2010 год будет важным в деле поддержки МСБ в сфере госзакупок
26.11.2009 18:15
Несмотря на сложности, существующие в практике применения любого закона, Федеральный закон №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» работает и приносит большую пользу. Такое заявление сделал руководитель Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев на прошедшей 26 ноября конференции, посвященной реформе госзаказа и развитию электронных торгов.
«Закон дал очень много для развития конкуренции и даст еще больше для компаний малого и среднего бизнеса», - считает глава ФАС. По его мнению, эффективность от принятия закона выражается в значительной экономии госсредств. И уже нужно решать новую проблему: как оптимизировать процесс наиболее рационального использования сэкономленных средств.
И. Артемьев категорически отвергает мнения, что принятие закона усилило коррупцию. «Открытые процедуры аукционов гораздо лучше закрытых конкурсов. А переход на электронные аукционы станет еще одним шагом в обуздании коррупции, так как криминализация всех сфер вокруг госзакупок, где распределяются триллионные средства все еще идет. Поэтому так необходимо противоядие для минимизации этого ущерба», - утверждает глава ФАС.
Касаясь проблем малого бизнеса, он не стал отрицать, что возлагает большие надежды на дробление лотов, дающих малому бизнесу возможность получить заказ. Такой подход более эффективен, чем кредитование бизнеса под слишком высокие проценты, ведь беспроцентные средства поступают непосредственно в распоряжение малого бизнеса. По прогнозам И. Артемьева, 2010 год должен стать самым масштабным в истории поддержки малого бизнеса через госзаказ за счет выхода на проектные мощности электронных аукционов. «Финансирование всех программ поддержки МСБ – субсидирование процентных ставок, обучение, консультации, помощь на старте, помощи в составлении бизнес-планов в масштабах государства не превышает 10 млрд рублей. Здесь речь идет как минимум о 800 млрд рублей, которые с введением электронных аукционов могут достаться малому бизнесу», - резюмировал И. Артемьев.
Он не стал отрицать, что ФЗ № 94 сложен в исполнении. Однако пока все попытки упростить его на практике оказываются потребностями чиновников «вернуть все назад». «Закон можно и нужно корректировать в отношении ряда процедур, которые не вписываются в тривиальные рамки, но в целом унифицированные процедуры закона должны сохраняться, а базовые понятия должны быть защищены. И всем «плакальщикам» нужно осознать, что повернуть вспять невозможно. Система выстроена, механизм по ее обслуживанию уже запущен», - считает глава ФАС.
Он предупредил, что в самом начале работы возможны сбои. Но все равно в ближайшем будущем госзакупки будут осуществляться в самом инновационном режиме. А это значит, что любой факт «закупки картофеля по цене $1 тыс. за 1 кг» станет известен уже в день заключения договора, а не по результатам проверки бумажных отчетов. И. Артемьев уверен, что такое будущее не за горами, несмотря на то, что пока не все представители заказчика стремятся работать с электронными площадками.
Ректор академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации Владимир Мау считает, что реформа госзаказа и развитие электронных торгов позволят государству произвести больший объем общественных благ и повысить эффективность работы госаппарата. Но особый акцент необходимо делать на развитие отраслей и человеческого капитала.
В то же время ученый считает, что при обсуждении реформы госзаказа и развития электронных торгов есть ряд аспектов, игнорирование которых может негативно сказаться на развитии такого важного элемента государственной политики, как повышение прозрачности госзакупок.
Прежде всего, необходимо максимально сбалансировать интересы заказчиков и подрядчиков, так как пока крен сделан в пользу признания презумпции виновности заказчиков. Именно произвол и коррупцию в их рядах необходимо пресекать. Однако, по мнению В. Мау, существует не меньшая вероятность риска некорректного поведения со стороны исполнителей гозаказа. Кроме того, с введением электронных торгов нужно учитывать, что появляется третья сторона процесса – электронная площадка. «Фактически, мы будем иметь три точки процесса, в которых необходимо минимизировать коррупционные риски – заказчик, подрядчик и сама площадка», - предупреждает он.
Он убежден, что и поставщики и представители госзаказчика нуждаются в постоянном обновлении знаний и обмене практическим опытом. Поэтому учебные заведения должны выступать в роли посредника, стать площадкой партнерства между государством и бизнесом.
