Г.Дегтев: электронные торги - гарантированная форма поддержки малого бизнеса
26.07.2010 13:30
Революция случилась — столица первой из регионов страны объявила о том, что с 1 июля все торги по размещению госзаказов будут проводиться через Интернет в режиме реального времени. Теперь предпринимателям не надо заполнять ворохи бумаг для оформления размещения заказа, контрактов и прочих операций. Весь процесс будет виртуальным. Наконец, не надо никуда ехать — торговаться на аукционе теперь можно, даже находясь на другом конце планеты! С начала года столичные малые предприятия через аукционы получили из городской казны более 11 млрд рублей. О том, чем отличаются электронные торги от обычных, а также обо всех тонкостях нового виртуального процесса, рассказал в интервью “МК” председатель столичного Департамента по конкурентной политике Геннадий Дегтев.
В.: Геннадий Валентинович, с 1 июля Москва первым из регионов перешла на новый способ торгов по размещению госзаказов - электронные аукционы. Как удалось осуществить такой шаг?
О.: На самом деле такая процедура, как электронные аукционы, появилась на электронной площадке столицы еще в 2006 году. И к июлю прошлого года в Москве около 10% заказов размещалось на электронных торгах. Но это был пробный камень. Опыт, который был накоплен на всех площадках России, аккумулировали, процедура была четко регламентирована законодательно, описаны все моменты, которых не хватало, в частности касающиеся ограничений по цене лотов. С 1 июля 2009 года начался эксперимент: Минэкономразвития и ФАС РФ отобрали три площадки: Единую электронную площадку правительства Москвы, а также площадки Сбербанка и Татарстана. В ходе эксперимента в Москве на Единой электронной торговой площадке провели 10 тыс. электронных аукционов, что составляет более 60% всех проведенных электронных аукционов в стране. Таким образом, переход города на электронные торги с 1 июля - это, с одной стороны, проверка на прочность, с другой - подготовка к соблюдению и выполнению законодательных требований.
В.: В чем разница между обычными и электронными аукционами? В чем их преимущество с точки зрения экономии бюджетных средств?
О.: Разница принципиальная. В электронном аукционе все ценовые предложения подаются через Интернет, то есть участие происходит в режиме удаленного доступа. Вы можете находиться у компьютера в Хабаровске, а участвовать в торгах, которые происходят на Единой электронной торговой площадке Москвы. Выход в Интернет позволяет привлечь к конкурсам государственных закупок самый широкий круг поставщиков. Другой базовый принцип - полная анонимность процедуры. Если раньше возникали случаи силового давления на участников, то в электронном аукционе участники зашифрованы, они не видят друг друга. Гарантом этого является площадка: она следит за тем, чтобы все заявки от потенциальных участников принимались анонимно. Каждой из заявок присваивается номер, причем в непредсказуемой последовательности.
Что касается экономии бюджетных средств, то она достигается за счет значительного снижения закупочных цен, анонимности торгов и свободы от посредничества, что позволяет правительству Москвы поддерживать и развивать соцпрограммы - строить детсады, школы, поликлиники и пр. Дело в том, что при проведении электронных аукционов число участников торгов ничем не ограничивается, при этом никто (ни поставщики, ни заказчики) ничего не знают друг о друге и находятся в разных местах. В результате происходит реальная конкурентная борьба, позволяющая значительно снизить стартовые цены, то есть получается та самая экономия бюджетных средств и одновременно возникает надежный заслон на пути сговора.
Добавлю, что электронные аукционы демонстрируют стабильность, общее снижение цены на них по наблюдениям за последние пять кварталов составляет 17%. Среднее снижение цены в обычных аукционах - около 10%. Это объясняется тем, что на электронных торгах расширяется круг участников, следовательно, меньше возможностей и для ценового сговора между заказчиком и поставщиком. Меньше возможностей для манипуляций результатами - протокол должен быть опубликован в течение часа после завершения аукциона. Причем какие организации в нем участвовали, становится известно только после его завершения.
В.: Расскажите, пожалуйста, как стать участником электронных торгов. Какие к ним предъявляются требования, какие нужны документы, куда их подавать, нужны ли залоги?
