Инфраструктура поддержки МСП - "приводной ремень" госполитики
26.05.2010 11:05
Какова роль инфраструктуры в реализации государственных и муниципальных программ по развитию малого и среднего предпринимательства? С какими проблемами сегодня можно столкнуться при создании организаций инфраструктуры и обеспечении их деятельности? Эти и другие вопросы обсуждались 25 мая в рамках X Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий в Торгово-промышленной палате РФ на дискуссионной площадке «Инфраструктура».
Как отметил во вступительном слове ведущий дискуссию, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства (РАРМП) Александр Иоффе, задача инфраструктуры как системы заключается в том, что она должна помогать бизнесу получать ответы на интересующие его вопросы. Это приобретает особое значение в свете того, например, что в крупных консалтинговых структурах информацию можно получить за солидные деньги, малым предпринимателям это не под силу. Поэтому, подчеркнул А. Иоффе, в законодательстве прописано, что государство помимо заботы о поддержке МСБ должно содействовать развитию инфраструктуры поддержки. «Это очень важно, - отметил он. - Оно должно дотировать инфраструктуру, помогать создавать ее, поддерживать ее деятельность с тем, чтобы все услуги, которые требуются для малого и среднего бизнеса, были доступны предприятиям, которые не имеют свободных капиталов или значительных средств». Глава РАРМП назвал инфраструктуру «приводным ремнем государственной региональной и муниципальной политики в отношении малого и среднего бизнеса», который должен работать эффективно.
О роли инфраструктуры в реализации государственной поддержки инновационной деятельности рассказал генеральный директор Агентства по развитию инновационного предпринимательства Москвы Алексей Костров. Как он считает, во многом от того, как эффективно будет действовать инфраструктура, зависит то, насколько весомую помощь государства малые и средние предприятия получат. Поэтому это направление является приоритетным в деятельности агентства, а Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы уделяет развитию инфраструктуры пристальное внимание.
В Москве, сообщил А. Костров, создание инфраструктуры, связанной с инновациями, началось в 2005 г. При этом была максимально использована инфраструктура поддержки МСБ, которая сформировалась в столице в середине 90-х годов прошлого века, и задействованы уже действующие организации: технопарки, венчурные фонды. Для информирования инновационных предприятий об имеющейся системе государственной поддержки и для координации элементов инфраструктуры поддержки инновационных МП было создано Агентство по развитию инновационного предпринимательства. Одной из задач, поставленных перед агентством, было создание системы «одного окна», чтобы предприниматель в одном месте смог получить информацию о всех инструментах государственной поддержки инноваций. А. Костров отметил, что строительство системы господдержки инновационной деятельности основывалось на принципах частно-государственного партнерства. В частности, именно так в Москве создавались первые венчурные фонды.
За несколько лет инфраструктура развилась. Вместе с тем, существует до сих пор и совершенствуется система субсидирования, основы которой были заложены 5 лет назад. Как подчеркнул генеральный директор агентства, каждый год на 70% увеличивается число заявок и на 50% растет число тех инновационных МП, кого агентство поддержало. Организация ведет работу по стимулированию сбыта инновационной продукции, предоставляет бизнесу консалтинговые, образовательные услуги.
Для дальнейшего развития инфраструктуры поддержки инноваций в целом важно, по мнению А. Кострова, повысить согласованность действий всех организаций инфраструктуры. Тогда можно будет добиться уменьшения расходования бюджетных средств и повысить результативность действий государственных органов власти по поддержке этого сектора МСБ, заключил глава Агентства по развитию инновационного предпринимательства.
Заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы Илья Власов высказался по поводу проблемы нежилых помещений, которая основательно тормозит процесс организации инфраструктуры, развитие малого бизнеса. Проблемы начались после вступления в силу ФЗ-108, который ст. 17.1, ввел дополнение в ФЗ-135. Ст. 17.1 подразумевает, что предоставление имущества идет по результатам торгов, аукционов или конкурсов, за исключением 13 позиций, перечисленных в п.1 этой статьи. А п.2 предусматривает, что распределение имущества, регулируемого земельным, водным, воздушным кодексом, не подпадает под действие данной статьи. То есть, изначально земельные участки выпадают из этого перечня. Они предоставляются исключительно по Земельному кодексу на основании ст. 38 - по результатам торгов и ст.31 – по заявлению лица. К сожалению, ст. 31 в Москве в силу ряда причин не применяется, констатировал заместитель руководителя ДМСП. А при торгах, которые в этом случае проводятся в форме аукциона, малый бизнес, учитывая высокую стоимость земли, не сможет соперничать с крупным бизнесом при аренде помещений.
В конечном итоге, продолжил И. Власов, внесены изменения и предусмотрена пролонгация договоров аренды помещений для МП столицы, которые до 1 июля 2008 г. арендовали эти помещения. Что касается организаций инфраструктуры, то для них такой льготы нет. И сегодня у ряда организаций инфраструктуры поддержки МСП столицы возникли проблемы с площадями, которые не решаются, поскольку организации не являются субъектами МСП. Обращение в антимонопольные органы ничего дало, констатировал замглавы ДМСП.
А. Иоффе отметил важность этой темы. Помощник руководителя ФАС России Алексей Кожевников в ответ заявил, что вопрос в части предприятий инфраструктуры находится под его личным контролем. Он заверил, что в ближайшее время обсудит его с руководителем службы с целью найти оптимальный вариант решения проблемы.
Президент Московского центра развития предпринимательства Игорь Городничий предложил рассмотреть более широкую трактовку термина «инфраструктура». Кроме непосредственно инфраструктуры - самих организаций, заявил он, существуют определенные инфраструктурные проблемы. «Я хотел бы поднять вопрос об информационной инфраструктуре поддержки малого бизнеса, - сказал он. – Не о самой инфраструктуре, о которой мы говорим, а инфраструктуре в целом по стране, в более широком понимании».
В регионах, заметил И. Городничий, строится инфраструктура информационной поддержки. Но на сегодня программы поддержки бизнеса в регионах построены по принципу регионального финансирования, что не позволяет «перешагнуть границу региона», осуществить интеграцию информационных ресурсов между регионами. В Москве такая граница преодолена благодаря тому, что столица имеет широко развитые экономические взаимоотношения с другими регионами, субъектами РФ. Получилось, что Москва, создавая собственную информационную инфраструктуру поддержки МБ, создала ее в более широком масштабе. Но здесь есть проблема: такая система, финансируемая из столицы, ограничена в своем развитии. Возникают вопросы: нужно ли это Москве и соответствует ли это тем бюджетным расходам на информационную поддержку МБ города? То же самое происходит в других регионах.
Президент МЦРП высказал мнение о целесообразности софинансирования межрегиональных или общефедеральных проектов. Тот подход, который сегодня существует, - финансирование региональным бюджетам и софинансирование только федеральных программ федеральными органами и МЭР России - не позволяет шире посмотреть на эту проблему и решить ее. И. Городничий предложил внести коррективы в резолюцию по итогам дискуссионной площадки: дать более конкретные поручения по разработке и реализации специальных программ развития электронной информационной инфраструктуры и поставить вопрос об организации такого межрегионального взаимодействия.
Директор Российского микрофинансового центра Михаил Мамута заявил, что хотел бы обратить внимание регионов на новые возможности, которые открываются у них с точки зрения развития собственной, региональной финансовой инфраструктуры для малого бизнеса. «Начну с инфраструктуры микрофинансирования, инфраструктуры финансовой поддержки начинающих предпринимателей, потому что именно здесь сегодня принимаются достаточно важные решения, связанные с развитием законодательства, которые сказываются и на регионах», - отметил он.
