Rambler's Top100

ГД рассмотрит усовершенствование мер воздействия на кредитные организации

14.06.2018 11:30
Распоряжением Правительства от 8 июня 2018 года №1144-р в Госдуму внесен законопроект о совершенствовании подходов по применению Банком России мер воздействия к кредитным организациям. Цель законопроекта – модернизация подходов по применению Банком России мер воздействия к кредитным организациям для повышения их эффективности.
Законопроектом предлагается установить, что в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России максимальный размер взыскиваемого Банком России штрафа рассчитывается исходя из размера собственных средств кредитной организации (в настоящее время такой штраф рассчитывается исходя из размера уставного капитала кредитной организации). Это позволит обеспечить дифференцированный подход при применении Банком России мер к кредитным организациям, побуждая их к безусловному исполнению требований российского законодательства и Банка России.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"» (далее – законопроект) внесён Минфином России, сообщается на сайте Правительства.
Цель законопроекта – модернизация подходов по применению Банком России мер воздействия к кредитным организациям для повышения их эффективности.
Действующие нормы статьи 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Федеральный закон №86-ФЗ) содержат ограничения по размеру налагаемого Банком России штрафа. Установлено, что в зависимости от характера и тяжести совершённого нарушения штраф рассчитывается, исходя из процентного соотношения к величине минимального либо оплаченного уставного капитала кредитной организации. При этом максимальный размер штрафа колеблется в диапазоне от 0,1% минимального размера уставного капитала кредитной организации до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала кредитной организации.
Надзорная практика Банка России показывает, что применение меры в виде штрафа в его действующем размере не оказывает адекватного воздействия на банки, в деятельности которых выявлены системные ошибки, приводящие к проведению клиентами сомнительных операций. В том числе в связи с тем, что издержки, которые несут недобросовестные банки по оплате штрафов, не перекрывают получаемой такими банками выгоды от сомнительных операций их клиентов.
Согласно статистическим данным Банка России, в первом полугодии 2017 года объём сомнительных операций клиентов кредитных организаций только по выводу денежных средств за рубеж и обналичиванию денежных средств более чем в 4000 раз превысил размер взысканных с кредитных организаций штрафов.
Таким образом, действующий в настоящее время механизм применения воздействия в виде штрафа в части установления размера налагаемого штрафа не побуждает банки противодействовать сомнительным операциям их клиентов.
Практика применения зарубежными регуляторами финансовых рынков мер к кредитным организациям свидетельствует, что в отличие от Банка России эти регуляторы не ограничены в размере налагаемого штрафа на поднадзорные субъекты и не связаны какими-либо дополнительными условиями, при которых штраф может быть наложен.
Другие применяемые Банком России меры, предусмотренные статьёй 74 Федерального закона №86-ФЗ, в виде ограничений и запретов несут в себе сопутствующие финансовые или репутационные риски для кредитных организаций. В частности, ограничение на проведение отдельных банковских операций негативно сказывается на добросовестных клиентах банков, которые лишаются возможности на срок до шести месяцев получать полноценное банковское обслуживание. Это побуждает клиентов уходить в другие кредитные организации и, как следствие, усугубляет положение банка, к которому применено ограничение.
В целях повышения эффективности воздействия со стороны Банка России на недобросовестные кредитные организации законопроектом предлагается установить, что в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России максимальный размер взыскиваемого Банком России штрафа рассчитывается в процентном отношении исходя не из размера уставного капитала кредитной организации, а из размера собственных средств (капитала).
В целях обеспечения соизмеримости штрафа с выгодой, получаемой недобросовестными банками от проведения их клиентами сомнительных операций, предлагается налагать на такие кредитные организации штраф в размере до 1% размера собственных средств (капитала) банка.
Принятие и реализация законопроекта позволят обеспечить дифференцированный подход при применении Банком России мер к кредитным организациям, побуждая их к безусловному исполнению требований российского законодательства и Банка России, применение Банком России в своей надзорной деятельности санкции в виде ограничений и запретов в качестве крайних мер, способствуя тем самым снижению оттока клиентов из кредитных организаций и, как следствие, снижению риска потери ими деловой репутации.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 6 июня 2018 года.


ИА "Альянс Медиа"