Rambler's Top100

Санкт-Петербург: нужно учить и бизнес, и власть

09.03.2010 09:00
Генеральный директор Санкт-петербургского межрегионального ресурсного Центра Владислав Расковалов уверен: повышать компетенцию должны и предприниматели, и госслужащие.
В.: Одна из задач центра - создание кадрового резерва управленцев в Северо-Западном регионе. Востребованы ли оказались в кризис эти люди? Продолжается ли работа по формированию резерва? И претерпели ли какие-то изменения подходы к формированию резерва?
О.: Еще как востребованы. Достаточно сказать, что в первой сотне президентского резерва оказались 11 выпускников нашей программы. И резерв продолжает обновляться. В этом направлении работает специальная комиссия, куда входит, среди прочих экспертов, губернатор Петербурга. Со своей стороны мы тоже предлагаем кандидатуры, которые отбираем путем экспертного анкетирования, оценки их уровня компетенции.
Как правило, у нас есть возможность оценивать эти компетенции на форумах, в деловых играх и т. п. Мы не навязываем свои предложения, а говорим комиссии: по нашим оценкам, этот человек - лидер, а принимать его или не принимать - решать вам.
В.: Много и часто говорят о том, что потребности бизнеса в кадрах и число и качество выпускников никак не состыкуются. Что, по-вашему, мешает бизнесу и системе высшего образования решить эту проблему?
О.: Думаю, что проблему также нужно решать путем модернизации системы профобразования. В свое время советская система подготовки кадров была одной из лучших. Нужно взять за основу все лучшее и провести модернизацию учебно-методической базы, повысить квалификацию преподавательского состава, привлечь молодых ученых. Последнее, конечно, требует финансовых затрат, так как сложно представить, что молодой ученый согласится сегодня работать за 4 тыс. рублей. А молодые нужны, потому что сегодня существует очень большой возрастной разрыв среди преподавателей: почти всем за 60 лет. Но это долгий процесс. Пока же мы со своей стороны совместно с комитетом по науке и высшей школе и рядом университетов запустили проект "Адаптация системы образования для экономики".
Суть его в том, что мы совместно с работодателем разрабатываем модель компетенций и потом направляем ее в вуз. А там уже готовят кадры по конкретной потребности работодателя, причем программы должны быть гибкими, мобильно реагировать на рынок. Думаю, такая модель будет востребована.
В.: Есть мнение, что сегодня проблема переподготовки, перепрофилирования людей, которые оказались уволенными, состоит в том, что не учитывается, каким организациям и какие именно специалисты нужны. Что вы можете сказать по этому поводу?
О.: Вы совершенно правильно отметили эту проблему. И она была актуальна до этого года. И причина состояла в том, что отделы кадров компаний не могли сформулировать, люди какой компетенции им нужны, чтобы мы могли предложить переподготовку. Но с этого года многое изменилось. Мы проводим не только мониторинг спроса и предложения на рынке труда, но и отслеживаем потребности бизнеса по отраслевому признаку.
В 2009 г. мы превентивно, чтобы в результате сокращения люди не оказались на улице, переподготовили по рабочим специальностям 315 человек. Вице-губернатор Михаил Осеевский сказал, что бухгалтеров уже достаточно, нужно готовить рабочих.
В.: 315 человек - это ведь капля в море!
О.: Да, это совсем не много, но все зависит от финансирования, а возможности учебных заведений города таковы, что они в состоянии переподготовить всех нуждающихся. В этом году выделено 5,5 млн рублей.
В.: По вашему мнению, изменил ли кризис и как спрос на управленцев?
О.: Недавно мы провели исследование среди топ-менеджеров - выпускников Президентской программы подготовки кадров. 78% опрошенных ответили, что организации, в которых они работают, преодолели кризисную ситуацию. К слову, этого добились благодаря сокращению затрат и расходов компании, улучшению системы работы с клиентами и заказчиками за счет корректировки цен на товары и услуги, изменению структуры организации, изменению кадровой политики и т.д.
Остальные выпускники частично пострадали от кризиса и в настоящий момент успешно с ним справляются. Часть из них выбрала уход в малый бизнес. Один из выводов, который можно сделать, - кризис повлиял на спрос среди управленцев, однако не столь сильно, как он коснулся, например, специалистов.
В.: Изменился ли набор на Президентскую программу?
О.: Да, корректировка произошла. Министерство экономического развития как главный государственный заказчик Президентской программы разделило квоту в 5 тыс. человек, которые определены на всю Россию, на два блока. Один - это 3 тыс. мест с 550-часовой программой обучения для топ-менеджеров среднего и крупного бизнеса. Другой - 2 тыс. мест со 120-часовой программой для руководителей малого бизнеса.
В обоих случаях предусматривается стажировка либо на ведущих предприятиях России, либо за рубежом. Для Петербурга квота первого блока на 2009-2010 учебный год составила 224 места. Причем это на 40-50 человек больше даже, чем для Москвы. В дополнение к этому набору мы участвуем в эксперименте Минэкономразвития: набрали 14 слушателей на социальную программу для здравоохранения и образования.
За счет этой программы, а также набора для второго блока общее число слушателей Президентской программы окажется больше, чем в прежние годы. Что косвенно говорит о том, что среди управленцев профессионалов все еще не хватает.
В.: Одним из важных критериев обучения по президентской программе является наличие проекта, который внедряется на предприятии. Могли бы вы привести несколько примеров таких проектов, чтобы понять их уровень?
О.: Действительно, человек не может поступить в программу, если у него нет проекта (хотя бы даже на уровне идеи) модернизации компании. Отбираем исходя из того, насколько проекты нужны городу. А это экология, энергосбережение, медицина, транспорт.
Вот буквально на днях получил благодарственное письмо от НИИ токов высокой частоты по поводу проекта, который прорабатывала их сотрудница на президентской программе. Реализовав проект, они в 5 раз увеличили производство и вытеснили с рынка финнов и американцев. Можно отметить и ОАО "Слотекс", которым было привлечено инвестиций на 372 млн рублей и реализован инновационный проект на предприятии с экономическим эффектом около 2,5 млн евро. А благодаря проекту государственно-частного партнерства, с которым на обучение пришла профессор, доктор медицинских наук председатель совета директоров сети клиник "Она" Марина Власова, сейчас создается федеральная телевизионная коммутационная сеть между медицинскими центрами. Такая сеть позволит существенно расширить возможности по оказанию медицинских консультаций высококвалифицированными врачами-специалистами в режиме онлайн, используя удаленный доступ.
В.: В сентябре 2010 г. начнется подготовка управленцев по губернаторской программе. Квота 100 человек. Как формируется эта цифра?
О.: Она формируется с учетом того, что действующая Президентская программа принимает на обучение 324 человека, дополнительно по губернаторской программе мы насчитали по результатам конкурса и потребностей предприятий еще 100 человек.
В.: Эта программа от президентской отличается только источниками финансирования (50% - бюджет Петербурга, 50% - бизнес) или есть и другие отличия? И кого будут принимать на обучение?
О.: Мы полагаем, что в этой программе будут учитываться запросы города исходя из приоритетных направлений его социально-экономического развития. Это касается таких областей, как наука, образование, автомобильный кластер, машиностроение, судостроение, специальное приборостроение, лазерные технологии, медицина. Будем брать не только топ-менеджеров, но и государственных служащих. Дело в том, что когда мы проводили деловую игру "Власть и бизнес", оказалось, что существует много барьеров в реализации проектов не только для бизнеса со стороны властей, но и для властей со стороны бизнеса. Так что повышать компетенции нужно с обеих сторон.

ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Деловой Петербург"