивающегося сегмента транспортного рынка – каршеринга. Вице-президент холдинга Micro Capital Group (каршеринг «Делимобиль», кикшеринг «Делисамокат», премиум каршеринг Anytime и т.д.) Мухит Сейдахметов, который является пионером этого рынка, рассказал, что Дептранс Москвы оказал серьезную поддержку развитию, помогая создавать инфраструктуру. Сейчас в компании 4 тысячи автомобилей и еще 1 тысяча машин премиум класса. «Поскольку мы – пока еще развивающийся бизнес, у нас нет таких серьезных «болей», как у таксистов», - отметил Мухит Сейдахметов. Он отметил, что его бизнес – высокорисковый и сейчас ставится задача эти риски минимизировать. Помимо этого, на рынке каршеринга сейчас идет отработка оптимального прайса.
Среди причин, по которым в Москве столь активно развивается каршеринг, сооснователь компании Belka Car Екатерина Макарова также назвала поддержку властей: «У нас с Департаментом есть чат в Телеграмме, где мы обсуждаем все наши проблемы. Наверное, никто в мире не может похвастаться таким способом общения с властью», - отметила Екатерина. Помимо этого, отмечалась легкость вхождения (на первом этапе) на рынок – поскольку сюда пришли предприниматели, а не крупные концерны (как это произошло в Европе), все решения принимались быстро и без проведения тендеров, которые на Западе длятся по 1,5-2 года. Между тем, как заявила Екатерина Макарова, возможностей для малого бизнеса на рынке каршеринга уже нет – сейчас вход на рынок составлет 5-10 млн доллларов. Среди основных проблем спикер назвала безопасность и фейки: «Мы отклоняем до 18% пользователей. Это очень большая цифра, но все равно всех отследить пока невозможно». Представление о том, что машины каршернга часто попадают в тяжелые аварии, связаны с тем, по словам спикера, что каждая такая авария широко освещается в СМИ. На самом деле около 90 процентов ДТП связаны с несоблюдением дистанции, а основные штрафы – за превышение скорости менее чем на 20 км. Хотя Екатерина Макарова признала, что среди клиентов есть «совершенно безбашенные» и выявлять их – одна из насущных задач.
Среди основных трендов будущего развития отрасли участники конференции назвали развитие P2P каршерингов (так называемые «народные каршеринги», когда в аренду сдаются машины частных лиц) и появление на наших дорогах беспилотных автомобилей.
Хорошо развитая сеть такси и развитие каршеринга по идее должны способствовать снижению продаж автомобилей. Однако, по словам руководителя отдела корпоративных продаж АГ «Авилон» Надежды Фроловой, «каршеринг – это народный тест-драйв автомобилей: пользуясь этой системой? люди могут испытать машины разных марок и уровня престижности. Поэтому мы рассматриваем его как фактор, способствующий продажам машин».
Среди прочих транспортных проблем были озвучены сложности с внедрением тахографов – приборов, которые на протяжении уже 8 лет устанавливаются на грузовой транспорт с целью контроля режима труда и отдыха водителей. «Основной целью установки тахографов было снижение числа ДТП с тяжелыми последствиями», - отметила генеральный директор ООО «РусАвтоКарт», руководитель сектора тахографов Гильдии логистических операторов МТПП Алла Петрова. Предприятиями затрачено на оснащение тахографами 57 млрд рублей, однако пока результат не достигнут. Основной причиной такой ситуации Алла Петрова назвала тот факт, что основной упор делается на оснащение автомобилей приборами, а не на контроле их применения.
Подводя итоги конференции, участники отметили, что в городе развивается передовая транспортная система, использующая новые информационные и цифровые решения. И малому и среднему бизнесу есть место в этой системе.


ИА "Альянс Медиа"