Поскольку в условиях кризиса возрастает роль государства как основного потребителя товаров и услуг, необходимо дальнейшее развитие и совершенствование действующей системы закупок, нужны защита интересов ее участников и обеспечение их профессионального роста. Не менее важны проблемы функционирования банковской и судебной системы, государственной экспертизы. «Совершенствование только системы госзакупок при неизменности этих инструментов может в конечном итоге обернуться против самой системы», - считает В. Мау.
Также, по его мнению, невозможно обеспечить абсолютную эффективность бюджетных расходов за счет одной системы госзакупок, сводя все к действию ФЗ №94. В условиях кризиса стоит обсуждать и решать проблемы бюджетного законодательства.
Глава Тендерного комитета Москвы Геннадий Дегтев считает, что главным достижением закона о госзакупках является то, что власти Москвы получают возможность оперативного подведения финансовых итогов года. «Раньше, когда фактически каждый третий договор заключался без конкурса, выполнение этих договоров давало неожиданные результаты: в первом квартале следующего года выяснялось, что есть долги перед поставщиками, о которых не было заявлено на новый финансовый год», - напомнил он.
По словам Г. Дегтева, сегодня в Москве выстроена трехуровневая система, позволяющая принимать решения от стадии планирования до регулируемой процедуры размещения госзаказа и приемки результата. «Сегодня мы готовы на безвозмездной основе предоставить любому государственному заказчику весь программный продукт для использования в практической работе», - отметил он.
Касаясь проблем применения ФЗ №94, Г. Дегтев подчеркнул, что главная проблема заказчика – научиться предметно описывать потребности. Очень важно оговорить этапы, на которых будет проводится контроль исполнения заказа. В противном случае возникнут трудности со штрафными санкциями для недобросовестных исполнителей. Г. Дегтев отметил, что правительство Москвы поддерживает введение ФЗ № 94 и электронных аукционов. «Для нас введение электронного аукциона - это формирование электронного пространства доверия. Именно такая форма позволяет четко фиксировать действия участников каждой из сторон. И теперь необходимо проработать единообразную форму для электронной подписи госзаказчика и «комплект поставщика» - единую форму доступа для поставщиков–участников электронных торгов», - заключил глава Тендерного комитета г. Москвы.
ИА "Альянс Медиа"
«Закон дал очень много для развития конкуренции и даст еще больше для компаний малого и среднего бизнеса», - считает глава ФАС. По его мнению, эффективность от принятия закона выражается в значительной экономии госсредств. И уже нужно решать новую проблему: как оптимизировать процесс наиболее рационального использования сэкономленных средств.
И. Артемьев категорически отвергает мнения, что принятие закона усилило коррупцию. «Открытые процедуры аукционов гораздо лучше закрытых конкурсов. А переход на электронные аукционы станет еще одним шагом в обуздании коррупции, так как криминализация всех сфер вокруг госзакупок, где распределяются триллионные средства все еще идет. Поэтому так необходимо противоядие для минимизации этого ущерба», - утверждает глава ФАС.
Касаясь проблем малого бизнеса, он не стал отрицать, что возлагает большие надежды на дробление лотов, дающих малому бизнесу возможность получить заказ. Такой подход более эффективен, чем кредитование бизнеса под слишком высокие проценты, ведь беспроцентные средства поступают непосредственно в распоряжение малого бизнеса. По прогнозам И. Артемьева, 2010 год должен стать самым масштабным в истории поддержки малого бизнеса через госзаказ за счет выхода на проектные мощности электронных аукционов. «Финансирование всех программ поддержки МСБ – субсидирование процентных ставок, обучение, консультации, помощь на старте, помощи в составлении бизнес-планов в масштабах государства не превышает 10 млрд рублей. Здесь речь идет как минимум о 800 млрд рублей, которые с введением электронных аукционов могут достаться малому бизнесу», - резюмировал И. Артемьев.
Он не стал отрицать, что ФЗ № 94 сложен в исполнении. Однако пока все попытки упростить его на практике оказываются потребностями чиновников «вернуть все назад». «Закон можно и нужно корректировать в отношении ряда процедур, которые не вписываются в тривиальные рамки, но в целом унифицированные процедуры закона должны сохраняться, а базовые понятия должны быть защищены. И всем «плакальщикам» нужно осознать, что повернуть вспять невозможно. Система выстроена, механизм по ее обслуживанию уже запущен», - считает глава ФАС.
