В Госдуме обсудили проблемы СРО в сфере ЖКХ
16.06.2010 16:45
Перевод сферы ЖКХ на рыночные рельсы затруднен из-за того, что институт самоуправления нуждается в регулировании. А это значит, что необходимо установить четкие правила игры для всех игроков на рынке - как для владельцев квартир, так и для УК и ТСЖ. Такой вывод сделали участники прошедших 15 июня в Госдуме парламентских слушаний на тему «О законодательном обеспечении механизмов саморегулирования и самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
Как отметила вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, процент изношенности объектов коммунального хозяйства во многих регионах РФ превысил 60%. При этом сам процесс реформирования ЖКХ проводится в России без малого 15 лет, но особенно существенные изменения в сфере предоставления услуг по управлению недвижимостью произошли в 2004 году, когда был принят новый Жилищный кодекс, создающий возможность привлечения коммерческих структур для управления жилыми домами. Впрочем, по ее же словам, в этой сфере до сих пор остается много нерешенных проблем. Наиболее острыми из них вице-спикер Госдумы назвала правовые и финансовые.
Л. Слиска пояснила, что в ЖК сформулированы главные принципы, по которым можно привлекать коммерческие структуры для предоставления услуг по обслуживанию многоквартирных жилых домов, но не сформировано, что такое «надлежащее содержание» дома, и отсутствуют даже минимальные требования к управляющей компании. Отсюда проблемы на рынке ЖКХ, проявляющиеся в многочисленных правовых и финансовых злоупотреблениях со стороны привлекаемых к управлению недвижимостью организаций, и отсутствие ответственности управляющих компаний и ТСЖ перед гражданами.
По оценкам вице-спикера ГД, за последние два года создано более десяти тысяч частных управляющих компаний. Под их управлением находится 800 тысяч домов, в которых проживают более 70 млн человек. «К сожалению, далеко не все из них демонстрируют примеры добросовестного бизнеса. По оценкам экспертов, годовой ущерб собственников жилья от злоупотреблений правом распоряжения деньгами жителей составляет 65 млрд руб. Практикуется одновременное выставление счетов разными компаниями, что приносит общий ущерб в размере 7,5 млрд руб. Имеют место случаи направления жителям платежек от компаний-однодневок, за год ущерб от таких действий составляет 1 млрд руб», - пояснила Л. Слиска.
Выходом из сложившейся ситуации, как отметила Л. Слиска, могло бы стать введение института саморегулирования, кроме того, необходима разработка единых правил и требований к профессиональной деятельности участников рынка, создание механизмов материальной ответственности УК перед гражданами. Впрочем, по ее словам, начало положительных сдвигов в этой сфере есть: в феврале 2010 года было зарегистрировано создание объединений СРО, управляющих недвижимостью, и на сегодня в этой сфере создано 26 СРО, объединяющих более 700 УК из 42 субъектов РФ, и более 700 тыс. многоквартирных домов. «СРО приняли на себя добровольную коллективную ответственность, что будет способствовать уменьшению правонарушений в этой сфере предпринимательства», - подчеркнула Л. Слиска.
Председатель Комитета по собственности ГД Виктор Плескачевский отметил, что ответственное регулирование в сфере ЖКХ как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны собственников жилья может обеспечить только создание СРО одновременно среди УК и ТСЖ. По его словам, законодательные инициативы депутатов направлены на решение трех фундаментальных проблем в этой сфере. Первая – не менее 90% всего жилого фонда находится в коллективном владении, между тем состав собственников весьма неоднороден. Вторая проблема – за последние 100 лет система дважды претерпела национализацию и один раз «недоприватизацию». Третья проблема – в действующем законодательстве институт ТСЖ как объединение граждан для управления общим имуществом не прописан досконально.
