России нужна новая волна индустриализации
12.05.2011 13:00
«В ближайшее десятилетие по объёму валового внутреннего продукта Россия должна войти в число пяти ведущих экономик мира», - заявил председатель правительства РФ Владимир Путин, выступая накануне на съезде Союза машиностроителей России в Тольятти.
Премьер-министр подчеркнул, что речь идёт не о гонке за процентами, а «о качественном развитии, построенном на инновациях, росте эффективности и в традиционной индустрии, и в так называемых новых отраслях производства, в новых секторах».
«Нам нужно диверсифицировать экономику и снижать сырьевую зависимость (это одна из самых важных, ключевых задач развития в ближайшие десятилетия), модернизировать рынок труда, систему образования, создавать эффективные, высокопроизводительные и хорошо оплачиваемые рабочие места, реализовывать масштабные проекты и в энергетике, и в транспорте, и в коммунальной инфраструктуре, и в строительстве», - цитирует слова В.Путина пресс-служба правительства.
Сейчас в мире всерьёз заговорили о рисках и опасностях политики деиндустриализации, отметил премьер-министр. Стало понятно, что успешное существование образовательных, инжиниринговых, научных центров в отрыве от производственной базы невозможно. Поэтому «для нас совершенно очевидно, что на территории России должна действовать вся технологическая и промышленная цепочка – от проведения исследовательских и конструкторских работ до изготовления комплектующих и крупносерийного выпуска конечной продукции», - подчеркнул В.Путин.
Мы должны быть хозяевами на собственном внутреннем рынке, и в первую очередь необходимо это в машиностроительной отрасли, где рынок оценивается в десятки триллионов рублей. Также необходимо играть заметную, а желательно, и ведущую роль на глобальных высокотехнологичных рынках товаров и услуг, заявил глава правительства.
«Думаю, что не будет преувеличением сказать, что речь сегодня идёт о новой волне индустриализации, - сказал В.Путин. - Конечно же, имею в виду высокотехнологичную индустрию XXI века, действующую на принципах свободного, конкурентного рынка, основанную на таких базовых экономических понятиях, как эффективность, рентабельность, рыночный спрос, окупаемость вложенных инвестиций».
Он сообщил, что в этом году государство дополнительно выделяет 5 млрд рублей на утилизацию легковых автомобилей, всего же на эту программу будет направлено из бюджета почти 19 млрд руб. Запускается программа по обновлению парка сельхозтехники, на которую первоначально выделено 3,5 млрд рублей. По словам В.Путина, сейчас идёт поиск наиболее оптимальной схемы её реализации, чтобы господдержкой смог воспользоваться и крупный, и средний сельхозпроизводитель.
В апреле принято решение применить схему утилизации при обновлении грузового автопарка Вооруженных Сил России. За счёт этого производители получат дополнительные заказы на 6 тыс. грузовиков: 4 тыс. – «КамАЗ» и 2 тыс. – «Урал».
В общей сложности за последние два года только из федерального бюджета в отечественное машиностроение, включая предприятия оборонно-промышленного комплекса, было направлено порядка 400 млрд рублей, сообщил В.Путин. Эти ресурсы пошли на прямую помощь предприятиям, а также на субсидирование процентной ставки по кредитам, техническое перевооружение и предоставление госгарантий по кредитам.
В итоге, по словам В.Путина, за минувший год производство продукции увеличилось почти во всех секторах машиностроения и особенно - в тяжёлом и энергетическом машиностроении. В целом рост производства в отрасли составил почти 25%, при этом все показатели свидетельствуют о том, что рост отрасли и восстановление спроса – это устойчивая тенденция, которую необходимо поддержать и закрепить.
