Rambler's Top100

Если не удастся уменьшить дефицит бюджета, придется увеличивать налоги

17.05.2010 14:00
Если российским властям не удастся решить задачу снижения дефицита бюджета и оптимизации государственных расходов, придется возвращаться к вопросу увеличения налогов. Об этом сообщил вице-премьер – министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая в пятницу на совместном заседании коллегий Минфина России и Минэкономразвития России.
По словам А.Кудрина, налоговая политика на ближайшие три года будет рассмотрена на заседании Правительства РФ в четверг, 20 мая. Министр финансов предупредил присутствовавших на коллегии представителей российских регионов, что, во всяком случае, пусть не в этом документе, но очень скоро «нужно будет вернуться к вопросу об отмене или уменьшении льгот по налогу, который поступает в субъекты Российской Федерации».
Мировой экономический кризис еще не завершился, и это «сохраняет определенную возможность кризиса для России», - считает А.Кудрин.
Рост мировой экономики, начавшийся в прошлом году, еще неустойчив, отметил он. «Мы в этом году почувствуем эффект от очень низкого уровня, который мы получили в прошлом году. Но поддерживать высокие темпы роста будет сложно», - цитирует слова А.Кудрина пресс-служба Правительства РФ.
«Безработица пока будет находиться на высоком уровне. Конечный плательщик за все эти кредиты - работающий гражданин - пока не будет иметь всех ресурсов для поддержания своего спроса», - отметил министр. Также, по его мнению, не стоит слишком надеяться на доходы от высоких цен на нефть. Таким образом, докризисные факторы роста экономики - высокое потребление населения за счет высоких цен не нефть, приток капитала и укрепление рубля – уже не будут в такой степени, как раньше, содействовать экономическому росту.
«Перед нами стоят ключевые задачи в сфере стратегического планирования и модернизации. Нужен поиск инноваций, создание такого механизма, когда бы у нас в России на каждом предприятии, а не только в отдельных экономических зонах и инновационных центрах была заинтересованность в привлечении инвестиций и внедрении инноваций, - подчеркнул А.Кудрин. - Только тогда в целом заработает мотор экономики».
Глава Минфина сообщил, что останется верен своей политике сбережения и формирования государственных резервов. Он напомнил, что в результате своей политики расходования средств в благоприятные годы государство не приняло мер по сдерживанию инфляции и не подготовилось к кризису. В результате «мы вошли в кризис так, что вынуждены были с учетом рисков кредиты выдавать по 25% для некоторых предприятий. В части снижения инфляции мы не смогли подготовиться, не смогли помочь предприятиям нулевой ставкой ЦБ и минимальной ставкой на рынках. Не потому, что мы этого не хотели, а потому что не создали условий», - отметил А.Кудрин.
«Если для Еврозоны величина госдолга в 60% является предельно возможной, то для развивающихся рынков и для России нужно иметь придел госдолга не выше 30-40%, - убежден министр. - Мы должны снижать дефицит бюджета не до 3% , а до 1% или 0%». «Соответственно, с возможностями нашего нефтегазового сектора и зависимостью от мировых цен на нефть, мы должны снизить дефицит бюджета в 2012 году до 3% и до нуля - в 2015 году», - пояснил А.Кудрин.
«Нам нельзя увеличивать дефицит (бюджета)», - категорически заявил глава Минфина.
«Я понимаю, что мне зададут вопрос: «Как же те программы, которые как раз сейчас нужно развернуть»? Ведь как раз сейчас нужно переориентировать средства на поддержку отдельных отраслей, инноваций в целях модернизации. Да, слышу упреки, что Кудрин опять не даст деньги на поддержку модернизации и инноваций», - отметил министр. Он пояснил, что средства на модернизацию нужно выделять, перераспределяя статьи бюджетных расходов, но «это можно сделать только в рамках этого ограничения (т.е. не увеличивая дефицит бюджета), которое нам нельзя преодолевать, иначе мы получим другие риски в целом для всей экономики».
А.Кудрин напомнил, что в ближайшие годы правительству предстоит решать вопросы, связанные с растущим дефицитом Пенсионного фонда и с увеличением расходов по Фонду обязательного медицинского страхования. При этом Резервный фонд будет израсходован уже в этом году, а средства Фонда национального благосостояния предназначены для решения других задач – в частности, для софинансирования добровольных пенсионных накоплений. «Более чем 450 млрд рублей из Фонда национального благосостояния в виде исключения передали ВЭБу для субординированных кредитов на 10 лет. И на 10 лет эта цифра, эти деньги уже связаны», - отметил А.Кудрин.
«Если нам не удастся решить задачу снижения дефицита и оптимизации расходов, придется возвращаться к вопросу увеличения налогов», - считает глава Минфина.
По его мнению, особенно следует обратить внимание на сбалансированность своих бюджетов субъектам РФ. «В России, если можно так сказать, среди субъектов есть нефтяные державы со своими профицитами. А есть похожие на Грецию, уже накопившие долг. Им уже приходилось помогать», - отметил министр и привел в качестве примера Московскую область.
«Правительству приходится принимать решения в ключевой момент, не допуская дефолта, не допуская недоверия финансовых институтов к финансированию субъектов. Если бы мы не смогли помочь, то риски на финансовом рынке возросли бы. Мы должны и будем следить за состоянием финансов, стимулировать качественное управление ими», - заявил А.Кудрин.
По его словам, на сегодняшний день дефицит бюджетов субъектов небольшой. В 2008 году до кризиса он составлял всего 0,1% ВВП. В 2009 г. суммарный дефицит бюджетов субъектов РФ составил 0,8%. Общий долг субъектов составил к началу 2010 г. 1 трлн 024 млрд рублей. «В 2008 году у нас было 5 регионов, которые имели долг выше 50% от своих собственных доходов. В 2009 году – уже 11 таких регионов», - отметил глава Минфина.
«Нам хотелось бы, чтобы регионы начинали себя более строго контролировать по объему ежегодного дефицита, который могут себе позволить, - сказал он. - Обычно эта планка известна, дефицит годовой не должен быть больше 15% собственных доходов». «В основном инфраструктурные проблемы лежат в значительной степени на уровне субъектов. Это очень важно, поэтому мы будем решать эти задачи вместе с субъектами, желая улучшить формы их поддержки», - отметил министр.
«Мы должны придерживаться принципов ответственности, разграничения полномочий между федеральными органами власти и субъектами, между государством и бизнесом. И очень строго определять эти зоны ответственности», - считает А.Кудрин.

ИА "Альянс Медиа"