Как сообщил М. Мамута, инфраструктура микрофинансирования включает в себя несколько элементов. Один из них - кредитные кооперативы, аккумулирующие временно не работающие денежные средства как юридических лиц, так и населения. С их развитием возник ряд проблем, вызванных некачественным регулированием их деятельности, но во многом благодаря усилиям Минфина ситуация стабилизировалась. В 2009 г. был принят ФЗ-190 «О кредитной кооперации», он распространяется почти на все виды кредитных кооперативов, кроме сельскохозяйственных. Отмечая новации закона, М. Мамута в первую очередь сказал об определении органа госрегулирования и надзора на рынке кредитной кооперации. Такими полномочиями наделен Минфин. После 4 августа 2010 г. все кредитные кооперативы должны будут предоставлять отчетность в Минфин, а также соответствовать ряду стандартов, обеспечивающих финансовую устойчивость, защиту прав потребителя и членов кооперативов. М. Мамута также сообщил, что до 4 августа 2011 г. все кредитные кооперативы должны будут присоединиться к саморегулируемой организации. Кроме того, прозвучало, что кооперативы являются по закону субъектами МСП, следовательно, вправе рассчитывать на все виды господдержки.
Директор Российского микрофинансового центра также осветил ситуацию с законом о микрофинансировании. Законопроект прошел все межведомственные согласования и 14 мая был принят Госдумой в первом чтении. В июне он будет рассматриваться во втором чтении. Есть надежда, что в недалеком будущем он будет принят окончательно и вступит в силу.
Присутствовавшие на площадке представители региональных бизнес-сообществ в своих выступлениях, касаясь темы развития инфраструктуры малого и среднего бизнеса, в большинстве случаев основной акцент делался на создании и развитии технопарков, бизнес-инкубаторов. В связи с этим заместитель директора Департамента по развитию малого и среднего предпринимательства МЭР России Наталья Ларионова заметила, что практически не услышала выступлений, которые помогли бы департаменту усовершенствовать программы поддержки и развития МСП в части развития инфраструктуры.
Н. Ларионова также огласила ряд сообщений. Во-первых, сказала она, ожидается внесение поправок в указ Президента РФ «О деятельности муниципалитетов», предполагающих появление показателей оценки их деятельности, связанной с развитием предпринимательства. Во-вторых, готовится Госсовет на тему «Малый бизнес и муниципалитеты», который состоится, предположительно, в августе с.г.. В-третьих, готовится закон, предусматривающий отмену налога, которым облагаются государственные субсидии на поддержку МСП.
В заключение заседания А. Иоффе отметил, что все предложения, высказанные участниками заседания, будут учтены и представлены на пленарном заседании конференции.
ИА "Альянс Медиа"
Как отметил во вступительном слове ведущий дискуссию, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства (РАРМП) Александр Иоффе, задача инфраструктуры как системы заключается в том, что она должна помогать бизнесу получать ответы на интересующие его вопросы. Это приобретает особое значение в свете того, например, что в крупных консалтинговых структурах информацию можно получить за солидные деньги, малым предпринимателям это не под силу. Поэтому, подчеркнул А. Иоффе, в законодательстве прописано, что государство помимо заботы о поддержке МСБ должно содействовать развитию инфраструктуры поддержки. «Это очень важно, - отметил он. - Оно должно дотировать инфраструктуру, помогать создавать ее, поддерживать ее деятельность с тем, чтобы все услуги, которые требуются для малого и среднего бизнеса, были доступны предприятиям, которые не имеют свободных капиталов или значительных средств». Глава РАРМП назвал инфраструктуру «приводным ремнем государственной региональной и муниципальной политики в отношении малого и среднего бизнеса», который должен работать эффективно.
О роли инфраструктуры в реализации государственной поддержки инновационной деятельности рассказал генеральный директор Агентства по развитию инновационного предпринимательства Москвы Алексей Костров. Как он считает, во многом от того, как эффективно будет действовать инфраструктура, зависит то, насколько весомую помощь государства малые и средние предприятия получат. Поэтому это направление является приоритетным в деятельности агентства, а Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы уделяет развитию инфраструктуры пристальное внимание.