Премьер-министр напомнил, что ещё до кризиса была проведена серьёзная инвентаризация отрасли, созданы крупные интегрированные структуры в судо- и авиастроении, в оборонном комплексе. Компания «Ростехнологии» ведёт консолидацию ключевых активов отрасли, находящихся в руках государства. «Ещё раз хочу подчеркнуть: эта консолидация не является окончательной целью. Мы хотим провести ревизию, собрать всё живое, что есть, структурировать и потом постепенно выводить на рынок, но уже, конечно, по совершенно другой стоимости и с другими перспективами развития», - пояснил В.Путин.
По его словам, сейчас у государства совместно с бизнесом есть чёткие планы действий практически во всех секторах машиностроения. «Продолжим политику стимулирования рыночного спроса на продукцию отечественного машиностроения, в том числе в полной мере будем использовать потенциал российской промышленности при реализации крупных инфраструктурных и энергетических проектов», - сказал премьер-министр.
Так, при распределении подрядов в рамках соглашений о разделе продукции (СРП) , степень участия российских поставщиков оборудования будет и дальше оставаться одним из основных критериев оценки эффективности реализации СРП, отметил В.Путин.
Энергетические компании за ближайшие три года планируют вложить в закупку нового оборудования более 3 трлн рублей. «В целом обновление основных фондов предприятий, в том числе и предприятий ТЭКа, должно происходить прежде всего за счёт отечественного оборудования, произведённого с максимальной локализацией комплектующих», - подчеркнул премьер-министр.
По его мнению, механизм проведения тендеров по закупке отечественного и зарубежного оборудования может и должен быть усовершенствован. «Если в нашей стране производятся соответствующие мировым стандартам образцы, то, безусловно, нельзя допускать преференции иностранным компаниям и поставщикам», - считает В.Путин.
Он также заявил, что в интересах российских предприятий надо расширить практику долгосрочных контрактов, страховать их исполнение со стороны государственных институтов развития, а при заключении предусматривать сервисное обслуживание и ремонт в течение жизненного цикла оборудования со стороны предприятий-поставщиков. «И, безусловно, сами машиностроители обязаны обеспечить безусловное выполнение своих обязательств по этим контрактам и договорам», - отметил премьер-министр.
«Также подчеркну: вся продукция, выпускаемая российскими машиностроителями, должна соответствовать самым строгим требованиям промышленной безопасности и экологии, - заявил он. - Мы будем продолжать работать над совершенствованием стандартов в этой сфере, чтобы не создавать лишних препятствий для развития предприятий. Будем идти по этому пути так, чтобы не создавать дополнительных проблем, но всё-таки стимулировать внедрение новых технологий».
Он отметил, что ключевой вопрос сейчас – это основные фонды предприятий машиностроительного комплекса, значительная часть которых физически и морально изношена. При этом коэффициент обновления технологического оборудования составляет не более 1% в год. Парк технологического оборудования в стране насчитывает около 1,5 млн единиц и состоит на 90% из отечественных образцов.
«Считаю необходимым уделить особое внимание развитию отечественного станкостроения. У нас его доля в ВВП страны очень маленькая - в 10 раз меньше, чем в Китае или в Италии, в 15 раз меньше, чем в Германии, - сказал В.Путин. - А между тем производство станков – это фондообразующая отрасль, которая обеспечивает технологическим оборудованием все стратегические сферы машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов».
Он отметил, что в этой сфере уже принят ряд решений: утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на 2011–2016 годы», сама ФЦП будет принята в самое ближайшее время.
На финансирование НИОКР по разработке новых видов станочного оборудования в текущем году будет направлено более 1 млрд рублей.
Модернизация оборонной промышленности будет ориентироваться на отечественное станкостроение и приборостроение. Государственная программа вооружений, в объёме более 20 трлн рублей до 2020 года, должна стать важнейшим инструментом развития и обновления всего машиностроительного комплекса страны. Ещё 3 трлн рублей напрямую пойдут на техническое перевооружение предприятий, занятых в выполнении оборонного заказа, сообщил В.Путин. «Но здесь, конечно, самый строгий спрос должен быть и за сроки, и за качество, и за конечную цену продукции», - добавил он.
