Основные программы поддержки инновационного бизнеса в США

08.01.2010 19:00
В начале 80-х годов ХХ века необходимость эффективного проведения в жизнь государственной инновационной политики была осознана во многих развитых и быстро развивающихся странах. В период перехода к постиндустриальному развитию особое внимание уделялось поиску и поддержке наиболее динамичных предприятий, действующих в инновационной сфере. В этом отношении наиболее характерным является опыт США, где государственная инновационная политика способствует широкому привлечению научно-технического потенциала малого бизнеса для решения важнейших национальных научно-технических проблем. Так, в 1982 г. был принят федеральный закон «О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе» (The Small Business Innovation Development Act of 1982 - P.L. 102-567, and 1992 - P.L. 102-564), основными целями которого являются:
1. Стимулирование технологических инноваций;
2. Использование потенциала МП для реализации федеральных заказов на выполнение НИОКР;
3. Содействие в привлечении талантливых людей к занятию технологическими инновациями;
4. Помощь частному сектору в коммерциализации научно-технических достижений по результатам НИОКР, выполненных по федеральным заказам;
5. Вовлечение малых предприятий в квалификационный перечень фирм США, работающих в инновационной сфере, для удовлетворения национальных потребностей в специальных исследованиях и разработках.
В последующем правительство США, приняло дополнительные законодательные меры в целях развития инновационной деятельности на различных предприятиях. В ряду мощных стимулирующих мер, способствующих расширению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), явилось решение об исключении из налогообложения сумм, затрачиваемых на приобретение оборудования для осуществления этих работ. Кроме того, ряд налоговых льгот, предоставляемых инвестиционным компаниям и венчурным фондам, повысил их заинтересованность в финансировании инновационных проектов.
В числе наиболее масштабных мероприятий по поддержке НИОКР в сфере малого бизнеса необходимо указать на разработку и успешную реализацию федеральных программ «Инновационные исследования в малом бизнесе» (The Small Business Innovation Research - SBIR) и «Трансферт технологий малого бизнеса» (The Small Business Technology Transfer - STTR). Ежегодно в рамках этих программ финансируется более 2 тысяч инновационных проектов. Общее управление этими программами осуществляется Администрацией малого бизнеса (АМБ).
Программа SBIR ориентирована на привлечение инновационного потенциала малого бизнеса для решения научно-технических проблем по тематике крупнейших федеральных министерств и национальных агентств. В их числе: Министерство сельского хозяйства; Министерство торговли; Министерство обороны; Министерство образования; Министерство энергетики; Министерство здравоохранения и обслуживания населения; Министерство транспорта; Агентство защиты окружающей среды; Национальное управление по аэронавтике и космонавтике; Национальная Академия наук и Комиссия по атомной энергии. Каждая из этих организаций может субсидировать свыше $100 млн для выполнения НИОКР силами малых предприятий. Эти организации, являясь участниками SBIR, сами определяют размеры и виды финансовой поддержки будущих разработчиков и готовят тематические планы НИОКР, оценивают перспективность предпринимательских предложений и проводят конкурсы по распределению субсидий, грантов или контрактов. SBIR является конкурсной программой финансирования инновационной деятельности МП, связанной с исследованиями и разработкой научно-технических проблем государственной важности и обладающей значительным коммерческим потенциалом.
Ежегодный бюджет программы SBIR превышает $2 млрд, что позволяет реализовать около тысячи инновационных проектов. Процесс реализации работ по тематике SBIR, а также размер финансовой поддержки определяется, исходя из квалификации малого предприятия, оригинальности инновационного предложения, его промышленных достоинств и коммерческих перспектив его реализации. Деятельность малых предприятий, претендующих на участие в программе SBIR, должна соответствовать определённой специализации в инновационной сфере, сопрягающейся с тематикой федеральных НИОКР. Состав сотрудников предприятия должен включать квалифицированных исследователей, разработчиков и аналитиков, численность которых может достигать 2/3 от общего числа занятых. Для получения доступа к участию в реализации инновационных проектов по программе SBIR малые предприятия должны соответствовать следующим жестким критериям:
• Предприятие должно быть частным, коммерческим, принадлежать гражданину США и быть независимым в своём управлении;
• Предприятие должно быть прибыльно работающим;
• На предприятии должны работать профессиональные исследователи;
• Количество занятых на предприятии не должно превышать 500 работающих.
