Rambler's Top100

Туризм в России-2010: без границ и гарантий

30.11.2010 13:10
29 ноября в Общественной палате прошло заседание рабочей группы по защите прав туристов и граждан России за рубежом на тему «Туристический сезон 2010 года: проблемы отрасли и защита прав граждан».
Как сообщил уполномоченный по международным отношениям Общественной палаты РФ Александр Соколов, туристический сезон-2010 выявил ряд новых проблем и неразрешимых ситуаций в отрасли. В частности, в сфере организации детского отдыха, страхования защиты туристов за рубежом, работы с жалобами туристов и пассажиров. Самым актуальным он назвал вопрос о том, каким образом туристический бизнес и государство должны реагировать в случае финансовых проблем туроператора. Напомним, что из-за возникшей общей задолженности компании "Капитал Тур" в размере около 1,3 миллиарда рублей возникли проблемы, связанные с невозможностью выплаты компенсаций всем «обманутым» туристам. Кроме того, были случаи удержания в заложниках российских туристов по ряду направлений.
Эксперт рабочей группы ОП по защите прав туристов Дмитрий Давыденко более подробно рассказал о существующих проблемах на туристическом рынке. Касаясь проблем, связанных с организацией детского отдыха, он сообщил, что проблемы в этой сфере будут нарастать, так как в 95% случаев детский отдых организуют незаконно и непрофессиональные участники рынка – завучи или директора школ. Как правило, дети отправляются на отдых без страховки. Это касается и взрослых россиян, которые предпочитают отдыхать на юге России. Несчастный случай на отдыхе, травма, болезнь – все эти проблемы вынуждена решать администрация региона. Как правило, квалифицированная медицинская помощь и - в самом трагическом случае - отправка тела на родину проводятся за счет регионального бюджета и МЧС. Однако средств государственного фонда медицинского страхования, выделяемых региону, хватает только на то, чтобы обеспечить медицинское обслуживание местного населения. Судя по всему, это серьезная проблема, касающегося внутреннего туризма.
Не оставил без внимания Д. Давыденко и проблемы выездного туризма. В этой сфере страхование есть, но его качество вызывает много вопросов. Поскольку страховка входит в стоимость тура, туроператоры в погоне за снижением стоимости предлагают готовый турпакет с минимальной страховкой. Как результат, большие проблемы с оказанием медицинских услуг возникают у туристов за рубежом.
«В результате турагентства, работающие непосредственно с потребителем, не могут противостоять более сильным игрокам – туроператорам и предлагать ту страховку, которая необходима потребителю для нормального пребывания на отдыхе», - пояснил эксперт рабочей группы ОП по защите прав туристов.
По оценкам экспертов в сфере страхования оптимальный размер страховки должен строиться из расчета $ 1-1,5 в сутки, но туроператоры предоставляют страховку из расчета не более $0,5. Отсюда и все проблемы. Решить их, как считает Д. Давыденко, помогло бы создание саморегулирующих организаций в отрасли, куда бы вошли турагентства. В этом случае они смогли бы выстраивать консолидированную политику взаимодействия с туроператорами и даже решать вопросы страхования напрямую со страховыми компаниями.
Он также сообщил, что для решения проблем, возникших из-за невозможности вылета, была разработана программа по информированию и правовому содействию туристам и пассажирам. Общественной палатой была открыта горячая линия помощи туристам - клиентам «Капитал Тура» и пассажирам, пострадавшим из-за блокировки трассы в аэропорт Шереметьево. По оценкам эксперта, на горячую линию уже поступило более тысячи звонков. Поскольку практика доказала эффективность подобной работы, рабочая группа Общественной палаты по международному туризму и защите прав граждан РФ за рубежом предлагает открыть во всех аэропортах Москвы постоянно действующую горячую линию. «В каждом российском аэропорту должен быть единый телефон горячей линии, куда туристы смогут позвонить и получить бесплатно всю необходимую информацию и консультации», - считает Д. Давыденко.
Он также предложил туроператорам организовать общественный фонд быстрого реагирования для помощи туристам за рубежом. «Этот фонд будет формироваться из средств участников туристического рынка. Его средства будут использоваться для помощи туристам за рубежом», - отметил представитель ОП. Он пояснил, что необходимость создания такого фонда обусловлена большим количеством происшествий с российскими туристами: их не выпускают из гостиниц и требуют деньги за проживание, фактически они становятся «заложниками» турфирм за рубежом.
Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько поддержал идею создания подобного фонда. Взносы в этот страховой фонд должны поступать от туроператоров. Он убежден, что в целом проблему страхования туристов необходимо решать за счет введения отдельного закона, где будет четко прописано, какой вид страхования является обязательным при оформлении тура, а какой добровольный. При этом в законе должен быть прописан как размер минимального страхового взноса, так и обязательный перечень услуг. «Поправками в закон об основах туристической деятельности не решить вопрос, кто будет оформлять страховку – турагент или туроператор», - считает С. Шпилько.
Все участники дискуссии сошлись во мнении, что должно быть два вида страховки. От несчастных случаев на отдыхе и прочих катаклизмов - эту страховку оплачивает турист. А от «несчастных случаев», связанных с финансовой несостоятельностью туроператора, платить должно все туристическое сообщество из фонда. Кстати, представители страхового бизнеса дали четко понять, что не собираются оплачивать печальные результаты неэффективной кредитной политики туроператоров, подобных «Капитал Туру».
Будет ли услышан голос турбизнеса законодателями, а также какой окажется результативность предложенных мер, покажут итоги туристического сезона 2011 года.

ИА "Альянс Медиа"