В Москве, сообщил А. Костров, создание инфраструктуры, связанной с инновациями, началось в 2005 г. При этом была максимально использована инфраструктура поддержки МСБ, которая сформировалась в столице в середине 90-х годов прошлого века, и задействованы уже действующие организации: технопарки, венчурные фонды. Для информирования инновационных предприятий об имеющейся системе государственной поддержки и для координации элементов инфраструктуры поддержки инновационных МП было создано Агентство по развитию инновационного предпринимательства. Одной из задач, поставленных перед агентством, было создание системы «одного окна», чтобы предприниматель в одном месте смог получить информацию о всех инструментах государственной поддержки инноваций. А. Костров отметил, что строительство системы господдержки инновационной деятельности основывалось на принципах частно-государственного партнерства. В частности, именно так в Москве создавались первые венчурные фонды.
За несколько лет инфраструктура развилась. Вместе с тем, существует до сих пор и совершенствуется система субсидирования, основы которой были заложены 5 лет назад. Как подчеркнул генеральный директор агентства, каждый год на 70% увеличивается число заявок и на 50% растет число тех инновационных МП, кого агентство поддержало. Организация ведет работу по стимулированию сбыта инновационной продукции, предоставляет бизнесу консалтинговые, образовательные услуги.
Для дальнейшего развития инфраструктуры поддержки инноваций в целом важно, по мнению А. Кострова, повысить согласованность действий всех организаций инфраструктуры. Тогда можно будет добиться уменьшения расходования бюджетных средств и повысить результативность действий государственных органов власти по поддержке этого сектора МСБ, заключил глава Агентства по развитию инновационного предпринимательства.
Заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы Илья Власов высказался по поводу проблемы нежилых помещений, которая основательно тормозит процесс организации инфраструктуры, развитие малого бизнеса. Проблемы начались после вступления в силу ФЗ-108, который ст. 17.1, ввел дополнение в ФЗ-135. Ст. 17.1 подразумевает, что предоставление имущества идет по результатам торгов, аукционов или конкурсов, за исключением 13 позиций, перечисленных в п.1 этой статьи. А п.2 предусматривает, что распределение имущества, регулируемого земельным, водным, воздушным кодексом, не подпадает под действие данной статьи. То есть, изначально земельные участки выпадают из этого перечня. Они предоставляются исключительно по Земельному кодексу на основании ст. 38 - по результатам торгов и ст.31 – по заявлению лица. К сожалению, ст. 31 в Москве в силу ряда причин не применяется, констатировал заместитель руководителя ДМСП. А при торгах, которые в этом случае проводятся в форме аукциона, малый бизнес, учитывая высокую стоимость земли, не сможет соперничать с крупным бизнесом при аренде помещений.
В конечном итоге, продолжил И. Власов, внесены изменения и предусмотрена пролонгация договоров аренды помещений для МП столицы, которые до 1 июля 2008 г. арендовали эти помещения. Что касается организаций инфраструктуры, то для них такой льготы нет. И сегодня у ряда организаций инфраструктуры поддержки МСП столицы возникли проблемы с площадями, которые не решаются, поскольку организации не являются субъектами МСП. Обращение в антимонопольные органы ничего дало, констатировал замглавы ДМСП.
А. Иоффе отметил важность этой темы. Помощник руководителя ФАС России Алексей Кожевников в ответ заявил, что вопрос в части предприятий инфраструктуры находится под его личным контролем. Он заверил, что в ближайшее время обсудит его с руководителем службы с целью найти оптимальный вариант решения проблемы.
Президент Московского центра развития предпринимательства Игорь Городничий предложил рассмотреть более широкую трактовку термина «инфраструктура». Кроме непосредственно инфраструктуры - самих организаций, заявил он, существуют определенные инфраструктурные проблемы. «Я хотел бы поднять вопрос об информационной инфраструктуре поддержки малого бизнеса, - сказал он. – Не о самой инфраструктуре, о которой мы говорим, а инфраструктуре в целом по стране, в более широком понимании».
В регионах, заметил И. Городничий, строится инфраструктура информационной поддержки. Но на сегодня программы поддержки бизнеса в регионах построены по принципу регионального финансирования, что не позволяет «перешагнуть границу региона», осуществить интеграцию информационных ресурсов между регионами. В Москве такая граница преодолена благодаря тому, что столица имеет широко развитые экономические взаимоотношения с другими регионами, субъектами РФ. Получилось, что Москва, создавая собственную информационную инфраструктуру поддержки МБ, создала ее в более широком масштабе. Но здесь есть проблема: такая система, финансируемая из столицы, ограничена в своем развитии. Возникают вопросы: нужно ли это Москве и соответствует ли это тем бюджетным расходам на информационную поддержку МБ города? То же самое происходит в других регионах.
