Rambler's Top100

Малому бизнесу нужно больше преференций при участии в госзакупках

21.09.2009 16:06
Скорректировать Федеральный закон N94- ФЗ «О госказазе» в целях развития малого и среднего бизнеса призвали участники круглого стола, состоявшегося 21 сентября в Государственной думе ФС РФ и организованного по инициативе фракции «Справедливая Россия».
Руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Николай Левичев, открывая круглый стол, отметил, что права малых компаний ущемлены сегодня не только административно, но и информационно.
«Малый бизнес находится вне информационного «мэйнстрима». Собирая информацию о доле его участия в распределении госзаказа, можно сразу понять, что реальный вес малого бизнеса в нем по разрозненным данным оценить чрезвычайно сложно. Информационная форма отчетности «1-торги», используемая для количественной оценки участия предприятия в госзакупках, требует корректировки», - считает Н.Левичев.
По его данным, доля стоимости госконтрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства (СМП), не превышает в 2009 году 2,08%, причем федеральные заказчики заключили с СМП контрактов в стоимостном выражении не более 1% всех контрактов, региональные – 3,28%. Доля участия СМП в аукционах – не больше 11%.
«Это объясняется тем, что «правила игры» на рынке госзаказа меняются чуть ли не каждый день. Федеральный закон N94-ФЗ претерпел уже 11 редакций, в нем до сих пор присутствуют ограничения по объему размещения заказа, его стоимости, номенклатуре товаров и услуг для СМП. В то же время из закона убраны нормы о квалификации участника торгов, что снизило качество товаров и услуг и поставило под угрозу исполнение многих госконтрактов», - добавил Н.Левичев.
Уровень коррупции в госзаказе, по его мнению, сегодня остается критически высоким: процедура отбора победителя сложна, непрозрачна, подразумевает несколько закрытых заседаний конкурсной комиссии. Федеральный сайт госзаказа пока находится в разработке, однако есть большая вероятность того, что оперативно найти на нем нужную информацию о торгах и конкурсах будет так же сложно, как и на сайтах региональных.
«Такая ситуация не устраивает не только поставщиков, но и заказчиков. Возражения вызывает противоречивая процедура электронного размещения госзаказа, в то время как закон гарантирует, что заказчик вправе размещать закон любым, не противоречащим закону способом», - продолжил Н.Левичев.
Он предложил ввести в Федеральный закон N94-ФЗ понятие квалификации компании-поставщика, повысить доступность информации о торгах в Интернете на официальных сайтах госзаказчиков, отменить предел в 20% госзаказа, предназначенного для размещения среди СМП, а также верхний предел цены госконтракта с СМП, освободить поставщиков от платы за участие в аукционах и конкурсах, чётче определить правовые механизмы субконтрактации и электронного способа госзакупок, организовать статистический мониторинг самих торгов и исполнения госконтрактов.
Председатель подкомитета по технологическому развитию Госдумы Илья Пономарев напомнил, что первые поправки в Федеральный закон N94-ФЗ вступили в силу еще до вступления его в жизнь, что почти беспрецедентно.
«Поправки, внесенные «Справедливой Россией», вступили в силу исключительно в сфере госзаказа, связанного с областью культуры, и сразу за этим прогремел скандал с системой биопаспортов, потребовавший вмешательства самого Президента РФ, а также ФМС и ФСБ: надо было разобраться, почему Министерство массовых коммуникаций и связи отдало победу в конкурсе компании, предложившей за свои услуги самую высокую цену», - продолжил И.Пономарев.
Он полагает, что «узкими местами» закона о госзаказе являются отсутствие возможности реализации «длинных» и высокотехнологических проектов, требование «преемственности» при оказании, например, услуг связи, невозможность оговорить закупку конкретного решения или технологии заранее, демпинг со стороны недобросовестных поставщиков, невозможность преференций для отечественных производителей и малого бизнеса при отсутствии механизма контроля за соблюдением нормы о поддержке малого бизнеса, непрозрачность системы уполномоченных площадок, невозможность использования ЭЦП повсеместно, отсутствие возможности субконтрактации крупных лотов для СМП.
И.Пономарев считает нужным внести поправки в закон о госзаказе в части введения в него института долгосрочных контрактов, изменения принципов функционирования ЭЦП, ревизии института уполномоченных площадок, отмены 20%-го барьера участия СМП в госзаказе, ввода института субконтрактации и мониторинга исполнения госконтрактов.
Директор института управления закупками и продажами имени А.Б.Соловьева ГУ-ВШЭ Ирина Кузнецова, обобщая информацию об участии СМП в госзаказе, сделала вывод о том, что определить долю участия малого бизнеса в нем зачастую просто невозможно.