Для предприятий, заинтересованных в участии в программе SBIR, рекомендуется разработать инновационный бизнес-план по тематике конкурсных проектов НИОКР. Это даст возможность оценить реалистичность предлагаемого проекта. Такой бизнес-план должен включать следующие разделы:
 Краткое описание сферы деятельности предприятия и стратегических целей его развития;
 Описание продуктов, услуг и процессов, которые намерено предприятие представить на рынок;
 Описание рынка, на котором действует предприятие и план конкурентной экспансии;
 Описание основных конкурентов и раскрытие преимуществ предприятия перед другими конкурентами;
 Биографические данные о владельцах и ключевых фигурах предприятия;
 Цель поиска дополнительных капиталовложений и расчет их величины;
 Финансовое положение предприятия, включающее данные за прошедшие несколько лет и прогнозы на ближайшие 3-7 лет.
Инновационные проекты малых предприятий, пройдя конкурс на участие в программе SBIR и получив соответствующие субсидии или гранты, приступают к реализации своих проектов. Программой предусмотрено следующие три фазы развития инновационных проектов:
I фаза является начальным этапом инновационной разработки с размером субсидий до $100000. На этой фазе определяются ориентировочные данные о предполагаемых результатах, путях их достижения, анализируется техническая осуществимость и экономическая целесообразность разработки. Эта работа длится примерно 6 месяцев и преследует следующие цели:
 Подтверждение способности МП к проведению высококачественных НИОКР;
 Подтверждение технической осуществимости предложенного инновационного решения;
 Получение достаточных результатов для заключения о целесообразности дальнейшего проведения работ и значительного увеличения капиталовложений во II фазе, в расчёте на повышение экономической эффективности проекта.
II фаза является дальнейшим расширением инновационной разработки, величина субсидии (или гранта) определяется на конкурсной основе, исходя из научных и технических достоинств разработки по I фазе и может составлять не более $750000. Предприятия, не принимавшие участия в I фазе или не получившие положительного результата, не допускаются к участию в работах по II фазе. На этом этапе длительность работ не превышает 2-х лет, в течение которых завершаются все исследовательские и проектные работы с оценкой их коммерческого потенциала. Следует отметить, что ограниченные ресурсы SBIR позволяют профинансировать только часть проектов с наиболее перспективными научно-техническими достоинствами. Для оставшейся части проектов II фазы рассматриваются возможности продолжения финансирования из внебюджетных источников при административной поддержке руководства SBIR.
III фаза является периодом внедрения результатов II фазы из лабораторной практики в рыночную среду и завершается масштабным коммерческим применением. При этом программа SBIR, не предоставляя средств для продолжения работ, оказывает посредническую помощь в поиске источников финансирования, способствуя:
 созданию венчурных предприятий и заключению контрактов с частными предприятиями на производство новых продуктов и услуг;
 содействуя организации партнерских отношений с донорскими предприятиями и привлекая средства частных инновационных фондов;
 заключению контрактов с государственными агентствами на производство продуктов и процессов, которые будут использованы федеральным правительством;
 изысканию источников финансирования в других федеральных агентствах, в частном секторе или в структурах поддержки МП.
Другая федеральная инновационная программа «Трансферт технологий малого бизнеса» (Small Business Technology Transfer -STTR) направлена на ускорение технологического прогресса в национальной экономике США путём стимулирования малых предприятий к взаимодействию с некоммерческими исследовательскими институтами. Эта программа даёт возможность МП получить финансовую и техническую помощь в создании совместных предприятий и/или временных объединений, ориентированных на разработку новых технологий от первоначальной идеи и до полной их реализации. Основными заказчиками исследований и составителями тематики НИОКР по этой программе с общим годовым бюджетом более $1 млрд являются крупнейшие федеральные агентства США, заинтересованные в выполнении НИОКР, имеющих важное значение для дальнейшего развития страны. Эти средства предназначаются участникам инновационных разработок - малым предприятиям и некоммерческим исследовательским институтам, которые не имеют достаточных средств для выполнения дорогостоящих и длительных НИОКР.