Он предупредил, что в самом начале работы возможны сбои. Но все равно в ближайшем будущем госзакупки будут осуществляться в самом инновационном режиме. А это значит, что любой факт «закупки картофеля по цене $1 тыс. за 1 кг» станет известен уже в день заключения договора, а не по результатам проверки бумажных отчетов. И. Артемьев уверен, что такое будущее не за горами, несмотря на то, что пока не все представители заказчика стремятся работать с электронными площадками.
Ректор академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации Владимир Мау считает, что реформа госзаказа и развитие электронных торгов позволят государству произвести больший объем общественных благ и повысить эффективность работы госаппарата. Но особый акцент необходимо делать на развитие отраслей и человеческого капитала.
В то же время ученый считает, что при обсуждении реформы госзаказа и развития электронных торгов есть ряд аспектов, игнорирование которых может негативно сказаться на развитии такого важного элемента государственной политики, как повышение прозрачности госзакупок.
Прежде всего, необходимо максимально сбалансировать интересы заказчиков и подрядчиков, так как пока крен сделан в пользу признания презумпции виновности заказчиков. Именно произвол и коррупцию в их рядах необходимо пресекать. Однако, по мнению В. Мау, существует не меньшая вероятность риска некорректного поведения со стороны исполнителей гозаказа. Кроме того, с введением электронных торгов нужно учитывать, что появляется третья сторона процесса – электронная площадка. «Фактически, мы будем иметь три точки процесса, в которых необходимо минимизировать коррупционные риски – заказчик, подрядчик и сама площадка», - предупреждает он.
Он убежден, что и поставщики и представители госзаказчика нуждаются в постоянном обновлении знаний и обмене практическим опытом. Поэтому учебные заведения должны выступать в роли посредника, стать площадкой партнерства между государством и бизнесом.
Поскольку в условиях кризиса возрастает роль государства как основного потребителя товаров и услуг, необходимо дальнейшее развитие и совершенствование действующей системы закупок, нужны защита интересов ее участников и обеспечение их профессионального роста. Не менее важны проблемы функционирования банковской и судебной системы, государственной экспертизы. «Совершенствование только системы госзакупок при неизменности этих инструментов может в конечном итоге обернуться против самой системы», - считает В. Мау.
Также, по его мнению, невозможно обеспечить абсолютную эффективность бюджетных расходов за счет одной системы госзакупок, сводя все к действию ФЗ №94. В условиях кризиса стоит обсуждать и решать проблемы бюджетного законодательства.
Глава Тендерного комитета Москвы Геннадий Дегтев считает, что главным достижением закона о госзакупках является то, что власти Москвы получают возможность оперативного подведения финансовых итогов года. «Раньше, когда фактически каждый третий договор заключался без конкурса, выполнение этих договоров давало неожиданные результаты: в первом квартале следующего года выяснялось, что есть долги перед поставщиками, о которых не было заявлено на новый финансовый год», - напомнил он.
По словам Г. Дегтева, сегодня в Москве выстроена трехуровневая система, позволяющая принимать решения от стадии планирования до регулируемой процедуры размещения госзаказа и приемки результата. «Сегодня мы готовы на безвозмездной основе предоставить любому государственному заказчику весь программный продукт для использования в практической работе», - отметил он.
Касаясь проблем применения ФЗ №94, Г. Дегтев подчеркнул, что главная проблема заказчика – научиться предметно описывать потребности. Очень важно оговорить этапы, на которых будет проводится контроль исполнения заказа. В противном случае возникнут трудности со штрафными санкциями для недобросовестных исполнителей. Г. Дегтев отметил, что правительство Москвы поддерживает введение ФЗ № 94 и электронных аукционов. «Для нас введение электронного аукциона - это формирование электронного пространства доверия. Именно такая форма позволяет четко фиксировать действия участников каждой из сторон. И теперь необходимо проработать единообразную форму для электронной подписи госзаказчика и «комплект поставщика» - единую форму доступа для поставщиков–участников электронных торгов», - заключил глава Тендерного комитета г. Москвы.
ИА "Альянс Медиа"