Rambler's Top100

Социальная отвественность бизнеса: кто кому должен?

10.06.2010 17:33
Социальная ответственность бизнеса стала главной темой Всероссийского форума «Создавая общие ценности: стратегия в корпоративной социальной ответственности», прошедшего в гостинице «Мариотт КотЯрд».
Открывая форум, журналист Георгий Бовт заметил, что наличие в стране ответственного за своих работников и окружающую среду бизнеса не может не радовать. Формирование гражданского общества, по его мнению, находится в России в начальной стадии, и дискуссия по поводу того, какие ценности из числа мировых и общечеловеческих стоит принимать, а какие не стоит, еще в самом разгаре.
«В России не сложилось еще чёткого понимания, что такое социальная ответственность. Все три стороны процесса – власть, бизнес и общество – имеют свой взгляд на проблему, и все эти три взгляда находятся в отношениях порой антагонистических. Считается, например, что бизнес всем и всюду должен, но разве общество, власть не должны?» - адресовал риторический вопрос аудитории Г.Бовт.
Генеральный директор ООО «Нестле Россия» Стефан де Локер отметил, что компания работает в России в течение 15 лет, имеет 13 заводов на территории страны. С.Де Локер считает, что такие ценности, как чистая вода, правильное питание и здоровье населения, должны распространяться не только в узком корпоративном кругу, но и во всём обществе в целом, в том числе при активном участии «Нестле».
Постоянный координатор системы ООН, постоянный представитель ПРООН в России Фроде Мауринг напомнил, что проекту «Сеть Глобального договора ООН в России» исполнилось 10 лет. Целями проекта является насаждение общечеловеческих ценностей в корпоративных кругах страны: соблюдение прав человека, трудового законодательства, экологических норм производства, антикоррупционная деятельность корпораций.
«Инициируя проект, мы видели взаимопонимание со стороны крупных российских бизнес-структур, которые так же, как мы, считали, что бизнес должен быть вовлечён в социальные инициативы, создание социальных ценностей, и эта деятельность должна быть в перспективе неотъемлемой частью корпоративных стратегий. Нашими целями в России являются и чистая вода, и здоровое питание, и здоровье нации, и развитие сельскохозяйственных районов. Российский бизнес сегодня достаточно активен в сотрудничестве с нами, и это означает, что его цели совпадают с целями ООН», - заключил Ф.Мауринг.
Вице-президент "Нестле" по корпоративным вопросам Нильс Кристиансен подчеркнул, что, хотя целью «Нестле» является зарабатывание денег, компании не чужда мысль о «социальной прибыли» общества, его пользе.
«Неотъемлемой частью бизнеса «Нестле» в мире и России является получение и использование в производственном цикле чистой воды, производство экологически чистых и сбалансированных продуктов, забота о здоровье регионов, с которыми ведётся бизнес», - утверждает Н.Кристиансен.
Компания старается мотивировать своих работников именно на выполнение этих задач.
«В России мы применяем наши системы очистки воды, системы использования попутных газов в замкнутом цикле производства. Мы помогаем фермерам, сотрудничающим с нами по всему миру, беречь воду, внедряем установки получения альтернативной энергии на своих заводах, возобновляем источники сырья. Россия прекрасно знает наши витаминизированные каши, молочные продукты для детей, кубики «Магги», которых выпущено уже 19 млрд штук. Наша образовательная программа начата в 1999-ом году, в ней сегодня участвует 5 тыс. школ из 27 регионов страны, через нее проходит 300 тыс. детей ежегодно. По миру мы ведём 56 программ для 5 млн детей. Надеемся, что в 2011-ом году число наших программ увеличится до 80-ти», - сообщил Н.Кристиансен.
В заключение он добавил, что приз за лучшее внедрение корпоративных социальных ценностей от «Нестле» в этом году получила Камбоджа. В этой стране «Нестле» провела обучающий курс по эффективному выращиванию овощей и фруктов.
Директор проекта по устойчивому развитию Глобального договора ООН и Программы развития ООН Александр Бим назвал пять субъектов корпоративной социальной ответственности (КСО): государство, компании, гражданское общество, работники и их профессиональные объединения, местные сообщества.
«Представления о КСО компаний и государства в России существенно разнятся. В обществе нет консенсуса по поводу того, что такое КСО, хотя «Социальная хартия российского бизнеса», созданная РСПП, действует наряду с международными инициативами. КСО – благотворительность, несение социальных затрат компаниями? Мы считаем, что КСО есть прежде всего обеспечение эффективного взаимодействия компаний с внешней средой на основе непротиворечивости с ней бизнес-стратегии компании», - заявил А.Бим.
КСО, по его мнению, должно быть неотъемлемой частью деятельности компании, ее стратегии, долгосрочной политики.
«При этом стратегия должна быть гласной, то есть представлять собой совокупность открытых документов и процедур, которые могут быть оценены третьими лицами. Социальная отчётность должна быть регулярной, а диалог с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) – системным. Иными словами, КСО представляет собой дополнительные обязательства, которые компания берет на себя сверх требуемых законодательством», - пояснил А.Бим.
Он выразил несогласие с тем, что КСО в России носит коммуникативный характер, сосредотачиваясь на PR- и GR-компаниях.