«Да и другой институт – УК - не прописан. И не потому, что не захотели, а потому, что не смогли», - таков вердикт вынес В. Плескачевский. Он пояснил, что проблема связана, в частности, с соблюдением регламента по обеспечению безопасности управления зданий по многоквартирным домам. И здесь неясно, каким образом ТСЖ должно нести ответственность по обеспечению этих требований. «До реального самоуправления нам еще расти и расти, но нужно перенимать положительный опыт, поддерживать инициативы, в том числе по принятию уставов ТСЖ», - считает глава думского комитета.
Он подчеркнул, что оптимальное ТСЖ – это граждане с одним уровнем достатка. Поэтому он предложил в рекомендации парламентских слушаний вписать требование прекратить практику бесплатной приватизации жилых помещений для исключения неоднородности собственников имущества в многоквартирных домах.
Кроме того, для обеспечения безопасности жилого здания необходимо либо вводить лицензирование этого вида деятельности, либо вводить институт СРО в деятельности УК. В любом случае должны быть установлены четкие правила для деятельности компаний, так как проводить работы по обеспечению безопасности зданий «нельзя доверить кому попало», - считает В. Плескаческий.
Заместитель председателя Комитета по собственности Евгений Богомольный подчеркнул, что нельзя оставить без внимания вопрос взаимоотношений УК с поставщиками коммунальных услуг. Здесь, по его словам, тоже много непроработок. И как следствие, многие жильцы получают не одну, а сразу несколько квитанций на оплату коммунальных услуг, так как в регионах не всегда есть единые расчетные центры. Он предложил ускорить разработку проекта типовых договоров с поставщиками коммунальных ресурсов. Такой подход позволит защитить права рядового потребителя как от произвола естественных монополистов, так и от недобросовестных УК.
По словам директора департамента ЖКХ Минрегионразвития Ирины Булгаковой, на сегодняшний день все долги, которые возникают от деятельности недобросовестных УК, в конечном счете оплачивает рядовой потребитель. Однако задолженность далеко не всегда возникает только из-за неэффективной деятельности УК. Это может происходить и из-за отсутствия полноценной системы учета поставляемых услуг.
Заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Галина Елизарова напомнила, что все СРО, в том числе в сфере ЖКХ, регистрируются в Росреестре. Сейчас зарегистрировано 75 СРО, из них в сфере ЖКХ - 38. Наибольшее количество СРО зарегистрировано в ЦФО – 11. В состав 28 организаций входит по 25 членов, а более 30-ти членов объединяет лишь 6 организаций. По закону минимальное число субъектов предпринимательской деятельности в составе СРО составляет 25.
Как пояснила Г. Елизарова, и в вопросах регистрации СРО не все проработано. Например, законодательно не закреплено, что СРО должна предоставлять информацию об изменении числа членов, о том, кто из них выбыл из организации и по какой причине. Между тем подробный статистический учет помогал бы потребителям искать более надежных поставщиков услуг. С этой же целью она призвала активизировать процесс создания компенсационных фондов СРО. Пока в большинстве СРО объем таких фондов складывается из расчета 3 тыс. рублей на одного члена.
По данным заместителя начальника управления по контролю и надзору в области строительства, природных ресурсов и ЖКХ ФАС Максима Кононенко, пока более четверти жилищного фонда в городах с населением сто тысяч и более управляется государственными и муниципальными унитарными предприятиями, еще около 10% обслуживаются частными компаниями, но с 25%-ным и более государственным участием. С учетом высокого уровня государственного управления Кононенко призвал более осторожно подходить в вопросу «внедрения саморегулирования сверху».
Президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин выступил как представитель рядовых потребителей. По его словам, ему в своем подъезде удалось остановить процесс подписания договора, по которому якобы гарантировали снижение оплаты услуг. Однако в договоре не было ни прейскуранта, ни исполнителя услуг. По его мнению, очень важно, чтобы формирование компенсационных фондов СРО не привело к удорожанию услуг УК. При этом он призвал депутатов «не мучиться и не создавать плохие СРО, так как в большинстве своем все эти управляющие компании - бывшие ЖЭКи, в которых стоимость одной услуги была одна бутылка».