Для поддержки предприятий различных секторов машиностроения будут применяться механизмы субсидирования процентных ставок - прежде всего, по кредитам на технологическое перевооружение и реализацию инвестиционных проектов. В текущем году на эти цели будет направлено более 8,5 млрд рублей. Также продолжится поддержка машиностроительного комплекса через привлечение ресурсов Внешэкономбанка и других институтов развития.
«В полной мере будем использовать преимущества промышленной кооперации, формирования технологических альянсов, будем создавать стимулы для прихода в Россию ведущих мировых производителей», - заявил В.Путин, добавив, что объём прямых иностранных инвестиций в машиностроение в 2010 году увеличился более чем в 1,5 раза – с 4,4 млрд до почти 7 млрд долларов.
Премьер-министр рассказал о формировании специального фонда для привлечения зарубежного капитала в экономику России и софинансирования крупных совместных проектов. «На формирование этого фонда мы в этом году за счёт дополнительных доходов бюджета направим 62 млрд рублей», - сказал В.Путин. При этом, подчеркнул он, «наш принципиальный подход в выстраивании сотрудничества с зарубежными партнёрами – это высокий уровень локализации и создание инжиниринговых центров. Нас, безусловно, не может удовлетворить роль лишь сборочного цеха мировых брендов. К 2020 году на совместных машиностроительных предприятиях, работающих в России, должно создаваться не менее половины добавленной стоимости».
Премьер-министр сообщил, что на днях утверждена концепция организации производства в России дизельных двигателей нового поколения и их компонентов. Планируется, что из федерального бюджета на эти цели в 2011–2015 годах будет направлено 8 млрд рублей, и ещё почти 6 млрд выделит Внешэкономбанк.
«Уверен, российский машиностроительный комплекс должен решать серьёзные задачи по увеличению объёмов экспорта, поэтому нам необходимо решить вопрос системной поддержки наших компаний, которые выходят на глобальные рынки», - заявил В.Путин. Он сообщил, что для этих целей создается Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. «Новая структура будет брать на себя часть финансовых рисков, помогать нашим экспортёрам наращивать свою конкурентоспособность, - рассказал премьер-министр.- В этом году агентство сможет застраховать экспортные кредиты в небольшом пока объёме - до 1 млрд долларов. А уже к 2013 году планируется обеспечить страховой поддержкой свыше 15% всего российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств на общую сумму более 14 млрд долларов».
Кроме того, на совещании по развитию энергомашиностроения было дано поручение проработать вопрос о предоставлении иностранным заказчикам льготных кредитов на покупку российской энергетической техники.
Эффективным механизмом по защите интересов российских производителей должны стать и механизмы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Минэкономразвития и Минпромторгу дано поручение выработать согласованные предложения о мерах по защите российского рынка энергетического и тяжёлого машиностроения.
Создание Таможенного союза устанавливает определённые требования для наших машиностроителей, отметил В.Путин. Сформированная к 2012 году единая система техрегулирования станет важнейшим элементом промышленной политики и должна подтолкнуть бизнес к модернизации производства. «Создание Таможенного союза и единого экономического пространства открывают нашим предприятиям беспрепятственный доступ на рынки наших ближайших соседей. Это право, которое нужно активно использовать», - считает премьер-министр. Но при этом, подчеркнул он, машиностроители должны подтверждать свои амбиции качеством и конкурентоспособностью своей продукции.
Он призвал Союз машиностроителей участвовать в продвижении оборудования отечественного машиностроения на внешние рынки, в формировании позитивного образа отрасли, противодействуя попыткам нечестной конкуренции.
В.Путин также отметил, что за ближайшее десятилетие необходимо поднять долю высокотехнологичной продукции в общем объёме производства «с сегодняшних 12% до хотя бы 25%, а ещё лучше до 35%».
