Rambler's Top100

Е.Федоров: закон о торговле решает проблему сбыта продукции для малого бизнеса

11.02.2010 18:07
Принятие закона о торговле – крупнейший шаг для совершенствования рыночных отношений в РФ, развития конкуренции и рыночного ценообразовании. Кроме того, закон направлен не против сетевой торговли, а против локальных монополистов в небольших городах. Такую позицию озвучил председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров на прошедшей 10 февраля в пресс-центре «Российской газеты» пресс-конференции, посвященной новым правилам игры в торговле в связи с вступлением с 1 февраля закона о торговле.
По мнению главы думского комитета, главная суть закона состоит в том, что он разделяет нормальную и монопольную части торговой наценки. Монопольная наценка, по его мнению, составляет до 50% от конечной цены товара. Таким образом, потребитель в отсутствии конкуренции вынужден переплачивать за товар значительную часть средств из собственного кармана. Со вступлением в силу нового закона ситуация должна коренным образом меняться. Е. Федоров прогнозирует в ближайший год среднее снижение цен до 15%. Но по настоящему буква закона заработает через 3-4 года, в этом случае произойдет еще более значительное снижение цен, вплоть до 50%.
Как пояснил депутат, закон закрывает возможность не только и не столько для монопольного положения одной торговой сети на рынке, сколько для локальных сетей. Именно практика существования последних характерна для российских регионов. Система проста – в небольшом городе или районе работает всего пять-шесть магазинов, причем все они принадлежат одному владельцу. Формально такие торговые структуры нельзя назвать сетями, но по факту это сеть, занимающая доминирующее положение на рынке и безнаказанно диктующая цены, обеспечивая себе сверхприбыль.
«В крупных мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург, захват локальных рынков проходил на уровне микрорайонов, в том числе по таким объектам, как магазины «шаговой доступности». С принятием закона такие нерыночные способы получить сверхприбыль за счет монопольного положения полностью пресекаются», - заверил Е. Федоров.
От принятия закона выигрывают не только потребители, но и поставщики продукции. Как пояснил депутат, логика проста: не будет локальных монополистов – не будет давления на поставщика с установкой бонусов за вхождение и неустановленными сроками расчетов. «Ситуация, когда с позиции силы монополист фактически навязывает «зависимому» поставщику свои правила игры, исключается», - убежден Е. Федоров.
В течение года, по его оценкам, произойдет полное исключение кабальных договоров, так как перезаключаться они будут по новым, рыночным правилам. Депутат пояснил, что сегодня в сетевых магазинах и у малого торгового бизнеса цены могут быть одинаковые. Но торговая наценка в МБ составляет 60% от той, которую ставят сети. Цены одинаковые потому, что сети получают еще 40% за счет давления на поставщика, максимально опуская закупочные цены.
Кстати, возможность появления пустых прилавков в магазинах депутат полностью исключает, объясняя это тем, что если монополисты уйдут с рынка, в желающих работать по рыночным правилам недостатка не будет. При этом «честный бизнес» в конкурентной борьбе за покупателя будет делать ставку на снижение издержек бизнеса, усиление логистической составляющей, повышение эффективности и качества предпринимательской деятельности.
На вопрос ИА «Альянс Медиа», о том, чем выгоден новый закон для малого торгового и агробизнеса, Е. Федоров ответил, что установлена 60% квота на торговые площади для малого бизнеса. Речь идет о местах для торговли на ярмарках и в рыночных комплексах. Кроме того, небольшие магазины могут безболезненно продлевать аренду площадей по заниженным ставкам.
Что касается малого производственного бизнеса, то Е. Федоров согласился с мнением, что пока он сильно уступает в развитии своему брату-торговцу. Тем не менее и его интересы учтены в законе. «Уже есть первые результаты, доказывающие, что закон заработал. Началось массовое заключение договоров крупных сетей на поставки с малым бизнесом. Причем на постоянной основе. Сети заключают договоры с малым и средним бизнесом о прямых поставках продукции, но под марками торговых сетей. Если вы покупаете молоко или сыр под маркой торговой сети, то это и есть результат работы закона. Деньги из сетей идут в малый агробизнес. Проблема была в том, что у малого бизнеса хороший, качественный товар, но нет бренда. Эту задачу снимает торговля, позволяя малому бизнесу реализовать продукцию под единым брендом, одновременно инвестируя в отечественное производство. Этот важный элемент закона уже сегодня работает в поддержку малого бизнеса», - пояснил Е. Федоров.

ИА "Альянс Медиа"