Тем не менее, судя по настрою остальных участников слушаний, в их планах как раз создание «хороших» СРО. С этой целью все прозвучавшие предложения будут внесены в итоговые рекомендации.
ИА "Альянс Медиа"
Как отметила вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, процент изношенности объектов коммунального хозяйства во многих регионах РФ превысил 60%. При этом сам процесс реформирования ЖКХ проводится в России без малого 15 лет, но особенно существенные изменения в сфере предоставления услуг по управлению недвижимостью произошли в 2004 году, когда был принят новый Жилищный кодекс, создающий возможность привлечения коммерческих структур для управления жилыми домами. Впрочем, по ее же словам, в этой сфере до сих пор остается много нерешенных проблем. Наиболее острыми из них вице-спикер Госдумы назвала правовые и финансовые.
Л. Слиска пояснила, что в ЖК сформулированы главные принципы, по которым можно привлекать коммерческие структуры для предоставления услуг по обслуживанию многоквартирных жилых домов, но не сформировано, что такое «надлежащее содержание» дома, и отсутствуют даже минимальные требования к управляющей компании. Отсюда проблемы на рынке ЖКХ, проявляющиеся в многочисленных правовых и финансовых злоупотреблениях со стороны привлекаемых к управлению недвижимостью организаций, и отсутствие ответственности управляющих компаний и ТСЖ перед гражданами.
По оценкам вице-спикера ГД, за последние два года создано более десяти тысяч частных управляющих компаний. Под их управлением находится 800 тысяч домов, в которых проживают более 70 млн человек. «К сожалению, далеко не все из них демонстрируют примеры добросовестного бизнеса. По оценкам экспертов, годовой ущерб собственников жилья от злоупотреблений правом распоряжения деньгами жителей составляет 65 млрд руб. Практикуется одновременное выставление счетов разными компаниями, что приносит общий ущерб в размере 7,5 млрд руб. Имеют место случаи направления жителям платежек от компаний-однодневок, за год ущерб от таких действий составляет 1 млрд руб», - пояснила Л. Слиска.
Выходом из сложившейся ситуации, как отметила Л. Слиска, могло бы стать введение института саморегулирования, кроме того, необходима разработка единых правил и требований к профессиональной деятельности участников рынка, создание механизмов материальной ответственности УК перед гражданами. Впрочем, по ее словам, начало положительных сдвигов в этой сфере есть: в феврале 2010 года было зарегистрировано создание объединений СРО, управляющих недвижимостью, и на сегодня в этой сфере создано 26 СРО, объединяющих более 700 УК из 42 субъектов РФ, и более 700 тыс. многоквартирных домов. «СРО приняли на себя добровольную коллективную ответственность, что будет способствовать уменьшению правонарушений в этой сфере предпринимательства», - подчеркнула Л. Слиска.
Председатель Комитета по собственности ГД Виктор Плескачевский отметил, что ответственное регулирование в сфере ЖКХ как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны собственников жилья может обеспечить только создание СРО одновременно среди УК и ТСЖ. По его словам, законодательные инициативы депутатов направлены на решение трех фундаментальных проблем в этой сфере. Первая – не менее 90% всего жилого фонда находится в коллективном владении, между тем состав собственников весьма неоднороден. Вторая проблема – за последние 100 лет система дважды претерпела национализацию и один раз «недоприватизацию». Третья проблема – в действующем законодательстве институт ТСЖ как объединение граждан для управления общим имуществом не прописан досконально.
«Да и другой институт – УК - не прописан. И не потому, что не захотели, а потому, что не смогли», - таков вердикт вынес В. Плескачевский. Он пояснил, что проблема связана, в частности, с соблюдением регламента по обеспечению безопасности управления зданий по многоквартирным домам. И здесь неясно, каким образом ТСЖ должно нести ответственность по обеспечению этих требований. «До реального самоуправления нам еще расти и расти, но нужно перенимать положительный опыт, поддерживать инициативы, в том числе по принятию уставов ТСЖ», - считает глава думского комитета.