Он сообщил, что в рамках госпрограммы вооружений порядка 200 млрд рублей в год будет направляться на проведение НИОКР. На их базе будут создаваться технологии двойного назначения, которые могут быть использованы и в оборонке, и в гражданских секторах экономики. Также дано поручение подготовить программу софинансирования расходов на НИОКР, которые проводят ведущие российские предприятия энергетического машиностроения.
Ведется работа по созданию общих площадок, на которых научные центры, производители и потребители конечной продукции машиностроения отрабатывали бы новые технологии изготовления и внедрения современного оборудования. Речь идёт о так называемых технологических платформах. «Такие площадки будут работать на принципах государственно-частного партнёрства. Полагаю, что Союз машиностроителей должен самым активным образом подключиться к организации партнёрства и кооперации в рамках технологических платформ», - заявил В.Путин.
В то же время, подчеркнул он, бизнес должен уделять особое внимание корпоративной науке, заниматься развитием самостоятельных исследовательских, проектных, конструкторских подразделений, создавать собственный научно-исследовательский потенциал.
Государство, по его словам, со своей стороны активно поддерживает развитие кооперации российских высших учебных заведений и предприятий, напрямую предоставляет средства бизнесу, чтобы он реализовал совместные НИОКР с вузами. На эти цели в 2010–2012 годы направляется 19 млрд рублей. «Я хотел бы вас проинформировать: деньги будем давать предприятиям, которые готовы через себя эти средства пропустить, добавить свои 50%, получить хороший совместный продукт с вузом и продвинуть его (что самое главное) на рынок», - сообщил В.Путин.
Важнейшие вопросы – это подготовка и переподготовка кадров. «Бизнес должен понять, что нужно вкладывать средства не только в основные фонды и инновации, но и в людей, прежде всего в подрастающее поколение, которое определит лицо отечественного машиностроения через десятилетия. Образовательные программы и курсы вузов и учреждений начального и среднего профобразования должны быть разработаны под потребности компаний, а учащиеся и студенты должны иметь возможность проходить производственную практику на тех предприятиях, на которых они потом и будут работать», - подчеркнул В.Путин.
ИА "Альянс Медиа"
Премьер-министр подчеркнул, что речь идёт не о гонке за процентами, а «о качественном развитии, построенном на инновациях, росте эффективности и в традиционной индустрии, и в так называемых новых отраслях производства, в новых секторах».
«Нам нужно диверсифицировать экономику и снижать сырьевую зависимость (это одна из самых важных, ключевых задач развития в ближайшие десятилетия), модернизировать рынок труда, систему образования, создавать эффективные, высокопроизводительные и хорошо оплачиваемые рабочие места, реализовывать масштабные проекты и в энергетике, и в транспорте, и в коммунальной инфраструктуре, и в строительстве», - цитирует слова В.Путина пресс-служба правительства.
Сейчас в мире всерьёз заговорили о рисках и опасностях политики деиндустриализации, отметил премьер-министр. Стало понятно, что успешное существование образовательных, инжиниринговых, научных центров в отрыве от производственной базы невозможно. Поэтому «для нас совершенно очевидно, что на территории России должна действовать вся технологическая и промышленная цепочка – от проведения исследовательских и конструкторских работ до изготовления комплектующих и крупносерийного выпуска конечной продукции», - подчеркнул В.Путин.
Мы должны быть хозяевами на собственном внутреннем рынке, и в первую очередь необходимо это в машиностроительной отрасли, где рынок оценивается в десятки триллионов рублей. Также необходимо играть заметную, а желательно, и ведущую роль на глобальных высокотехнологичных рынках товаров и услуг, заявил глава правительства.
«Думаю, что не будет преувеличением сказать, что речь сегодня идёт о новой волне индустриализации, - сказал В.Путин. - Конечно же, имею в виду высокотехнологичную индустрию XXI века, действующую на принципах свободного, конкурентного рынка, основанную на таких базовых экономических понятиях, как эффективность, рентабельность, рыночный спрос, окупаемость вложенных инвестиций».