О.: Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей, на ней обязательно должна быть электронная цифровая подпись (ЭЦП). Первая часть заявки должна содержать предложение участника размещения заказа с указанием качественно-функциональных характеристик поставляемого товара и может быть анонимна. Вторая часть заявки должна содержать сведения об организации участника, а также требуемые аукционные документы (лицензии, сертификаты и т.д.). Кроме этого, для работы на электронной торговой площадке участник размещения заказа должен обладать действующим сертификатом ЭЦП, выданным удостоверяющим центром, входящим в состав пространства доверия данной площадки. При этом в сертификате ЭЦП должна быть прописана возможность работы с таким сертификатом на данной электронной торговой площадке.
Аккредитация участников размещения заказа осуществляется оператором электронной торговой площадки с целью обеспечения им доступа к участию в электронных аукционах. Аккредитация бесплатна для участника размещения заказа, она предоставляется сроком на три года и дает возможность подавать заявки на участие во всех проводимых на площадке торгах. Оператору электронной торговой площадки для получения аккредитации подают следующие документы: копию выписки из единого государственного реестра юридических лиц ЕГРЮЛ (для индивидуальных предпринимателей - ЕГРИП), полученную не ранее чем за шесть месяцев до текущего момента, или копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц). Кроме того, необходимы копии учредительных документов (для юридических лиц) или копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц); копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени участника размещения заказа; копии документов, подтверждающих полномочия руководителя, и т.д.
Денежный залог на участие составляет составляет 5% от стартовой цены. Залог можно внести за пару дней до начала аукциона, а потом участвовать в нем, не отходя от своего компьютера. Судя по количеству торгов, сложностей с залогами у поставщиков не возникает. В 2008 году через электронные аукционы размещалось менее 4% госзаказа Москвы, в прошлом году уже 15%, а в этом мы ожидаем 45%. По нашей оценке, при помощи электронных аукционов можно удовлетворить примерно 70% городского заказа. Полную информацию о необходимых документах и условиях участия в электронных торгах можно получить на сайте ЕЭТП Москвы.
В.:Каковы минимальные лоты на электронных торгах по размещению госзаказов?
О.: В принципе, на это нет никаких ограничений, но, как правило, это где-то 500 тысяч рублей, то есть котировочная цена.
В.: Какие спецконкурсы существуют для представителей МСБ? Что выставляет для них государство?
О.: Федеральным законодательством четко определено: каждый заказчик должен от 10 до 20% своих потребностей отдавать малым предприятиям. Но сегодня Москва - единственный субъект Российской Федерации, который соблюдает эту норму. Причем форма размещения городского заказа может быть разной, теперь это осуществляется и через электронные аукционы. Только в прошлом году через различные аукционы московские малые предприятия получили из городской казны 44 миллиарда рублей. С начала этого года - уже 11 миллиардов рублей. В первую очередь мы проводим специализированные торги среди предпринимателей, работающих в сфере малого бизнеса, а потом уже пускаем крупный. Таким образом, малый бизнес имеет гарантированную форму поддержки от города. Они получают госзаказы в сфере различных информационных технологий, услуг в жилищно-коммунальном секторе, эксплуатации и ремонта домов и административных зданий, поставке продуктов питания.
В.: В чем вообще плюсы электронных торгов? И есть ли у них минусы и какие?
О.: К явным плюсам такой формы проведения торгов можно отнести возможность получения максимально выгодного предложения и экономии для заказчика, упрощение процедуры заявления на участие в тендере для поставщика или подрядчика, сокращение "коррупционного поля" за счет минимизации человеческого фактора на стадии регистрации участников тендера и возможность онлайн-контроля. В роли постоянных контролеров могут выступать не только фискальные органы, но и все заинтересованные потенциальные участники и даже сторонние наблюдатели. Причем все ходы "записываются" моментально, без возможности их последующей корректировки и необходимой трактовки. Если говорить о минусах, то их практически нет. Сегодня в связи с переходом на электронные торги, конечно, возникают какие-то рабочие моменты, которые вполне естественны, - дело-то новое. Поэтому для всех, кто занят в этом процессе, мы организуем различные обучающие семинары, в том числе выездные. Будут они проводиться и в дальнейшем. Кстати, по оценкам специалистов, для проведения торгов заказчик не должен обладать специальными техническими знаниями - обучение работе в системе занимает не более двух-трех дней.
