Поддержка экспортно ориентированных МСП – это надолго!

11.11.2010 18:12
Интеграция российских малых и средних компаний в мировое пространство требует от региональных и федеральных властей решения задачи сориентировать новые и давно работающие компании на создание продукции, не уступающей лучшим мировым образцам. Если в планах МСП сегодня стоит вопрос даже не развития, а выживания, то они уже сегодня должны повышать конкурентоспособность. Об этом заявил директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ Андрей Шаров на прошедшей 11 ноября пресс-конференции, посвященной итогам международного форума «Интеграция российского бизнеса в мировое экономическое пространство как стратегия повышения конкурентоспособности».
А. Шаров подчеркнул, что в процессе модернизации экономики и интеграции в мировое экономическое пространство основная роль отводится малому и среднему бизнесу как локомотиву инновационной экономики. Однако он напомнил, что ни в одной стране мира эта задача не была успешно решена без государственной поддержки. Цитируя американских коллег, принявших участие в форуме, А. Шаров заявил: «Малые компании нужно взять за руку, научить и посодействовать в выходе на международные рынки». По его словам, американская администрация ставит задачу на увеличение экспорта в 2 раза, но с учетом отставания России российский экспорт надо увеличивать как минимум в 5 раз.
Он напомнил, что впервые в 2010 году правительство выделило беспрецедентную сумму - 2 млрд рублей - на поддержку экспортно ориентированного малого и среднего бизнеса. Эти ресурсы будут распределены в 38 российских регионов, представивших наиболее эффективные программы развития и поддержки малых средних компаний–экспортеров, так как число подобных хозяйствующих субъектов в этой сфере крайне мало.
Как считает А. Шаров, задача региональных программ – «выявить действующих и потенциальных экспортеров, после чего обеспечить их полным набором всех мер господдержки». Среди них он назвал такие, как субсидирование процентной ставки по кредитам по поставкам на экспорт, субсидирование патентной защиты, выставочно- ярмарочной деятельности, компенсация расходов на преодоление барьеров, препятствующих выходу на международный рынок.
А. Шаров заверил, что реализация программы поддержки экспортно ориентированных МСП будет продолжена и 2011-2013 гг., правда, пока не определен объем финансирования. Он отметил два важных элемента программы: во–первых, во всех 38 регионах, которые получат поддержку федерального бюджета, в следующем году должны быть созданы экспортные агентства; во-вторых, торговые представительства РФ за рубежом будут сориентированы на поддержку малых и средних компаний-экспортеров.
На вопрос ИА «Альянс Медиа», почему государство поддерживает только те регионы, где исполнительная власть проявляет большое внимание к проблемам МСБ и не ущемляет ли это права бизнесменов других субъектов РФ, не проще ли разработать единый стандарт по организации инфраструктуры поддержки МСБ для всех регионов, А. Шаров ответил, что сегодня распределение средств между регионами идет по принципу «везет тем, кто сам везет»… По его словам, речь идет о тех регионах, где объективно есть потенциал для развития экспортного производства. «В перспективе мы планируем, чтобы центры развития экспорта появились во всех регионах, где есть спрос со стороны бизнеса. При этом важно учитывать, что далеко не во всех субъектах федерации есть предпосылки для развития экспорта. Поэтому на данном этапе важно дать шанс тем, у кого есть все возможности для производства конкурентоспособной продукции. Сегодня это 38 регионов, которым действительно повезло, так как финансирование программы будет осуществляться в соотношении 95 к 5, и большую часть оплатит федеральный бюджет», - пояснил он.
Касаясь итогов форума, А. Шаров отметил, что участвующие в нем представители не менее 300 экспортно ориентированных компаний обозначили две главные темы: поддержки экспорта и реэкспорта и снижения административных барьеров для компаний-участников ВЭД.
Касаясь первой темы, А. Шаров пояснил, что сегодня в первую очередь нужно ставить вопрос даже не увеличения экспорта, сколько создания экспорно ориентированных компаний. «И вопрос номер один – производство конкурентоспособной продукции, не важно, будет ли она вывозиться на экспорт, в соседний регион или речь идет об импортозамещении», - пояснил А. Шаров.

ИА "Альянс Медиа"