Rambler's Top100

Цели прорывного экономического развития требуют созвучной налоговой политики

09.10.2018 10:00
В Совете Федерации прошли парламентские слушания «О параметрах проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», сообщает пресс-служба СФ.
По словам Председателя СФ, представленный проект бюджета имеет как сильные, так и слабые стороны. Положительным моментом она назвала то, что бюджет является профицитным и хорошо защищён от внешних воздействий. Для решения поставленных Президентом России задач, документом предусмотрен существенный рост социальных расходов, в том числе в сфере образования и здравоохранения.
Проект представленного бюджета отличается принципиально новым подходом к вопросам инвестиций, отметила глава СФ. Речь идёт о таких масштабных инструментах, как новый Фонд развития, национальные проекты, План развития магистральной инфраструктуры. «Это означает, что главными приоритетами бюджетной политики становятся развитие человеческого капитала и модернизация существующей инфраструктуры».
Валентина Матвиенко подробно остановилась на аспектах, которые беспокоят законодателей. Так, проектом бюджета предусмотрена достаточно сложная программно-целевая структура. Глава СФ добавила, что правильно оценить результативность реализации госпрограмм по‑прежнему проблематично. Правительство оценивает эффективность почти половины госпрограмм на уровне «ниже среднего», а Счётная палата вообще отмечает, что ни одна из госпрограмм не может считаться высокоэффективной. И такая ситуация к сожалению повторяется из года в год. «Эту проблему пора решать. Считаю крайне важным обеспечить увязку всех программных инструментов. Они должны быть сопряжены с документами стратегического планирования по целям, задачам, срокам и, конечно, подкреплены надлежащими ресурсами».
Председатель СФ отметила, что проект бюджета традиционно сформирован исходя из базового сценария социально-экономического развития. Она полагает, что некоторые представленные экономические показатели не соответствуют целевым параметрам, установленным Президентом РФ. В частности, инфляция в следующем году запланирована на уровне выше целевого значения. Это тревожный сигнал, считает глава верхней палаты. При этом она подчеркнула, что в проекте бюджета предусмотрено беспрецедентное пополнение Фонда национального благосостояния. «На наш взгляд, необходимо решать задачу повышения эффективности управления средствами этого фонда, сохраняя при этом его высокую ликвидность».
«Мы согласны, что обеспечение макроэкономической стабильности, формирование «подушки безопасности», снижение зависимости бюджета от нефти это, безусловно, важные задачи. Но, учитывая, стоящие перед страной амбициозные цели, ещё важнее стимулировать экономический рост, используя государственные инвестиции», — заявила Валентина Матвиенко. «Нам ещё придется вернуться к бюджетному правилу, повысив базовую цену на нефть, что обеспечит инвестиционный потенциал нашего бюджета, и, в конечном счёте, безусловно, скажется на ускорении темпов роста ВВП».
При этом глава СФ отметила, что одновременно с пополнением резервов предполагается наращивание объёма государственного долга с сегодняшних четырнадцати до почти двадцати триллионов рублей к концу планового периода. «Несмотря на то, что занимать планируется на внутреннем рынке, это всё равно приведёт к росту расходов на обслуживание долга и замещению инвестиций».
Валентина Матвиенко считает важным сформировать чёткие прозрачные принципы и правила отбора проектов, финансируемых из средств Фонда. А Федеральное Собрание и Счётная палата должны осуществлять жёсткий контроль расходования этих средств, добавила она.
«Цели прорывного экономического развития страны требуют созвучной налоговой политики. Наши решения должны быть направлены на смягчение фискального «накала». К сожалению, до сих пор не решена проблема обязательных неналоговых платежей. Их количество составляет несколько десятков и продолжает расти», — сказала Валентина Матвиенко, подчеркнув, что законодательно регламентировать неналоговые платежи пока не удалось. Совет Федерации продолжает настаивать на скорейшем решении этого вопроса и направил свои предложения в Правительство РФ.
Валентина Матвиенко назвала существенным резервом увеличения доходов бюджетов всех уровней оптимизацию налоговых льгот. «Министерством финансов РФ был разработан проект методики оценки региональных льгот. Хотя она ещё не утверждена, регионы уже используют её в своих расчётах. Цена применения льгот только по региональным и местным налогам составляет порядка пятисот миллиардов рублей в год».
В то же время, добавила спикер СФ, Счётная палата оценила объём недополученных доходов из‑за налоговых льгот, на федеральном уровне, примерно в 11 трлн рублей. Для сравнения, все доходы федерального бюджета в прошлом году составили чуть более 15 трлн рублей. «Нам нужна действенная методика оценки льгот по федеральным налогам», — отметила глава верхней палаты.
Она также обратила внимание на то, что налоговые льготы и преференции часто устанавливаются при внесении поправок в проекты федеральных законов, рассматриваемых в Госдуме во втором чтении. «В этих случаях отсутствуют сопроводительные материалы, поясняющие цели введения льгот и ожидаемый эффект, а также финансово-экономическое обоснование с расчётами выпадающих доходов бюджетов. Такую практику надо прекратить».
Еще одной важной темой Председатель СФ назвала ситуацию вокруг самозанятых граждан. «Мы неоднократно поднимали этот вопрос. Наконец, он сдвинулся с мёртвой точки. При непосредственном участии членов нашей палаты в сентябре в Государственную Думу внесён пакет законопроектов. Им предусмотрено проведение в нескольких регионах эксперимента по введению «налога на профессиональный доход».
По словам Валентины Матвиенко, это максимально благоприятные условия налогообложения деятельности самозанятых граждан. «Для регионов это тоже хороший стимул, ведь основные доходы от налога будут поступать в их бюджеты. Нас, как палату регионов, чрезвычайно волнует эффективность системы межбюджетных отношений».
Вместе с тем, подчеркнула спикер СФ, не видны оценки того, как на выделяемые средства регионы справятся с задачами майского Указа Президента. Важно провести комплексную оценку необходимых затрат бюджетов всех уровней на реализацию поставленных перед ними задач, уверена она.
По словам Валентины Матвиенко, Совет Федерации разделяет тревогу регионов по поводу исключения движимого имущества из объектов обложения налогом на имущество организаций. «Хотя сделано это из благих целей, для развития промышленности, однако данное решение вновь приведёт к выпадению доходов региональных бюджетов. Мы считаем, что необходима адекватная компенсация регионам уже со следующего года. Наша палата обратила на это внимание Правительства РФ».
Совет Федерации считает, что необходимо продолжить совершенствование методики расчёта межбюджетных трансфертов, в частности модельных бюджетов. «При их формировании необходимо использовать целевые показатели в сферах труда и занятости, культуры, экологии, образования и здравоохранения», — сказала Валентина Матвиенко. Председатель СФ заверила, что в центре внимания палаты остаются проблемы региональных и муниципальных долгов. За прошедшее полугодие ситуация заметно улучшилась. Суммарный объём государственного долга регионов снизился почти на 5,5 процентов. Меняется в лучшую сторону и структура долгового портфеля: сократилась доля коммерческих кредитов. В этой связи Валентина Матвиенко призвала не ослаблять внимание к этой проблеме, так как в отдельных субъектах Федерации ситуация по‑прежнему непростая. «Нужно продолжить мониторинг закредитованности регионов и реализации программы реструктуризации задолженности. И по его результатам оперативно принимать меры по оказанию помощи регионам с высоким уровнем государственного долга».
«Нам нужен бюджет развития, бюджет действия, который должен обеспечить движение страны вперёд», — заявила Валентина Матвиенко.


ИА "Альянс Медиа"