Он подчеркнул, что оптимальное ТСЖ – это граждане с одним уровнем достатка. Поэтому он предложил в рекомендации парламентских слушаний вписать требование прекратить практику бесплатной приватизации жилых помещений для исключения неоднородности собственников имущества в многоквартирных домах.
Кроме того, для обеспечения безопасности жилого здания необходимо либо вводить лицензирование этого вида деятельности, либо вводить институт СРО в деятельности УК. В любом случае должны быть установлены четкие правила для деятельности компаний, так как проводить работы по обеспечению безопасности зданий «нельзя доверить кому попало», - считает В. Плескаческий.
Заместитель председателя Комитета по собственности Евгений Богомольный подчеркнул, что нельзя оставить без внимания вопрос взаимоотношений УК с поставщиками коммунальных услуг. Здесь, по его словам, тоже много непроработок. И как следствие, многие жильцы получают не одну, а сразу несколько квитанций на оплату коммунальных услуг, так как в регионах не всегда есть единые расчетные центры. Он предложил ускорить разработку проекта типовых договоров с поставщиками коммунальных ресурсов. Такой подход позволит защитить права рядового потребителя как от произвола естественных монополистов, так и от недобросовестных УК.
По словам директора департамента ЖКХ Минрегионразвития Ирины Булгаковой, на сегодняшний день все долги, которые возникают от деятельности недобросовестных УК, в конечном счете оплачивает рядовой потребитель. Однако задолженность далеко не всегда возникает только из-за неэффективной деятельности УК. Это может происходить и из-за отсутствия полноценной системы учета поставляемых услуг.
Заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Галина Елизарова напомнила, что все СРО, в том числе в сфере ЖКХ, регистрируются в Росреестре. Сейчас зарегистрировано 75 СРО, из них в сфере ЖКХ - 38. Наибольшее количество СРО зарегистрировано в ЦФО – 11. В состав 28 организаций входит по 25 членов, а более 30-ти членов объединяет лишь 6 организаций. По закону минимальное число субъектов предпринимательской деятельности в составе СРО составляет 25.
Как пояснила Г. Елизарова, и в вопросах регистрации СРО не все проработано. Например, законодательно не закреплено, что СРО должна предоставлять информацию об изменении числа членов, о том, кто из них выбыл из организации и по какой причине. Между тем подробный статистический учет помогал бы потребителям искать более надежных поставщиков услуг. С этой же целью она призвала активизировать процесс создания компенсационных фондов СРО. Пока в большинстве СРО объем таких фондов складывается из расчета 3 тыс. рублей на одного члена.
По данным заместителя начальника управления по контролю и надзору в области строительства, природных ресурсов и ЖКХ ФАС Максима Кононенко, пока более четверти жилищного фонда в городах с населением сто тысяч и более управляется государственными и муниципальными унитарными предприятиями, еще около 10% обслуживаются частными компаниями, но с 25%-ным и более государственным участием. С учетом высокого уровня государственного управления Кононенко призвал более осторожно подходить в вопросу «внедрения саморегулирования сверху».
Президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин выступил как представитель рядовых потребителей. По его словам, ему в своем подъезде удалось остановить процесс подписания договора, по которому якобы гарантировали снижение оплаты услуг. Однако в договоре не было ни прейскуранта, ни исполнителя услуг. По его мнению, очень важно, чтобы формирование компенсационных фондов СРО не привело к удорожанию услуг УК. При этом он призвал депутатов «не мучиться и не создавать плохие СРО, так как в большинстве своем все эти управляющие компании - бывшие ЖЭКи, в которых стоимость одной услуги была одна бутылка».
Тем не менее, судя по настрою остальных участников слушаний, в их планах как раз создание «хороших» СРО. С этой целью все прозвучавшие предложения будут внесены в итоговые рекомендации.
ИА "Альянс Медиа"