Китай напугал мир своим ширпотребом

18.10.2009 15:00
Экономический кризис нанес серьезный удар по торговому балансу всех крупных экспортеров, однако среди промышленных гигантов есть одна страна, которой удалось не только минимизировать ущерб, но и воспользоваться глобальным экономическим спадом, чтобы упрочить свои позиции на мировом рынке. Эта страна – Китай.
Как пишет The New York Times, в 2009 г. китайский экспорт сократился на 22%. Это не так много, если посмотреть на показатели других экспортеров: соседняя с КНР Япония потеряла 37%, США – 24%, а Германия – 34%. Последнюю Китаю удалось лишить титула крупнейшего мирового экспортера, так как спрос на производимые в ФРГ станки, оборудование, автомобили и товары класса "люкс" в условиях кризиса катастрофически упал.
Как отмечают аналитики, это происходит из-за того, что китайские работодатели могут себе позволить снижать цену выпускаемых их предприятиями товаров, урезая зарплату рабочих. В результате конкуренты просто не в состоянии соревноваться с "китайскими ценами".
Как заявил газете топ-менеджер одного из китайских предприятий, швейные фабрики КНР позволяют себе продавать джинсы по оптовой цене в $2,85 за пару, тогда как конкуренты, чтобы остаться на плаву, не могут снизить цену ниже $7.
Если работодателю резать зарплаты уже некуда, в дело вступает государство, вводящее для китайских производителей налоговые отсрочки и выдающие через госбанки кредиты с низкой процентной ставкой. Кроме того, власти стараются по возможности противодействовать укреплению привязанного к слабому доллару юаня, что резко повышает ценовую конкурентоспособность китайских товаров на мировом рынке.
Результатом этого стал серьезный рост доли китайского экспорта во многих отраслях – от одежды до электроники. За первое полугодие 2009 г. КНР поставила другим странам одежды, игрушек, бытовой техники, зерна и других товаров на $521 миллиард.
Китай стремительно укрепляет свои позиции на рынках, на которых раньше доминировали конкуренты. В частности, не так давно основным импортером обуви в Италию была соседняя Румыния. Теперь же крупнейшим игроком на итальянском обувном рынке стала КНР.
"Европейский рывок" китайцев вынудил Еврокомиссию начать обсуждение антидемпинговых мер, направленных против обувных фабрик Китая и Вьетнама.
На рынке США, своего основного торгового партнера, Китай также добился значительных успехов. По итогам первых семи месяцев 2008 г. 15% импортированных в Америку товаров были произведены в КНР; в нынешнем году это уже 19%. В прошлом году китайские предприятия контролировали 50% американского рынка мебели, в нынешнем их доля выросла на 4% (для сравнения: импорт итальянской мебели в США сократился сразу на 40%). Доля импорта одежды и тканей из Поднебесной выросла практически в каждой развитой стране. На американском рынке электроники в последние десять лет китайцы планомерно теснят японских производителей. В 1999 г. 18% техники ввозилось в США из Страны восходящего солнца. Теперь же японские промышленники довольствуются лишь 7%.
Рост китайского экспорта заставляет конкурентов, в том числе и США, все чаще говорить о необходимости принятия серьезных антидемпинговых мер против Пекина и о защите собственных предприятий (Вашингтон уже сейчас предпринял соответствующие шаги, повысив импортные пошлины на ряд товаров из Китая).
Впрочем, не исключено, что "китайская проблема" через несколько лет решится сама собой. В итоге КНР придется отказаться от производства ширпотреба и освоить выпуск более высокотехнологичной продукции – самолетов, электроники и медикаментов, что неизбежно заставит работодателей повысить оплату труда, уничтожив тем самым свое главное конкурентное преимущество.
Кроме того, приток денег рано или поздно обогатит многочисленных работников китайских предприятий, которые стремительно начнут потреблять производимые страной товары, что замедлит экспортную экспансию КНР.

ИА "Альянс Медиа" по материалам "Утро.ру"