В.: В каком виде заключается договор на госзаказ - в бумажном или тоже электронном?
О.: Государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в извещении и документации об аукционе по цене, предложенной победителем электронного аукциона, либо в случае заключения государственного или муниципального контракта с иным участником по цене, предложенной таким участником непосредственно на торговой площадке в электронной форме. Это еще одна форма защиты от мошенничества. И еще мы уходим от избыточного бумагооборота, тем более что в Москве удалось ввести единый образец госконтракта.
В.: Сколько длится электронный аукцион? Надо полагать, меньше, чем обычный?
О.: Обычно аукцион длится несколько часов, поскольку время подачи заявок ограничено. Аукционы для государственных заказчиков Москвы проходят в круглосуточном режиме.
В.: Есть ли шанс, что электронные торги поставят заслон на пути недобросовестных фирм, участвующих в тендерах исключительно по корыстным соображениям, чтобы потом скрыться с полученным авансом?
О.: Для бизнес-сообщества, в том числе для среднего и малого бизнеса, это надежная защита от административного давления и недобросовестных участников, ориентированных на сговор, гарантия добросовестной конкуренции. Установлены чрезвычайно жесткие технологические требования к операторам площадок. Все серверы и программное обеспечение электронных торговых площадок предъявляются независимому аудитору на предмет выявления "жучков", снимающих информацию об участниках торгов.
В.: Какие еще проблемы можно решить с помощью электронных торгов?
О.: К преимуществам торгов в электронной форме следует также отнести: открытую конкуренцию; участие ведущих поставщиков и торги в режиме реального времени, что позволяет заказчику совершать закупки по самым выгодным ценам; прозрачность закупок (открытый характер торгов и цена как единственный критерий определения победителя обеспечивают гарантированную прозрачность закупочных операций заказчика); уменьшение времени закупок (перевод документооборота в электронную форму приводит к существенному сокращению сроков проведения закупок); простоту технологии (технические требования к заказчику минимальны: за исключением сертификата электронной цифровой подписи от заказчика не требуется установки специального программного обеспечения). Добавлю также, что переход на электронные аукционы - это серьезнейший этап в развитии города и первый реальный шаг к построению электронного общества. Разумеется, система будет совершенствоваться, но уже сегодня ясно: обратной дороги нет.
ИА "Альянс Медиа"
В.: Геннадий Валентинович, с 1 июля Москва первым из регионов перешла на новый способ торгов по размещению госзаказов - электронные аукционы. Как удалось осуществить такой шаг?
О.: На самом деле такая процедура, как электронные аукционы, появилась на электронной площадке столицы еще в 2006 году. И к июлю прошлого года в Москве около 10% заказов размещалось на электронных торгах. Но это был пробный камень. Опыт, который был накоплен на всех площадках России, аккумулировали, процедура была четко регламентирована законодательно, описаны все моменты, которых не хватало, в частности касающиеся ограничений по цене лотов. С 1 июля 2009 года начался эксперимент: Минэкономразвития и ФАС РФ отобрали три площадки: Единую электронную площадку правительства Москвы, а также площадки Сбербанка и Татарстана. В ходе эксперимента в Москве на Единой электронной торговой площадке провели 10 тыс. электронных аукционов, что составляет более 60% всех проведенных электронных аукционов в стране. Таким образом, переход города на электронные торги с 1 июля - это, с одной стороны, проверка на прочность, с другой - подготовка к соблюдению и выполнению законодательных требований.
В.: В чем разница между обычными и электронными аукционами? В чем их преимущество с точки зрения экономии бюджетных средств?
О.: Разница принципиальная. В электронном аукционе все ценовые предложения подаются через Интернет, то есть участие происходит в режиме удаленного доступа. Вы можете находиться у компьютера в Хабаровске, а участвовать в торгах, которые происходят на Единой электронной торговой площадке Москвы. Выход в Интернет позволяет привлечь к конкурсам государственных закупок самый широкий круг поставщиков. Другой базовый принцип - полная анонимность процедуры. Если раньше возникали случаи силового давления на участников, то в электронном аукционе участники зашифрованы, они не видят друг друга. Гарантом этого является площадка: она следит за тем, чтобы все заявки от потенциальных участников принимались анонимно. Каждой из заявок присваивается номер, причем в непредсказуемой последовательности.