Он сообщил, что в этом году государство дополнительно выделяет 5 млрд рублей на утилизацию легковых автомобилей, всего же на эту программу будет направлено из бюджета почти 19 млрд руб. Запускается программа по обновлению парка сельхозтехники, на которую первоначально выделено 3,5 млрд рублей. По словам В.Путина, сейчас идёт поиск наиболее оптимальной схемы её реализации, чтобы господдержкой смог воспользоваться и крупный, и средний сельхозпроизводитель.
В апреле принято решение применить схему утилизации при обновлении грузового автопарка Вооруженных Сил России. За счёт этого производители получат дополнительные заказы на 6 тыс. грузовиков: 4 тыс. – «КамАЗ» и 2 тыс. – «Урал».
В общей сложности за последние два года только из федерального бюджета в отечественное машиностроение, включая предприятия оборонно-промышленного комплекса, было направлено порядка 400 млрд рублей, сообщил В.Путин. Эти ресурсы пошли на прямую помощь предприятиям, а также на субсидирование процентной ставки по кредитам, техническое перевооружение и предоставление госгарантий по кредитам.
В итоге, по словам В.Путина, за минувший год производство продукции увеличилось почти во всех секторах машиностроения и особенно - в тяжёлом и энергетическом машиностроении. В целом рост производства в отрасли составил почти 25%, при этом все показатели свидетельствуют о том, что рост отрасли и восстановление спроса – это устойчивая тенденция, которую необходимо поддержать и закрепить.
Премьер-министр напомнил, что ещё до кризиса была проведена серьёзная инвентаризация отрасли, созданы крупные интегрированные структуры в судо- и авиастроении, в оборонном комплексе. Компания «Ростехнологии» ведёт консолидацию ключевых активов отрасли, находящихся в руках государства. «Ещё раз хочу подчеркнуть: эта консолидация не является окончательной целью. Мы хотим провести ревизию, собрать всё живое, что есть, структурировать и потом постепенно выводить на рынок, но уже, конечно, по совершенно другой стоимости и с другими перспективами развития», - пояснил В.Путин.
По его словам, сейчас у государства совместно с бизнесом есть чёткие планы действий практически во всех секторах машиностроения. «Продолжим политику стимулирования рыночного спроса на продукцию отечественного машиностроения, в том числе в полной мере будем использовать потенциал российской промышленности при реализации крупных инфраструктурных и энергетических проектов», - сказал премьер-министр.
Так, при распределении подрядов в рамках соглашений о разделе продукции (СРП) , степень участия российских поставщиков оборудования будет и дальше оставаться одним из основных критериев оценки эффективности реализации СРП, отметил В.Путин.
Энергетические компании за ближайшие три года планируют вложить в закупку нового оборудования более 3 трлн рублей. «В целом обновление основных фондов предприятий, в том числе и предприятий ТЭКа, должно происходить прежде всего за счёт отечественного оборудования, произведённого с максимальной локализацией комплектующих», - подчеркнул премьер-министр.
По его мнению, механизм проведения тендеров по закупке отечественного и зарубежного оборудования может и должен быть усовершенствован. «Если в нашей стране производятся соответствующие мировым стандартам образцы, то, безусловно, нельзя допускать преференции иностранным компаниям и поставщикам», - считает В.Путин.
Он также заявил, что в интересах российских предприятий надо расширить практику долгосрочных контрактов, страховать их исполнение со стороны государственных институтов развития, а при заключении предусматривать сервисное обслуживание и ремонт в течение жизненного цикла оборудования со стороны предприятий-поставщиков. «И, безусловно, сами машиностроители обязаны обеспечить безусловное выполнение своих обязательств по этим контрактам и договорам», - отметил премьер-министр.
