Для российской экономики весьма вероятно возвращение в 70-е годы прошлого века

24.11.2009 17:19
В ближайшей перспективе никаких катаклизмов российской экономике не грозит, поэтому пророчество о второй волне кризиса отменяется. И это хорошо. Плохо то, что при цене на нефть $80 за баррель российская экономика может оказаться на уровне 70-х годов прошлого века. Если говорить о малом бизнесе, то его положение уже сегодня иллюстрируется невеселым анекдотом из тех же советских лет. Такой вывод можно сделать из доклада ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева, озвученного им на прошедшем 24 ноября III Корпоративном форуме Национального совета по корпоративному управлению на тему «Корпоративное управление в условиях финансово-экономического кризиса».
Касаясь последствий кризиса, С. Гуриев отметил, что российская экономика оказалась наиболее пострадавшей, так как является наиболее концентрированной. Снижение цен на нефть привело к снижению темпов роста ВВП на 10 процентных пунктов, снижение еще на 3% произошло из-за финансового сжатия.
Оценивая эффективность проводимой антикризисной политики, эксперт отметил, что если в 2008 году правительство в основном действовало решительно и эффективно, благодаря чему удалось спасти банковскую систему, то в 2009 году скорость принятия решений снизилась. Возможности для проведения реструктуризации экономики, которые дал кризис, не были использованы. Первый антикризисный план появился только в начале апреля 2009 года, а детально он был проработан только к июлю. «Несмотря на то, что на поддержку безработных, субсидии для открытия собственного дела и кредитование малого бизнеса были потрачены существенные средства, основной фокус антикризисных усилий был направлен на спасение предприятий, что остановило реструктуризацию экономики», - считает ректор Российской экономической школы.
По мнению эксперта, краткосрочные риски для экономики пройдены - ситуация в экономике стабилизировалась и угрозы коллапса экономики нет, особенно с учетом цен на нефть. Поэтому в ближайшее время российская экономика будет медленными темпами, но расти. Но если говорить о среднесрочных и долгосрочных рисках, то сценарий, ориентированный на стоимость нефти $70-80, может привести Россию на уровень производства 70-80-х годов, а реализация «Стратегии -2020» остается под вопросом. По мнению С. Гуриева, необходимо построить институты долгосрочного роста: обеспечить защиту прав собственности, защиту исполнения контрактов, конкуренцию. Для этого нужны независимые суды и эффективная некоррумпированная бюрократия.
Эксперт признает, что Россия последние 10 лет демонстрировала рост и без этих институтов. В первые годы этот рост обеспечивало восстановление нагрузки незадействованных мощностей и незанятой рабочей силы, а позже – высокие цены на нефть. Именно поэтому не были решены ключевые проблемы: сырьевой зависимости, высокого уровня коррупции, высокой инфляции, высокого уровня неравенства в доходах населения. Все они стали барьером для реализации антикризисной политики. Кроме того, не реализованы инфраструктурные проекты строительства дорог и аэропортов, развития широкополосного доступа к Интернету.
«Россия попала в классическую ловушку ресурсного проклятия. Это проблема связана с тем, что строительство институтов для долгосрочного роста дело трудоемкое, но если у страны есть рента, за счет которой можно прокормить политиков и «ничего не предпринимающих предпринимателей», то стимула создавать такие институты нет. Фактически обилие ресурсов заменяет дальнейшее институциональное развитие. И это ловушка, так как нет критической массы лоббистов дальнейших реформ», - утверждает эксперт.
Усугубляется ситуация тем, что доля госпредприятий в России слишком высока, они также не заинтересованы в создании эффективной судебной системы, им не нужна честная и компетентная бюрократия. Подобные институты необходимы только частным предпринимателям.
Обозначенный Президентом РФ в Послании Федеральному собранию курс на модернизацию С. Гуриев считает абсолютно правильным. Однако он напомнил, что, несмотря на то, что за последние 10 лет Россия использовала все инструменты диверсификации, экономика осталась практически на том же уровне. Причина в том, что все использованные инструменты были рассчитаны на «компетентное и национально ориентированное правительство». Инструменты были выбраны правильно, но их эффективность напрямую зависела от качества государственного аппарата. Но, как известно, за последние 10 лет уровень коррупции по самым оптимистичным оценкам остается неизменным.
Есть ли шанс для модернизации экономики? С. Гуриев напомнил, что 10 лет назад этот вопрос так или иначе уже ставился, но с тех пор условия для модернизации не изменились: отказа от сырьевой зависимости не произошло, качество институтов развития неизменно, доля государства в экономике стала выше, дистанция между богатыми и бедными не сократилась. Характерно, что, несмотря на кризис, в госкомпаниях повышения эффективности корпоративного управления не произошло. Впрочем, эксперт считает, что есть улучшения в финансовой системе, но и здесь по-прежнему доминируют госбанки, для которых вопрос повышения эффективности не теряет актуальности. «Для того чтобы произошла модернизация, должно случиться чудо, так как объективных предпосылок для нее нет», - резюмирует эксперт.
Он считает, что у политической элиты пока не хватает стимулов для модернизации экономики. Но если таковые появятся, то в первую очередь необходимо создать критическую массу лоббистов реформы. Для этого понадобятся радикальные усилия для проведения прозрачной и эффективной приватизации, снятия административных барьеров, защиты бизнеса от бюрократии.
Необходимо также реформирование естественных монополий и проведение пенсионной реформы. Кроме того, макроэкономическая политика должна быть принципиально иная: плавающий курс рубля, инфляционное таргетирование.
«Но самое главное - необходимо решить, кто заплатит за реформы. Если повышение пенсий было правильной мерой, то повышение налогов контрпродуктивно, так как стимулирует компании уходить в «тень» и разрушает рынок труда», - считает С.Гуриев.
На вопрос ИА «Альянс Медиа», какую роль может и должен сыграть малый бизнес в модернизации экономики, он ответил, что в целом промышленная структура сохранила наследие советской экономики, базирующейся на предприятиях-гигантах. Тем не менее, полагает С.Гуриев, развитие малого бизнеса критически важно, так как он может выступить в роли лоббиста реформ. Кроме того, инновационное развитие обеспечивают малые компании или симуляторы малых компаний – корпоративные венчуры. «Поэтому дебюрократизация – это ключевая мера по развитию малого бизнеса. Но сегодня административные барьеры являются главным препятствием, не дающим малому бизнесу развиваться», - заявил эксперт.
Он напомнил о намерениях правительства бороться с ними в следующем году, но пока административные барьеры не снизились. «Возможно, нас ждут революционные решения по малому бизнесу, но сегодня отношения малого бизнеса с чиновниками складываются как в старом советском анекдоте: с повышением цен на водку сын спросил у отца, не означает ли это, что тот будет меньше пить. Нет, сынок, это значит, что ты будешь меньше есть», - с грустью констатировал эксперт.
Cсылаясь на результаты неофициального опроса чиновников, С. Гуриев отметил, что многие из них не задумываются о том, какие законы, защищающие от произвола малый бизнес, должны исполнять. Например, не знают, на сколько лет должны выдавать лицензию и в какой срок должны дать ответ по решению того или иного вопроса.
В заключение докладчик отметил, что сценария «$70-80 за баррель» хватит на пять лет. А на вопрос о том, что будет дальше, ответил цитатой из В.Путина: развитие страны по инерционному сценарию ставит под угрозу само существование страны. «Лучше не скажешь», - заключил эксперт.

ИА "Альянс Медиа"