Что касается экономии бюджетных средств, то она достигается за счет значительного снижения закупочных цен, анонимности торгов и свободы от посредничества, что позволяет правительству Москвы поддерживать и развивать соцпрограммы - строить детсады, школы, поликлиники и пр. Дело в том, что при проведении электронных аукционов число участников торгов ничем не ограничивается, при этом никто (ни поставщики, ни заказчики) ничего не знают друг о друге и находятся в разных местах. В результате происходит реальная конкурентная борьба, позволяющая значительно снизить стартовые цены, то есть получается та самая экономия бюджетных средств и одновременно возникает надежный заслон на пути сговора.
Добавлю, что электронные аукционы демонстрируют стабильность, общее снижение цены на них по наблюдениям за последние пять кварталов составляет 17%. Среднее снижение цены в обычных аукционах - около 10%. Это объясняется тем, что на электронных торгах расширяется круг участников, следовательно, меньше возможностей и для ценового сговора между заказчиком и поставщиком. Меньше возможностей для манипуляций результатами - протокол должен быть опубликован в течение часа после завершения аукциона. Причем какие организации в нем участвовали, становится известно только после его завершения.
В.: Расскажите, пожалуйста, как стать участником электронных торгов. Какие к ним предъявляются требования, какие нужны документы, куда их подавать, нужны ли залоги?
О.: Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей, на ней обязательно должна быть электронная цифровая подпись (ЭЦП). Первая часть заявки должна содержать предложение участника размещения заказа с указанием качественно-функциональных характеристик поставляемого товара и может быть анонимна. Вторая часть заявки должна содержать сведения об организации участника, а также требуемые аукционные документы (лицензии, сертификаты и т.д.). Кроме этого, для работы на электронной торговой площадке участник размещения заказа должен обладать действующим сертификатом ЭЦП, выданным удостоверяющим центром, входящим в состав пространства доверия данной площадки. При этом в сертификате ЭЦП должна быть прописана возможность работы с таким сертификатом на данной электронной торговой площадке.
Аккредитация участников размещения заказа осуществляется оператором электронной торговой площадки с целью обеспечения им доступа к участию в электронных аукционах. Аккредитация бесплатна для участника размещения заказа, она предоставляется сроком на три года и дает возможность подавать заявки на участие во всех проводимых на площадке торгах. Оператору электронной торговой площадки для получения аккредитации подают следующие документы: копию выписки из единого государственного реестра юридических лиц ЕГРЮЛ (для индивидуальных предпринимателей - ЕГРИП), полученную не ранее чем за шесть месяцев до текущего момента, или копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц). Кроме того, необходимы копии учредительных документов (для юридических лиц) или копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц); копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени участника размещения заказа; копии документов, подтверждающих полномочия руководителя, и т.д.
Денежный залог на участие составляет составляет 5% от стартовой цены. Залог можно внести за пару дней до начала аукциона, а потом участвовать в нем, не отходя от своего компьютера. Судя по количеству торгов, сложностей с залогами у поставщиков не возникает. В 2008 году через электронные аукционы размещалось менее 4% госзаказа Москвы, в прошлом году уже 15%, а в этом мы ожидаем 45%. По нашей оценке, при помощи электронных аукционов можно удовлетворить примерно 70% городского заказа. Полную информацию о необходимых документах и условиях участия в электронных торгах можно получить на сайте ЕЭТП Москвы.
В.:Каковы минимальные лоты на электронных торгах по размещению госзаказов?
О.: В принципе, на это нет никаких ограничений, но, как правило, это где-то 500 тысяч рублей, то есть котировочная цена.
В.: Какие спецконкурсы существуют для представителей МСБ? Что выставляет для них государство?
