Основным двигателем инновационного развития в РФ может быть только бизнес
10.02.2011 15:30
Основным двигателем инновационного развития может и должен быть только бизнес. Об этом заявила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, представляя 9 февраля на заседании Бюро Российского Союза промышленников и предпринимателей проект Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года. Текст выступления опубликован на официальном сайте Минэкономразвития РФ.
«Инновационное развитие может быть запущено только в том случае, если бизнесу будет выгодно стать инновационным», - считает Э.Набиулина.
«Говоря об инновационном бизнесе, мы подчеркиваем, что создание национальной системы не означает создания замкнутой системы. Наши компании должны не только выходить на внешние рынки, но и встраиваться в глобальные цепочки добавленной стоимости, - отметила министр. - При этом мы должны понимать, каким именно звеном в такой цепочке нам выгоднее всего быть».
С этой целью, по ее словам, в Стратегии планируется существенная активизация поддержки внешнеэкономической деятельности и расширение арсенала такой поддержки.
Государство, в свою очередь, должно обеспечить благоприятную среду для инновационной активности, в том числе, за счет последовательной ликвидации существующих административных барьеров и ограничений .
«Одновременно государство должно само вести себя инновационно, - отметила Э.Набиуллина. - Существует огромный простор для внедрения инноваций в социальной сфере, в государственном управлении, в том числе, через механизмы госзакупок и проведения соответствующей политики через представителей государства в органах управления компаний с госучастием».
По ее словам, инструменты развития и поддержки инноваций должны быть выстроены в единую цепочку, обеспечивать поддержку инноваций на всех стадиях их вызревания, от зарождения идеи до ее воплощения в продукт и успешного выхода этого продукта на рынок. «Один из инструментов координации – это формируемые сейчас технологические платформы», - сказала министр.
Она также сообщила, что в Стратегии предлагается четко определить сферы ответственности различных органов власти и схему их взаимодействия, определить координирующую роль Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию и Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.
«Мы считаем, что, учитывая объективные реалии, целесообразно и даже необходимо создание департаментов по инновациям в федеральных ведомствах, введение постов заместителей генерального директора по инновациям в ведущих компаниях с госучастием», - заявила глава МЭР.
Центральным фактором Стратегии инновационного развития, по словам Э.Набиуллиной, является человек и национальный человеческий капитал. «Если на предыдущем этапе глобальная конкуренция велась за доступ к природным ресурсам, к сырью, то в ближайшем будущем, как мы считаем, ключевым объектом конкуренции будут именно кадры, человеческие ресурсы. Упор должен быть сделан на развитие кадрового потенциала инновационной экономики в широком смысле, не только через высшую школу. Это задача для всей системы образования», - заявила министр. По ее словам, «опережающее накопление глобально конкурентоспособных исследовательских, преподавательских, управленческих кадров должно стать абсолютным приоритетом».
Э.Набиуллина отметила, что предстоит доработка Стратегии с учетом итогов обсуждения документа с бизнес-сообществом. «Нам особенно важно понять, как документ воспринимается крупнейшими работодателями страны, получить критические замечания, которые помогли бы нам в дальнейшей работе над Стратегией», - сказала она.
ИА "Альянс Медиа"
«Инновационное развитие может быть запущено только в том случае, если бизнесу будет выгодно стать инновационным», - считает Э.Набиулина.
«Говоря об инновационном бизнесе, мы подчеркиваем, что создание национальной системы не означает создания замкнутой системы. Наши компании должны не только выходить на внешние рынки, но и встраиваться в глобальные цепочки добавленной стоимости, - отметила министр. - При этом мы должны понимать, каким именно звеном в такой цепочке нам выгоднее всего быть».
С этой целью, по ее словам, в Стратегии планируется существенная активизация поддержки внешнеэкономической деятельности и расширение арсенала такой поддержки.
Государство, в свою очередь, должно обеспечить благоприятную среду для инновационной активности, в том числе, за счет последовательной ликвидации существующих административных барьеров и ограничений .
«Одновременно государство должно само вести себя инновационно, - отметила Э.Набиуллина. - Существует огромный простор для внедрения инноваций в социальной сфере, в государственном управлении, в том числе, через механизмы госзакупок и проведения соответствующей политики через представителей государства в органах управления компаний с госучастием».
По ее словам, инструменты развития и поддержки инноваций должны быть выстроены в единую цепочку, обеспечивать поддержку инноваций на всех стадиях их вызревания, от зарождения идеи до ее воплощения в продукт и успешного выхода этого продукта на рынок. «Один из инструментов координации – это формируемые сейчас технологические платформы», - сказала министр.
Она также сообщила, что в Стратегии предлагается четко определить сферы ответственности различных органов власти и схему их взаимодействия, определить координирующую роль Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию и Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.
«Мы считаем, что, учитывая объективные реалии, целесообразно и даже необходимо создание департаментов по инновациям в федеральных ведомствах, введение постов заместителей генерального директора по инновациям в ведущих компаниях с госучастием», - заявила глава МЭР.
Центральным фактором Стратегии инновационного развития, по словам Э.Набиуллиной, является человек и национальный человеческий капитал. «Если на предыдущем этапе глобальная конкуренция велась за доступ к природным ресурсам, к сырью, то в ближайшем будущем, как мы считаем, ключевым объектом конкуренции будут именно кадры, человеческие ресурсы. Упор должен быть сделан на развитие кадрового потенциала инновационной экономики в широком смысле, не только через высшую школу. Это задача для всей системы образования», - заявила министр. По ее словам, «опережающее накопление глобально конкурентоспособных исследовательских, преподавательских, управленческих кадров должно стать абсолютным приоритетом».
Э.Набиуллина отметила, что предстоит доработка Стратегии с учетом итогов обсуждения документа с бизнес-сообществом. «Нам особенно важно понять, как документ воспринимается крупнейшими работодателями страны, получить критические замечания, которые помогли бы нам в дальнейшей работе над Стратегией», - сказала она.
ИА "Альянс Медиа"