Президент МЦРП высказал мнение о целесообразности софинансирования межрегиональных или общефедеральных проектов. Тот подход, который сегодня существует, - финансирование региональным бюджетам и софинансирование только федеральных программ федеральными органами и МЭР России - не позволяет шире посмотреть на эту проблему и решить ее. И. Городничий предложил внести коррективы в резолюцию по итогам дискуссионной площадки: дать более конкретные поручения по разработке и реализации специальных программ развития электронной информационной инфраструктуры и поставить вопрос об организации такого межрегионального взаимодействия.
Директор Российского микрофинансового центра Михаил Мамута заявил, что хотел бы обратить внимание регионов на новые возможности, которые открываются у них с точки зрения развития собственной, региональной финансовой инфраструктуры для малого бизнеса. «Начну с инфраструктуры микрофинансирования, инфраструктуры финансовой поддержки начинающих предпринимателей, потому что именно здесь сегодня принимаются достаточно важные решения, связанные с развитием законодательства, которые сказываются и на регионах», - отметил он.
Как сообщил М. Мамута, инфраструктура микрофинансирования включает в себя несколько элементов. Один из них - кредитные кооперативы, аккумулирующие временно не работающие денежные средства как юридических лиц, так и населения. С их развитием возник ряд проблем, вызванных некачественным регулированием их деятельности, но во многом благодаря усилиям Минфина ситуация стабилизировалась. В 2009 г. был принят ФЗ-190 «О кредитной кооперации», он распространяется почти на все виды кредитных кооперативов, кроме сельскохозяйственных. Отмечая новации закона, М. Мамута в первую очередь сказал об определении органа госрегулирования и надзора на рынке кредитной кооперации. Такими полномочиями наделен Минфин. После 4 августа 2010 г. все кредитные кооперативы должны будут предоставлять отчетность в Минфин, а также соответствовать ряду стандартов, обеспечивающих финансовую устойчивость, защиту прав потребителя и членов кооперативов. М. Мамута также сообщил, что до 4 августа 2011 г. все кредитные кооперативы должны будут присоединиться к саморегулируемой организации. Кроме того, прозвучало, что кооперативы являются по закону субъектами МСП, следовательно, вправе рассчитывать на все виды господдержки.
Директор Российского микрофинансового центра также осветил ситуацию с законом о микрофинансировании. Законопроект прошел все межведомственные согласования и 14 мая был принят Госдумой в первом чтении. В июне он будет рассматриваться во втором чтении. Есть надежда, что в недалеком будущем он будет принят окончательно и вступит в силу.
Присутствовавшие на площадке представители региональных бизнес-сообществ в своих выступлениях, касаясь темы развития инфраструктуры малого и среднего бизнеса, в большинстве случаев основной акцент делался на создании и развитии технопарков, бизнес-инкубаторов. В связи с этим заместитель директора Департамента по развитию малого и среднего предпринимательства МЭР России Наталья Ларионова заметила, что практически не услышала выступлений, которые помогли бы департаменту усовершенствовать программы поддержки и развития МСП в части развития инфраструктуры.
Н. Ларионова также огласила ряд сообщений. Во-первых, сказала она, ожидается внесение поправок в указ Президента РФ «О деятельности муниципалитетов», предполагающих появление показателей оценки их деятельности, связанной с развитием предпринимательства. Во-вторых, готовится Госсовет на тему «Малый бизнес и муниципалитеты», который состоится, предположительно, в августе с.г.. В-третьих, готовится закон, предусматривающий отмену налога, которым облагаются государственные субсидии на поддержку МСП.
В заключение заседания А. Иоффе отметил, что все предложения, высказанные участниками заседания, будут учтены и представлены на пленарном заседании конференции.
ИА "Альянс Медиа"