«Необязательный, декларативный характер КСО в России приводит к тому, что диалог не развивается, а ожидания властей неоправданно завышаются. При постановке очередной задачи есть соблазн объявить ее зоной ответственности бизнеса. Интерес к КСО носит зачастую формальный характер», - подчеркнул А.Бим.
Кризис, по его словам, изрядно подорвал авторитет КСО в России и мире: отмечается эгоизм топ-менеджмента компаний и их акционеров.
«Доходы корпоративного сектора в 2009-ом году выросли на 13%, в то время как ВВП России упал более чем на 7%», - утверждает А.Бим.
Ослабли позиции бизнеса и в отношениях с государством, заключил он.
Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович заявил, что проблема корпоративной социальной ответственности стоит в России как никогда серьёзно.
«Сегодня никто в России не может заниматься социально ответственными проектами, не получив благословения российских властей», - считает Е.Бунимович.
Компании, как и власть, склонны использовать участие в социальных программах в целях корпоративного пиара, а общество реагирует на социальные проекты адресно – на отдельного больного ребенка, сироту или инвалида.
«Эта взаимная некорректность социальных отношений и есть причина сложившейся ситуации. Нужен общий словарь, общее понимание ее, чтобы строить цивилизованные отношения ребенка и общества, например», - предложил Е.Бунимович.
По его словам, даже очевидные вещи, вроде максимы о том, что право ребенка выше права собственности, приходится сегодня доказывать в Конституционном суде РФ.
«Бизнес-сообщество сейчас активно включилось в процесс построения цивилизованной модели, но почему-то те, кто много зарабатывает, считают себя умнее всех. Купят еды, игрушек, памперсов, завезут в детский дом и через 15 минут уезжают, не понимая, что детям прежде всего нужно общение, живой контакт. Почему-то богатые филантропы считают, что лучше всех знают, что нужно детям, но это далеко не так», - продолжил Е.Бунимович.
По его мнению, дети не должны быть объектом облагодетельствования. Решения следует принимать вместе с детьми.
«Ребенок – равноправный субъект принятия решения. Сегодня общепризнано, что компьютерные знания в семьях приходят не от родителей к детям, а наоборот. И то же самое относится к экологическим знаниям и… толератности. КСО нужно воспитывать не сверху вниз, а снизу вверх: дети еще не успели разделиться на бизнес и власть, работников и работодателей», - заключил Е.Бунимович.
Начальник отдела Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России Валентина Березина пообещала, что тема формирования здорового и безопасного образа жизни «красной нитью» пройдёт сквозь все этапы дошкольного, школьного и среднеспециального образования.
«Ряд наших проектов направлен и на педагогов, и на родителей. Мы будем бороться с асоциальными проявлениями детства, формировать позитивные поведенческие стереотипы. Хочу поблагодарить компанию «Нестле», программа которой «Разговор о правильном питании» является одной из самых значимых на территории страны, объединяя 23 региона. Она меняет сознание: мало изменить внешний облик столовых и обучить кадры, надо поменять отношение к питанию у детей, родителей, учителей», - заявила В.Березина.
Президент региональной общественной организации содействия защите прав детей «Право ребенка», член комиссии Общественной палаты (ОП) по социальным вопросам и демографической политике, член комиссии ОП по развитию образования Борис Альтшулер заявил, что в России достойной зарплатой обеспечено всего 1,7 млн рабочих мест.
«Рынки недоступны, родители маются от безделья и пьют, дети заброшены и озлоблены – вот цитата с недавнего обсуждения в Общественной палате, посвященного социальной сфере России. Известно, что семьи с детьми у нас самые малообеспеченные. Это им за долги отрубают газ, отопление, воду. Из 18 млн семей России с низкими доходами - половина семей, где оба родителя безработные, и финансовое неблагополучие становится постоянным доходом для российской бюрократии, получающей по $4 млрд в год на защиту детей, лишенных родительской опеки», - считает Б.Альтшулер.
России, считает он, нужна современная система защиты детства, вводу которой всячески сопротивляется бюрократия, паразитирующая на детских проблемах и госсредствах, выделяемых на их решение.
«Демографический кризис усугубляет положение страны, где проводится 120 тыс. абортов в год, а годовая убыль населения превышает 1 млн человек. Соотечественники бегают от милиции, эмиграционная амнистия же откладывается и откладывается. 12 млн детей живет в бедных семьях, которые в конце концов не выдерживают и сдают детей в интернаты. Страну, где невозможно завести корову, чтобы поить своих детей молоком, потому что никакой гарантии отдачи вложений нет, впору назвать страной-самоубийцей», - констатировал Б.Альтшулер.
Деньги, выделяемые на школьное питание, по его данным, просто "уходят в песок" – в "свои", прикормленные местными администрациями "карманные" компании, но есть способ бороться с коррупцией, перечисляя средства на школьную пластиковую карточку каждому ребенку, который сможет израсходовать эти средства только в школе.
«При этом у ребенка появится выбор, какую котлету съесть, чьего производства, что и поспособствует развитию реальной конкуренции среди компаний-производителей школьного питания», - полагает Б.Альтшулер (??? общеизвестно, что при свободе выбора школьники предпочтут фастфуд типа сникерсов, чипсов и т.д. - Прим. редакции).
Бизнес, по его мнению, не должен дублировать работу государства, развозя по интернатам подарки, и вести системообразующую работу по строительству гражданского общества – институтов независимой общественности.

ИА "Альянс Медиа"