О.: Федеральным законодательством четко определено: каждый заказчик должен от 10 до 20% своих потребностей отдавать малым предприятиям. Но сегодня Москва - единственный субъект Российской Федерации, который соблюдает эту норму. Причем форма размещения городского заказа может быть разной, теперь это осуществляется и через электронные аукционы. Только в прошлом году через различные аукционы московские малые предприятия получили из городской казны 44 миллиарда рублей. С начала этого года - уже 11 миллиардов рублей. В первую очередь мы проводим специализированные торги среди предпринимателей, работающих в сфере малого бизнеса, а потом уже пускаем крупный. Таким образом, малый бизнес имеет гарантированную форму поддержки от города. Они получают госзаказы в сфере различных информационных технологий, услуг в жилищно-коммунальном секторе, эксплуатации и ремонта домов и административных зданий, поставке продуктов питания.
В.: В чем вообще плюсы электронных торгов? И есть ли у них минусы и какие?
О.: К явным плюсам такой формы проведения торгов можно отнести возможность получения максимально выгодного предложения и экономии для заказчика, упрощение процедуры заявления на участие в тендере для поставщика или подрядчика, сокращение "коррупционного поля" за счет минимизации человеческого фактора на стадии регистрации участников тендера и возможность онлайн-контроля. В роли постоянных контролеров могут выступать не только фискальные органы, но и все заинтересованные потенциальные участники и даже сторонние наблюдатели. Причем все ходы "записываются" моментально, без возможности их последующей корректировки и необходимой трактовки. Если говорить о минусах, то их практически нет. Сегодня в связи с переходом на электронные торги, конечно, возникают какие-то рабочие моменты, которые вполне естественны, - дело-то новое. Поэтому для всех, кто занят в этом процессе, мы организуем различные обучающие семинары, в том числе выездные. Будут они проводиться и в дальнейшем. Кстати, по оценкам специалистов, для проведения торгов заказчик не должен обладать специальными техническими знаниями - обучение работе в системе занимает не более двух-трех дней.
В.: В каком виде заключается договор на госзаказ - в бумажном или тоже электронном?
О.: Государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в извещении и документации об аукционе по цене, предложенной победителем электронного аукциона, либо в случае заключения государственного или муниципального контракта с иным участником по цене, предложенной таким участником непосредственно на торговой площадке в электронной форме. Это еще одна форма защиты от мошенничества. И еще мы уходим от избыточного бумагооборота, тем более что в Москве удалось ввести единый образец госконтракта.
В.: Сколько длится электронный аукцион? Надо полагать, меньше, чем обычный?
О.: Обычно аукцион длится несколько часов, поскольку время подачи заявок ограничено. Аукционы для государственных заказчиков Москвы проходят в круглосуточном режиме.
В.: Есть ли шанс, что электронные торги поставят заслон на пути недобросовестных фирм, участвующих в тендерах исключительно по корыстным соображениям, чтобы потом скрыться с полученным авансом?
О.: Для бизнес-сообщества, в том числе для среднего и малого бизнеса, это надежная защита от административного давления и недобросовестных участников, ориентированных на сговор, гарантия добросовестной конкуренции. Установлены чрезвычайно жесткие технологические требования к операторам площадок. Все серверы и программное обеспечение электронных торговых площадок предъявляются независимому аудитору на предмет выявления "жучков", снимающих информацию об участниках торгов.
В.: Какие еще проблемы можно решить с помощью электронных торгов?
О.: К преимуществам торгов в электронной форме следует также отнести: открытую конкуренцию; участие ведущих поставщиков и торги в режиме реального времени, что позволяет заказчику совершать закупки по самым выгодным ценам; прозрачность закупок (открытый характер торгов и цена как единственный критерий определения победителя обеспечивают гарантированную прозрачность закупочных операций заказчика); уменьшение времени закупок (перевод документооборота в электронную форму приводит к существенному сокращению сроков проведения закупок); простоту технологии (технические требования к заказчику минимальны: за исключением сертификата электронной цифровой подписи от заказчика не требуется установки специального программного обеспечения). Добавлю также, что переход на электронные аукционы - это серьезнейший этап в развитии города и первый реальный шаг к построению электронного общества. Разумеется, система будет совершенствоваться, но уже сегодня ясно: обратной дороги нет.
ИА "Альянс Медиа"