«Также подчеркну: вся продукция, выпускаемая российскими машиностроителями, должна соответствовать самым строгим требованиям промышленной безопасности и экологии, - заявил он. - Мы будем продолжать работать над совершенствованием стандартов в этой сфере, чтобы не создавать лишних препятствий для развития предприятий. Будем идти по этому пути так, чтобы не создавать дополнительных проблем, но всё-таки стимулировать внедрение новых технологий».
Он отметил, что ключевой вопрос сейчас – это основные фонды предприятий машиностроительного комплекса, значительная часть которых физически и морально изношена. При этом коэффициент обновления технологического оборудования составляет не более 1% в год. Парк технологического оборудования в стране насчитывает около 1,5 млн единиц и состоит на 90% из отечественных образцов.
«Считаю необходимым уделить особое внимание развитию отечественного станкостроения. У нас его доля в ВВП страны очень маленькая - в 10 раз меньше, чем в Китае или в Италии, в 15 раз меньше, чем в Германии, - сказал В.Путин. - А между тем производство станков – это фондообразующая отрасль, которая обеспечивает технологическим оборудованием все стратегические сферы машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов».
Он отметил, что в этой сфере уже принят ряд решений: утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на 2011–2016 годы», сама ФЦП будет принята в самое ближайшее время.
На финансирование НИОКР по разработке новых видов станочного оборудования в текущем году будет направлено более 1 млрд рублей.
Модернизация оборонной промышленности будет ориентироваться на отечественное станкостроение и приборостроение. Государственная программа вооружений, в объёме более 20 трлн рублей до 2020 года, должна стать важнейшим инструментом развития и обновления всего машиностроительного комплекса страны. Ещё 3 трлн рублей напрямую пойдут на техническое перевооружение предприятий, занятых в выполнении оборонного заказа, сообщил В.Путин. «Но здесь, конечно, самый строгий спрос должен быть и за сроки, и за качество, и за конечную цену продукции», - добавил он.
Для поддержки предприятий различных секторов машиностроения будут применяться механизмы субсидирования процентных ставок - прежде всего, по кредитам на технологическое перевооружение и реализацию инвестиционных проектов. В текущем году на эти цели будет направлено более 8,5 млрд рублей. Также продолжится поддержка машиностроительного комплекса через привлечение ресурсов Внешэкономбанка и других институтов развития.
«В полной мере будем использовать преимущества промышленной кооперации, формирования технологических альянсов, будем создавать стимулы для прихода в Россию ведущих мировых производителей», - заявил В.Путин, добавив, что объём прямых иностранных инвестиций в машиностроение в 2010 году увеличился более чем в 1,5 раза – с 4,4 млрд до почти 7 млрд долларов.
Премьер-министр рассказал о формировании специального фонда для привлечения зарубежного капитала в экономику России и софинансирования крупных совместных проектов. «На формирование этого фонда мы в этом году за счёт дополнительных доходов бюджета направим 62 млрд рублей», - сказал В.Путин. При этом, подчеркнул он, «наш принципиальный подход в выстраивании сотрудничества с зарубежными партнёрами – это высокий уровень локализации и создание инжиниринговых центров. Нас, безусловно, не может удовлетворить роль лишь сборочного цеха мировых брендов. К 2020 году на совместных машиностроительных предприятиях, работающих в России, должно создаваться не менее половины добавленной стоимости».
Премьер-министр сообщил, что на днях утверждена концепция организации производства в России дизельных двигателей нового поколения и их компонентов. Планируется, что из федерального бюджета на эти цели в 2011–2015 годах будет направлено 8 млрд рублей, и ещё почти 6 млрд выделит Внешэкономбанк.
