Rambler's Top100

По закону о торговле много вопросов даже у опытных юристов

04.03.2010 16:15
Проблемы применения закона о торговле с учетом сложившихся норм гражданского и антимонопольного права, а также практики поведения на рынке обсуждались на прошедшей 4 марта конференции.
Как отметил управляющий партнер Goltsblat BLP Андрей Гольцблат, проблема применения закона о торговле и связанные с ней вопросы, стоящие перед розничной торговлей и поставщиками, не может решиться с помощью проведения отдельной дискуссии. Однако, по его словам, очень важно наметить ключевые направления и концептуальные институты, которые позволят бизнесу принимать правовые решения и достичь бизнес-целей.
«Не секрет, что государство, поспешно принимая новый закон, преследовало благие цели, в первую очередь поддержать российских производителей-поставщиков, находящихся в дискриминационном положении относительно продавцов. Однако принятие закона не изменило ситуацию коренным образом: не были услышаны ни проблемы поставщиков, ни розничной торговли, а сам закон непонятен для них», - считает юрист.
Он пояснил, что конфликт между сетями и поставщиками должен быть разрешен на государственном уровне. «Но в итоге получилось не совсем то, чего ожидали», - заключил А. Гольцблат.
С принятием закона, по его словам, фактически исчезла система бонусов, единственный сохранившийся – это бонус за объем. По понятным причинам сети не откажутся от бонусов и будут получать их от объема, без учета ассортимента. Таким образом, поставщик столкнулся с новой проблемой: непонятно, как контролировать обязанности розницы в отношении ассортимента и всех других показателей, за исключением объема. В то же время у розницы пока тоже нет схемы, как получить бонус за счет объемов реализуемой продукции. Как пояснил А. Гольцблат, с принятием закона появилось большое число подобных противоречий, значит, понадобится много изменений в законе. По его прогнозам, по результатам анализа правоприменительной практики уже в сентябре появится «второй том» закона о торговле по аналогии с «вторым антимонопольным пакетом законов».
Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский не стал отрицать, что закон несовершенен, он обязательно будет дорабатываться. «Но главное, что арбитражная функция закона – сохранять баланс между интересами поставщиков и сетей будет выполнена. И очень правильно, что в законе большое внимание уделено защите именно российских производителей – как представителей более молодого, но менее опытного в вопросах юридической защиты поколения российского бизнеса», - заверил замруководителя ФАС.
Старший юрист по корпоративной практике Goltsblat BLP Николай Вознесенский отметил, что основные риски при применении закона связаны с расширительным толкованием сложившихся условий рынка. В частности, неопределенны многие нормы, связанные с ценообразованием.
Старший юрист коммерческой практики Александр Партин отметил, что не меньше проблем возникнет в сфере регулирования отношений между поставщиками и торговыми организациями. Много вопросов у юриста к статье 13 закона, вводящей специальные антимонопольные правила в сфере торговли. В частности, по запрету договора комиссии и навязывании условий договоров, а также по дискриминационным условиям у опытного юриста были следующие вопросы. По каким причинам появился запрет и для каких целей он введен? Означает ли запрет полную невозможность использовать договор комиссии при реализации продовольственных товаров? Что понимается под «смешанным договором, содержащим элементы договора комиссии»? Какие действия или бездействия могут быть признаны «навязыванием»? Какие доказательства необходимы для доказывания навязывания условий договора со стороны контрагента? Где грань между «навязыванием» и обычным ходом переговоров? Распространяется ли запрет на дискриминационные условия на случай установления различных цен для разных контрагентов? Судя по шквалу вопросов на эту тему от представителей сетей, как ранее замечено, очень хорошо защищенных в правовом смысле, у человека не слишком разбирающегося в юридической казуистике может возникнуть только один вывод: малым предприятиям–поставщиками придется и вовсе нелегко работать в соответствии с «буквой закона».

ИА "Альянс Медиа"