Основной упор делается на практическое применение теоретических разработок в виде новых продуктов и высоких технологий, востребованных рынком. При этом малые предприятия могут получать высокие прибыли от коммерциализации их разработок, что в свою очередь стимулирует экономическое развитие США. Важность выполняемых работ выдвигает следующие квалификационные требования ко всем участникам программы STTR.
• Для малых предприятий:
 Предприятие должно быть частным, коммерческим, принадлежать гражданину США и быть независимым в своём управлении;
 Предприятие должно работать с прибылью;
 Ведущие исследователи могут не состоять в штате предприятия;
 Размер предприятия ограничен 500 работниками.
• Для некоммерческих исследовательских институтов:
 Институт должен располагаться на территории США;
 Нет ограничений по численности занятых;
 Он должен соответствовать одному из трёх следующих определений:
- быть некоммерческим колледжем или институтом;
- являться местной некоммерческой исследовательской организацией;
- быть научно-исследовательским центром с федеральным финансированием.
В соответствии с тематикой НИОКР программой STTR рассматриваются предложения возможных участников конкурсных инновационных проектов. Исходя из оценки новизны и будущего рыночного потенциала проекта, производится отбор предложений для участия в конкурсах на получение субсидий или грантов. В программе STTR предусмотрены следующие три фазы реализации инновационных проектов, прошедших конкурс:
I фаза – является начальным этапом, предусматривающим финансирование проекта в пределах $ 100 тыс. в течении 1 года с целью проведения научных исследований, оценки возможности технической и коммерческой реализации конструкторской идеи или технологии.
II фаза - является развитием результатов, достигнутых на I фазе , предусматривает финансирование в пределах $500 тыс. и рассчитана на 2 года. За этот период осуществляется завершение НИОКР, по результатам которых оценивается коммерческий потенциал разработки. К участию в конкурсе на получение финансирования на этой фазе допускаются только разработки, успешно завершенные по I фазе.
III фаза - является периодом перехода результатов инновационной разработки II фазы из стадии лабораторного применения в рыночную сферу. На этом этапе STTR не осуществляет финансовой поддержки в коммерциализации разработки. Поиск необходимых средств для этого должны осуществлять сами МП в частном секторе или у других федеральных агентств, не являющихся участниками финансирования программы STTR.
Другим действенным механизмом финансирования инновационной деятельности МП является программа «Инвестиционные компании малого бизнеса» (Small Business Investment Company – SBIC), которая реализуется при поддержке АМБ. В настоящее время в США действует 2697 инвестиционных компаний - SBICs, которые используя свой собственный капитал и привлекая заимствованные средства, осуществляют различные виды инвестиций в МП по приемлемым ставкам на основании гарантийных обязательств АМБ. В 2008г. объём государственных капиталовложений в эту программу составил $1,86 млрд, а с учётом привлеченных частных инвестиций общий капитал этой программы достигает $21 млрд. Практически все SBICs являются частными коммерческими предприятиями, которые предоставляют акционерный капитал, долговременные займы, облигационные займы, а также оказывают другие финансовые услуги малым предприятиям всех типов. Многие SBICs ориентированы на предоставление венчурных инвестиций в инновационные МП, ориентированные на проведение НИОКР и производство новых продуктов и услуг.
Для оценки эффективности инновационных разработок сектора МП реализуется национальная программа «Исследования о результативности НИОКР в малом бизнесе», координируемая департаментом технологий АМБ (The Office of Technology). В рамках этой программы сопоставляются объёмы федеральных капиталовложений в НИОКР, проводимых в секторе МП и их результативность (за исключением программ SBIR и STTR).
Материал подготовлен информационно-аналитическим управлением Московского центра развития предпринимательства.

ИА "Альянс Медиа"