Rambler's Top100

А.Крайний: от спортивно-любительского рыболовства больше доходов

02.09.2010 12:10
Проблемам промышленного промысла и спортивно-любительского рыболовства была посвящена пресс-конференция руководителя Федерального агентства по рыболовству Андрея Крайнего, прошедшая 1 сентября в РАМИ !»РИА Новости».
2009-й год, по его словам, оказался рекордным для отрасли: выловлено 3 млн 700 тыс. т рыбы.
«В 2009-м году к берегам России подошло 538 тыс. т лосося – как никогда много. В текущем году мы поймаем на 200 тыс. т меньше, и цены на рыбу уже повышаются, но по отношению к 2009-му году мы пока еще «в плюсе» на 265 тыс. т. Ситуация по отрасли в общем неплохая», - сообщил А.Крайний.
На реках Камчатки за 2 года будет построено 4 завода по переработке рыбы с современным оснащением и высокой пропускной способностью. Один из них, по мнению А.Крайнего, может претендовать на звание лучшего в Европе. «Дорог к заводам пока нет, рыбу туда будут забрасывать вертолётами или по воде, и я обратил на это внимание премьер-министра РФ», - заметил А.Крайний.
В отрасли за последние годы сложились стабильные правила: участки выделяются на 20 лет, а квоты на 10, что подстёгивает инвесторов. Средняя зарплата в отрасли – 29 тыс. рублей (средняя зарплата по стране – 12-13 тыс. рублей). Отрасль рыболовства единственная дала в 2009-м году прирост ВВП на 4%, за 4 месяца произвела полное импортозамещение.
«Сегодня идёт тонкая настройка законодательства – нормативная база создана на 90%. Наконец-то началась капитализация рыболовецких предприятий, укрупнение бизнеса. В помощь рыбакам совместно с норвежскими коллегами разработано 5 проектов крупных рыболовецких судов. Верфи для их строительства в общем выбраны. Последний такой корабль строился в стране в 1972-м году в Николаеве, который сегодня находится на территории Украины. Однако николаевская верфь уже принадлежит российской компании», - заметил А.Крайний.
Большинство верфей, по его словам, в рыночных условиях практически не работает – данные предприятия привыкли опираться на военно-морские заказы, сроки которых измеряются семью, а то и десятью годами. «Рыбацкие суда должны строиться максимум за 18 месяцев, и цена их в процессе строительства меняться не должна», заявил А.Крайний.
Перевозки рыбы следует субсидировать, однако средства не должны поступать РАО «РЖД», а напрямую тем, кто отгружает рыбу и получает ее, считает он.> «В Петропавловске-Камчатском не должна продаваться норвежская сёмга, это абсурд, однако я всегда думаю о том, что она всё-таки как-то туда добралась, а те, кто ее туда доставили, не пользовались наверняка никакими государственными субсидиями. Так нет ли у нас возможностей сделать что-нибудь подобное с производителями нашей рыбы? Конечно, есть», - убежден руководитель Федерального агентства по рыболовству.
Отрасли нужна коренная модернизация подвижного состава. Речь в данном случае идёт о специальных вагонах-рефрижераторах, формируемых в составы по 4-5 вагонов, из которых один называется «моторным». В нём время от времени (при повышении температуры) включается рефрижераторная установка. «Мотористы же на деле часто сливают и продают дизельное топливо на станциях следования, отчего товар дефростизируется (размораживается), и такое положение дел должно быть изменено немедленно», - считает А.Крайний.
Он затронул проблему «внутренних квот» на вылов рыбы в озерах, реках и водохранилищах. «Мы подумываем о запрете промышленного рыболовства на внутренних водоёмах России. В частности, на Волге. Популяция воблы за последнее время сократилась у нас в 40 раз, об осетрах и говорить не приходится, серьёзные потери понесла популяция сазанов. И виноваты здесь – может быть, кому-то эта мысль покажется крамольной – не браконьеры. То есть, не они в первую очередь», - продолжил А.Крайний.
По его мнению, главная причина сокращения рыбных популяций на той же Волге – Волжко-Камский энергокаскад, созданный 50 лет назад и отрезавший от естественных нерестилищ, например, белугу, которая ходила нереститься в устье Волги в течение 40 млн лет. «Белуге не объяснишь, почему она отныне не может пройти вверх по реке, почему река перегорожена», - пояснил А.Крайний.
Второй причиной сокращения популяций является отсутствие надлежащего ухода за реками и озерами, мелиорации. Если не чистить реки и их притоки по многу лет, рыба не может пройти в них из-за разросшихся придонных растений.
«Надо снять с Волги пресс. На реке стоит 400 рыболовных баз. В одной Астраханской области бывает по 2 млн туристов в год, и все они практически едут туда ловить рыбу. В области 4900 зарегистрированных рыбаков. Может быть, всем этим людям предложить выйти на ловлю в Каспий? Природа восстановится, если дать ей восстановиться. Так же нуждаются в снятии напряжения и Байкал, и Дон, и Обь», - уверен А.Крайний.
По его мнению, следует развивать в стране индустрию спортивно-любительского рыболовства (СЛР), вопрос о которой никогда не поднимался на правительственном уровне. Меж тем индустрия СЛР приносит бюджету в 4 раза больше доходов, чем рыболовство промышленное. При этом следует ограничивать норму вылова, как это было в СССР.
«Мы сами сможем делать и удочки, и спиннинги, ничего сложного здесь нет, не космические корабли. На базе ВВЦ в Москве будет создан центр спортивно-любительского рыболовства, в котором будут наработаны наиболее успешные практики развития данной сферы», - заключил А.Крайний.

ИА "Альянс Медиа"