«Уверен, российский машиностроительный комплекс должен решать серьёзные задачи по увеличению объёмов экспорта, поэтому нам необходимо решить вопрос системной поддержки наших компаний, которые выходят на глобальные рынки», - заявил В.Путин. Он сообщил, что для этих целей создается Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. «Новая структура будет брать на себя часть финансовых рисков, помогать нашим экспортёрам наращивать свою конкурентоспособность, - рассказал премьер-министр.- В этом году агентство сможет застраховать экспортные кредиты в небольшом пока объёме - до 1 млрд долларов. А уже к 2013 году планируется обеспечить страховой поддержкой свыше 15% всего российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств на общую сумму более 14 млрд долларов».
Кроме того, на совещании по развитию энергомашиностроения было дано поручение проработать вопрос о предоставлении иностранным заказчикам льготных кредитов на покупку российской энергетической техники.
Эффективным механизмом по защите интересов российских производителей должны стать и механизмы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Минэкономразвития и Минпромторгу дано поручение выработать согласованные предложения о мерах по защите российского рынка энергетического и тяжёлого машиностроения.
Создание Таможенного союза устанавливает определённые требования для наших машиностроителей, отметил В.Путин. Сформированная к 2012 году единая система техрегулирования станет важнейшим элементом промышленной политики и должна подтолкнуть бизнес к модернизации производства. «Создание Таможенного союза и единого экономического пространства открывают нашим предприятиям беспрепятственный доступ на рынки наших ближайших соседей. Это право, которое нужно активно использовать», - считает премьер-министр. Но при этом, подчеркнул он, машиностроители должны подтверждать свои амбиции качеством и конкурентоспособностью своей продукции.
Он призвал Союз машиностроителей участвовать в продвижении оборудования отечественного машиностроения на внешние рынки, в формировании позитивного образа отрасли, противодействуя попыткам нечестной конкуренции.
В.Путин также отметил, что за ближайшее десятилетие необходимо поднять долю высокотехнологичной продукции в общем объёме производства «с сегодняшних 12% до хотя бы 25%, а ещё лучше до 35%».
Он сообщил, что в рамках госпрограммы вооружений порядка 200 млрд рублей в год будет направляться на проведение НИОКР. На их базе будут создаваться технологии двойного назначения, которые могут быть использованы и в оборонке, и в гражданских секторах экономики. Также дано поручение подготовить программу софинансирования расходов на НИОКР, которые проводят ведущие российские предприятия энергетического машиностроения.
Ведется работа по созданию общих площадок, на которых научные центры, производители и потребители конечной продукции машиностроения отрабатывали бы новые технологии изготовления и внедрения современного оборудования. Речь идёт о так называемых технологических платформах. «Такие площадки будут работать на принципах государственно-частного партнёрства. Полагаю, что Союз машиностроителей должен самым активным образом подключиться к организации партнёрства и кооперации в рамках технологических платформ», - заявил В.Путин.
В то же время, подчеркнул он, бизнес должен уделять особое внимание корпоративной науке, заниматься развитием самостоятельных исследовательских, проектных, конструкторских подразделений, создавать собственный научно-исследовательский потенциал.
Государство, по его словам, со своей стороны активно поддерживает развитие кооперации российских высших учебных заведений и предприятий, напрямую предоставляет средства бизнесу, чтобы он реализовал совместные НИОКР с вузами. На эти цели в 2010–2012 годы направляется 19 млрд рублей. «Я хотел бы вас проинформировать: деньги будем давать предприятиям, которые готовы через себя эти средства пропустить, добавить свои 50%, получить хороший совместный продукт с вузом и продвинуть его (что самое главное) на рынок», - сообщил В.Путин.
Важнейшие вопросы – это подготовка и переподготовка кадров. «Бизнес должен понять, что нужно вкладывать средства не только в основные фонды и инновации, но и в людей, прежде всего в подрастающее поколение, которое определит лицо отечественного машиностроения через десятилетия. Образовательные программы и курсы вузов и учреждений начального и среднего профобразования должны быть разработаны под потребности компаний, а учащиеся и студенты должны иметь возможность проходить производственную практику на тех предприятиях, на которых они потом и будут работать», - подчеркнул В.Путин.
ИА "Альянс Медиа"