Добровольная сертификация – завоевание доверия потребителей
24.10.2016 11:30
С 2014 по 2016 год общее количество органов по сертификации сокращено на 40 процентов – до 970 органов. При этом нужно исключить упоминание органов по сертификации из всех нормативных документов, в которых описываются процедуры декларирования, так как это искажает работу института декларирования в стране и ключевые задачи по сертификации. Об этом сообщил руководитель Федеральной службы по аккредитации Алексей Херсонцев на общественном обсуждении вопросов совершенствования национальной системы сертификации.
Растет число органов по сертификации, которые аккредитованы на подтверждение соответствия только тем техническим регламентам, по которым не предусмотрена сертификация. Это не нарушает закон, но искажает суть процессов, снижает компетентность работающих в органах по сертификации специалистов, поскольку орган по сертификации в соответствии с законом зачастую не отвечает за содержание декларации и состав материалов, которые к ней прилагаются, сообщает пресс-служба Минэкономразвития.
Глава Росаккредитации напомнил, что вопросы сертификации, наряду с вопросами повышения эффективности надзора на рынке, в системе госрегулирования обеспечения качества и безопасности продукции имеют ключевое значение. Поэтому, по его мнению, необходимо завершить начатые реформы.
В частности, реформа техрегулирования предполагала, что обязательные требования будут только в соответствующих регламентах, а ГОСТы – применяться на добровольной основе. Однако этого не произошло: ГОСТы являются обязательными для применения к широкому спектру продукции, в отношении которой не приняты технические регламенты.
«И в случае с техрегламентами в большинстве случаев для подтверждения соответствия продукции органы по сертификации применяют именно ГОСТы, то есть де-факто они не стали добровольными», - отметил Алексей Херсонцев.
Эта ситуация заставляет более взвешенно подойти к идее национальной системы добровольной сертификации на ГОСТы, поскольку она рискует превратиться в обязательную, а, значит, получит те же самые проблемы, которые имеются сейчас в «обязательной» сфере подтверждения соответствия, и будет ее дублировать. В этой связи обсуждение нужно начинать с формулирования правил подтверждения соответствия, уровня требований к участникам добровольной системы: они должны быть более высокими, чем для обязательной сферы.
«Добровольная система должна принимать на себя повышенные обязательства в части проведения инспекционного контроля и требования к экспертам по аккредитации», - сказал Алексей Херсонцев. И отметил, что, несмотря на то, что добровольная сертификация – это в первую очередь вопрос завоевания доверия потребителя, есть немало примеров, когда добровольные системы используются для злоупотреблений, в основном в тех случаях, когда это становится каким-либо регуляторным условием, например, условием входа на рынок.
Помимо этого необходимо решение и текущих проблем регламентации процедур подтверждения соответствия.
«Сейчас в практике нашей надзорной деятельности зачастую мы можем сказать органам по сертификации, что делать нельзя. Но никто не может им сказать, что делать можно и как нужно правильно работать», - констатировал руководитель Росаккредитации, призвав максимально оперативно реализовать идею о наделении одного из органов государственной власти – Минпромторга, Росстандарта или Минэкономразвития – правом утверждать правила проведения сертификации.
Вопрос реформирования вторичен, так как сохраняется проблема отсутствия четких ориентиров и возможности у участников рынка определиться с тем, в какой системе они должны продолжать работать – поддержал главу Росаккердитации директор Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Вадим Живулин.
«Правильнее говорить о том, каковы сегодня издержки участников рынка, может ли предлагаемая новая система помочь их минимизировать или же позволить конкурировать с недобросовестными участниками рынка. И только в этом случае у нее получится заявить о себе и стать действительно одной из таких основополагающих систем на ближайшее будущее», - заключил он.
ИА "Альянс Медиа"
Растет число органов по сертификации, которые аккредитованы на подтверждение соответствия только тем техническим регламентам, по которым не предусмотрена сертификация. Это не нарушает закон, но искажает суть процессов, снижает компетентность работающих в органах по сертификации специалистов, поскольку орган по сертификации в соответствии с законом зачастую не отвечает за содержание декларации и состав материалов, которые к ней прилагаются, сообщает пресс-служба Минэкономразвития.
Глава Росаккредитации напомнил, что вопросы сертификации, наряду с вопросами повышения эффективности надзора на рынке, в системе госрегулирования обеспечения качества и безопасности продукции имеют ключевое значение. Поэтому, по его мнению, необходимо завершить начатые реформы.
В частности, реформа техрегулирования предполагала, что обязательные требования будут только в соответствующих регламентах, а ГОСТы – применяться на добровольной основе. Однако этого не произошло: ГОСТы являются обязательными для применения к широкому спектру продукции, в отношении которой не приняты технические регламенты.
«И в случае с техрегламентами в большинстве случаев для подтверждения соответствия продукции органы по сертификации применяют именно ГОСТы, то есть де-факто они не стали добровольными», - отметил Алексей Херсонцев.
Эта ситуация заставляет более взвешенно подойти к идее национальной системы добровольной сертификации на ГОСТы, поскольку она рискует превратиться в обязательную, а, значит, получит те же самые проблемы, которые имеются сейчас в «обязательной» сфере подтверждения соответствия, и будет ее дублировать. В этой связи обсуждение нужно начинать с формулирования правил подтверждения соответствия, уровня требований к участникам добровольной системы: они должны быть более высокими, чем для обязательной сферы.
«Добровольная система должна принимать на себя повышенные обязательства в части проведения инспекционного контроля и требования к экспертам по аккредитации», - сказал Алексей Херсонцев. И отметил, что, несмотря на то, что добровольная сертификация – это в первую очередь вопрос завоевания доверия потребителя, есть немало примеров, когда добровольные системы используются для злоупотреблений, в основном в тех случаях, когда это становится каким-либо регуляторным условием, например, условием входа на рынок.
Помимо этого необходимо решение и текущих проблем регламентации процедур подтверждения соответствия.
«Сейчас в практике нашей надзорной деятельности зачастую мы можем сказать органам по сертификации, что делать нельзя. Но никто не может им сказать, что делать можно и как нужно правильно работать», - констатировал руководитель Росаккредитации, призвав максимально оперативно реализовать идею о наделении одного из органов государственной власти – Минпромторга, Росстандарта или Минэкономразвития – правом утверждать правила проведения сертификации.
Вопрос реформирования вторичен, так как сохраняется проблема отсутствия четких ориентиров и возможности у участников рынка определиться с тем, в какой системе они должны продолжать работать – поддержал главу Росаккердитации директор Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Вадим Живулин.
«Правильнее говорить о том, каковы сегодня издержки участников рынка, может ли предлагаемая новая система помочь их минимизировать или же позволить конкурировать с недобросовестными участниками рынка. И только в этом случае у нее получится заявить о себе и стать действительно одной из таких основополагающих систем на ближайшее будущее», - заключил он.
ИА "Альянс Медиа"