Rambler's Top100

Москва: предпринимателям рассказали о тонкостях новой системы госзаказа

11.06.2010 12:24
Семинар по актуальным вопросам государственных и муниципальных закупок и обеспечению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к госзакупкам состоялся 9 июня в столичном Центральном доме предпринимателя. Организовано мероприятие было Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы по инициативе Межрегионального общественного фонда содействия защите прав предпринимателей «Деловая перспектива».
Президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства (РАРМП) Александр Иоффе, открывая семинар, отметил, что успешное участие в госзаказе – это хорошая возможность поддержать свой бизнес. Он сообщил, что данный семинар проведут представители Федеральной антимонопольной службы РФ и Минэкономразвития России. «Я призываю вас быть активными, задавать вопросы – и приятные, и неприятные, - обратился А. Иоффе к предпринимателям. – Высказывайте свои мнения относительно того, как действует федеральный закон о госзакупках, как действует практика проведения торгов». Это, подчеркнул президент РАРМП, очень важно. С одной стороны, считает он, бизнесмены получат ответы на интересующие их вопросы, с другой – лоббисты малого и среднего бизнеса будут больше знать, какие вносить предложения по изменению законодательства, правоприменительной практики в области госзакупок.
Руководитель «Деловой перспективы» Дина Крылова сообщила, что на семинаре будет обсуждена практика контроля размещения госзаказа и развитие законодательства в части госзаказа. Она выразила надежду, что участники семинара получат много важной информации, которая поможет им развивать свои бизнес.
Начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС России Михаил Евраев рассказал о правоприменительной практике в сфере госзаказа в свете реформирования законодательства. Из его сообщения предприниматели узнали много действительно актуальной на сегодня информации.
В первую очередь М. Евраев отметил, что в результате реформ повышается качество финансовых инструментов госзаказа, что должно обусловить более высокое качество государственных заказа. Он также напомнил, что согласно принятому год назад ФЗ-164 из сферы размещения госзаказа исключено страхование ответственности. Страхование было признано неэффективным инструментом при организации торгов. Прозвучало, что рассматривается возможность для заказчика требовать обеспечения обязательств по контракту независимо от суммы от контракта. «Без этого говорить о качестве государственных контрактов априори не приходится», - заявил начальник управления ФАС.
Введен новый финансовый инструмент – поручительство крупного юридического лица, напомнил М. Евраев. Поручительство будет действовать наряду с такими механизмами как банковская гарантия, внесение денежных средств компании. Юридическое лицо, выступающее поручителем, должно иметь не менее 300 млн руб. капитала; оно может выдать обеспечение на сумму не более 10% от размера имеющихся резервов. Этот инструмент будет совершенствоваться, пообещал М. Евраев.
Начальник управления ФАС подчеркнул, что компаниям придется предоставлять настоящее финансовое обеспечение, именно это - одно из условий повышения ответственности исполнителя, соответственно, улучшения качества контрактов. Причем, предпринимателю необходимо думать о финобеспечении заранее. Следует помнить, что невозможно получить банковскую гарантию за 1-2 дня, на это уходит неделя. А таких сроков у предпринимателя, выигравшего конкурс, нет, он обязан предоставить обеспечение перед подписанием контракта. Если бизнесмен не предоставит обеспечение вовремя, он будет признан уклоняющимся от подписания договора. Последствия – внесение в реестр недобросовестных поставщиков и потеря денег в сумме до 5% от стоимости контракта.
М. Евраев обратил внимание на такой момент: законодательно будет исключено предоставление банковских гарантий страховыми компаниями. Гарантии по закону смогут предоставлять только кредитные учреждения. Но и сегодня, отметил начальник управления ФАС, несмотря на отсутствие соответствующих норм, страховые компании не вправе давать банковские гарантии, о чем бизнесу следует знать и помнить.
Ключевым направлением в сфере госзаказа М. Евраев назвал электронные аукционы. С начала будущего года все российские заказчики, включая региональных и муниципальных, будут размещать госзаказы исключительно на электронных аукционах. «С 1 января 2011 г. мы переходим на работу на едином общероссийском портале», - напомнил он и добавил, что это изменит работу системы в лучшую сторону. Будет создано единое информационное пространство, и для получения необходимой информации по госзаказу предпринимателям достаточно будет зайти на один сайт, а не блуждать по разным, как это нередко происходит сегодня.
Электронные аукционы будут проходить на пяти электронных площадках. Три всероссийские площадки – Москвы, Татарстана и Сбербанка России - работают уже сегодня, на них зарегистрировано порядка 17 тыс. предпринимателей. Две – РТС и ММВБ - заработают через два-три месяца. Было отмечено, что такое количество площадок оптимально, оно обеспечивает конкуренцию и в то же время позволяет минимизировать финансовые и управленческие риски, осуществлять необходимый контроль за процессом. По мнению М. Евраева, электронные аукционы позволят решить такие актуальные сегодня проблемы госзаказа как сговор и давление на участников аукциона. К слову, при электронных аукционах жалобы на действия заказчиков будут рассматриваться как и при обычных. Претензии будет рассматривать центральный аппарат ФАС.
Участие в торгах будет бесплатным и для предпринимателей, и для заказчиков, предупредил М. Евраев. Оплату в размере около 3 тыс. руб. будут вносить только победители торгов. А со временем и для них участие в электронных торгах станет бесплатным на всех этапах.
Будет уделено особое внимание тому, чтобы предприниматели после торгов вовремя получали сумму финансового обеспечения. Сейчас, сообщил начальник управления ФАС, наблюдаются нарушения в части своевременного возврата средств заказчиками, к таким нарушителям применяются предусмотренные законом санкции. Кроме того, заказчик будет нести ответственность за непредусмотренную контрактом отсрочку оплаты. Будут наказываться и ответственные лица, нарушившие закон о соблюдении доли в спецторгах для малого и среднего бизнеса. Прозвучало, что уже начата проверка исполнения нормы заказа.
М. Евраев сообщил также, что можно будет получить одну электронную подпись, необходимую для участия в торгах и работать с ней на всех площадках и на всех лотах. Эта информация наверняка порадовала предпринимателей. Ранее, по поводу необходимости приобретать несколько подписей для участия в разных торгах, они высказывали серьезные претензии, о чем сообщало ИА «Альянс Медиа». Подпись будет действительна в течение 1 года; сегодня рассматривается возможность продления ее действия на 3 года.
Заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике МЭР РФ Анна Катамадзе более детально осветила вопросы электронных торгов, в частности, указала сроки подачи заявок на участие, на ограничения, связанные с суммами лотов. Она сделала акцент на отмене торгов по котировкам. Касаясь темы финансовых инструментов, А. Катамадзе отметила, что в будущем, вероятней всего, придется ограничиться только банковскими гарантиями, поскольку такой механизм как поручительство связан со многими рисками. Кроме того, А. Катамадзе пошагово описала действия предпринимателя при участии в электронных торгах.
По окончании мероприятия предприниматели задали ведущим семинара вопросы и высказали свои предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства.

ИА "Альянс Медиа"