Эксперты: главное зло в ЖКХ - недобросовестные управляющие компании
20.01.2011 17:00
Генпрокуратура РФ сообщила, что ее проверка выявила многочисленные нарушения при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги в подавляющем числе субъектов РФ, возбуждено более сотни уголовных дел. Специалисты отмечают, что ситуацию в отрасли усугубляет посредничество управляющих организаций между поставщиками и потребителями услуг.
Елена Николаева, председатель комиссии Общественной палаты по социальным вопросам, рассказала, что проблема тарифов ЖКХ за последний год всколыхнула все общество: специально выделенная «горячая линия» (телефон 8 800 700 8 800), открытая в конце ноября, только за первый месяц приняла несколько десятков тысяч звонков со всех уголков страны. Основные претензии граждан – ни у кого (даже у профильных организаций) нет понимания, из чего складываются тарифы и как рассчитывается себестоимость этих составляющих. Очень многие констатируют регулярное необоснованное завышение тарифов управляющими организациями непосредственно в платежных документах. С другой стороны, поставщики услуг сетуют на недополучение от УК денег, которые перечисляют граждане. Возмущает людей и низкое качество услуг при постоянном повышении их стоимости.
Корень зла эксперты видят все-таки в самих управляющих компаниях. «С тех пор как они стали посредниками между потребителями и поставщиками услуг, все чаще отмечаются многопроцентные завышения тарифов и гигантские недополучения поставщиками средств. Другими словами, одни платят все больше, а другие получают все меньше. Разница оседает на счетах УК, – отмечает Елена Николаева. – Вместе с тем на платежи телефонной или электросети нареканий практически нет, потому что потребитель платит им напрямую».
По данным Минрегионразвития, только за 1-е полугодие 2010 года собираемость платежей упала до 82%. Одновременно с этим резко снизились и доходы предприятий-поставщиков ЖКУ. За 2009 год они получили от потребителей 50 млрд руб. при годовом обороте отрасли 2,7 трлн.
«Я лично передала в Генпрокуратуру многочисленные материалы о лже-управляющих компаниях, и последний ее отчет говорит о том, что наши опасения оправдались, – заявила г-жа Николаева. – Но кроме компаний-фантомов есть и просто нечистые на руку руководители УК, которые просто крадут деньги. Нас потрясла история в Сергиевом Посаде, где небольшая УК задолжала водоканалу и теплосети более 300 млн рублей. Генпрокуратура должна разобраться, где эти деньги».
По мнению экспертов, отсутствие четкого законодательного регулирования взаимоотношений между тремя заинтересованными сторонами в процессе поставки коммунального ресурса (жители – управляющая компания – ресурсоснабжающая организация) порождает различные трактовки закона в части юридической квалификации этих правоотношений. УК считают «своими» денежные средства населения и соответствующим образом ими распоряжаются. Нужно безотлагательно наладить жесткий контроль за деятельностью УК и законодательно запретить им «расщеплять» платежи населения, иначе под угрозу ставится жизнеобеспечение жилых объектов всей страны.
ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"
Елена Николаева, председатель комиссии Общественной палаты по социальным вопросам, рассказала, что проблема тарифов ЖКХ за последний год всколыхнула все общество: специально выделенная «горячая линия» (телефон 8 800 700 8 800), открытая в конце ноября, только за первый месяц приняла несколько десятков тысяч звонков со всех уголков страны. Основные претензии граждан – ни у кого (даже у профильных организаций) нет понимания, из чего складываются тарифы и как рассчитывается себестоимость этих составляющих. Очень многие констатируют регулярное необоснованное завышение тарифов управляющими организациями непосредственно в платежных документах. С другой стороны, поставщики услуг сетуют на недополучение от УК денег, которые перечисляют граждане. Возмущает людей и низкое качество услуг при постоянном повышении их стоимости.
Корень зла эксперты видят все-таки в самих управляющих компаниях. «С тех пор как они стали посредниками между потребителями и поставщиками услуг, все чаще отмечаются многопроцентные завышения тарифов и гигантские недополучения поставщиками средств. Другими словами, одни платят все больше, а другие получают все меньше. Разница оседает на счетах УК, – отмечает Елена Николаева. – Вместе с тем на платежи телефонной или электросети нареканий практически нет, потому что потребитель платит им напрямую».
По данным Минрегионразвития, только за 1-е полугодие 2010 года собираемость платежей упала до 82%. Одновременно с этим резко снизились и доходы предприятий-поставщиков ЖКУ. За 2009 год они получили от потребителей 50 млрд руб. при годовом обороте отрасли 2,7 трлн.
«Я лично передала в Генпрокуратуру многочисленные материалы о лже-управляющих компаниях, и последний ее отчет говорит о том, что наши опасения оправдались, – заявила г-жа Николаева. – Но кроме компаний-фантомов есть и просто нечистые на руку руководители УК, которые просто крадут деньги. Нас потрясла история в Сергиевом Посаде, где небольшая УК задолжала водоканалу и теплосети более 300 млн рублей. Генпрокуратура должна разобраться, где эти деньги».
По мнению экспертов, отсутствие четкого законодательного регулирования взаимоотношений между тремя заинтересованными сторонами в процессе поставки коммунального ресурса (жители – управляющая компания – ресурсоснабжающая организация) порождает различные трактовки закона в части юридической квалификации этих правоотношений. УК считают «своими» денежные средства населения и соответствующим образом ими распоряжаются. Нужно безотлагательно наладить жесткий контроль за деятельностью УК и законодательно запретить им «расщеплять» платежи населения, иначе под угрозу ставится жизнеобеспечение жилых объектов всей страны.
ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"