«Статистическая форма наблюдений «1-торги» дает ответы лишь на три из восьми вопросов, связанных с участием СМП в госзаказе, и то весьма неполно. Ясно, что доля контрактов СМП по итогам торгов значительно меньше 20%, а по итогам запросов котировок - чуть ли не в 2 раза меньше», - констатировала И.Кузнецова.
Знакомство с федеральным сайтом госзаказа выявило успешный поиск только по конкретной закупке. Получить информацию по всем закупкам с участием СМП невозможно – лишь за ограниченный период и по конкретному способу размещения заказа.
«Среди 83 субъектов федерации лишь 14% сайтов дают возможность собрать информацию об участии СМП в госзаказе, 61% региональных сайтов не дают вообще никакой информации об этом», - добавила И.Кузнецова.
Генеральный директор группы компаний «Кредо-С» Людмила Сеничева, малый предприниматель со стажем 16-ти лет работы на рынке, заметила, что больше всего ее волнует проблема предварительной квалификации участника торгов. «Недобросовестную компанию следует отсечь либо по сроку работы на рынке, либо по наличию отзывов о ее работе, либо по размерам денежного обеспечения, свидетельствующего о серьезности намерений выиграть конкурс», - предложила Л.Сеничева.
Она высказала желание иметь возможность подавать документы на право участвовать в конкурсе в любом регионе страны.
«Это на первых порах можно делать посредством ЭЦП нотарусов, потом через «электронного нотариуса», но главное состоит в том, что сегодня я не могу использовать собственную ЭЦП в собственной отчетности: «пространство доверия» у каждой электронной площадки сужено до личных партнеров. Мы сами являемся удостоверяющим центром, и нас проверяли все, вплоть до ФСБ, однако с любой торговой площадкой мы работать не можем», - сообщила Л.Сеничева.
В системе госторгов не проводится отслеживания результата исполнения госконтрактов, что отрицательно влияет на конкуренцию.
«Раньше я была даже противницей поддержки малого бизнеса, но теперь выступаю за поддержку: руководители СМП уже в массе своей не очень молоды, мои дети, работающие в нашем семейном бизнесе, уже мечтают о более высокооплачиваемой работе по найму, и очень мало успешных малых компаний теперь создается молодыми людьми», - заключила Л.Сеничева.
Президент Санкт-Петербургской ассоциации предпринимателей Михаил Пационко обратил внимание на проблему неплатежей победителям конкурсов.
«Порой ни оплату произведенных услуг, ни свое же обеспечение компания не может получить в течение целого года, а с ликвидностью сейчас дела обстоят не лучшим образом», - начал он.
Вторым «узким местом» он полагает занижение цены «фирмами-однодневками». «Часто инжиниринговые компании создаются специально под определенный конкурс и опускают цену ниже себестоимости. Им главное получить бюджетные средства, а о выполнении госконтракта они уже не заботятся», - с возмущением заявил М.Пационко.
Член Комитета ГД ФС РФ по экономической политике и предпринимательству Кира Лукьянова подтвердила, что российская система госзакупок является одной из самых коррумпированных в мире.
«Если брать Саратовскую область, которую я представляю, лишь 2,4% составляет доля закупок, объявленных в моем регионе для малого предпринимательства. В области строительства три года подряд основные контракты получают всего три фирмы», - отметила К.Лукьянова.
По ее словам, в законе о госзаказе нет механизма идентификации фирмы во время торгов, отсутствует ее квалификация, слишком много норм отдано на усмотрение чиновнику, в результате чего даже честные поставщики вынуждены со временем, если хотят выиграть конкурс, прибегать к разработанным коррупционным схемам. «Даже если честный поставщик выигрывает, чиновник может всячески затягивать процесс, организовывать неправомочные проверки, не допускать независимых участников в конкурсные комиссии, подготавливать условия конкурса под конкретного, выгодного чиновнику, участника торгов», - считает К.Лукьянова.
Множество предпринимателей ничего не знают о госзаказе, а если знают, то не верят в возможность выигрыша.
«Отсутствует пропаганда госзаказа в федеральных СМИ, распространение полезных рекомендаций «ОПОРы РОССИИ» потенциальному участнику госзакупок, возможность повысить свою квалификацию на специальных правовых курсах. Остро стоит и вопрос стандартизации технических условий исполнения госконтракта, дробления крупных лотов на более мелкие: сегодня предел дробления установлен почему-то в размере 15 млн рублей, что неподъемно для СМП», - считает К.Лукьянова.
Она предложила внедрить контроль за соблюдением процедур на электронных торгах в части качества лингвистических программ, которые не должны позволять подменять русские буквы латинскими с тем, чтобы данные торги нельзя было обнаружить контекстным поиском.
Участники круглого стола по результатам обсуждения одобрили резолюцию с предложениями депутатов «Справедливой России», дополнив ее несколькими значимыми пунктами участников прений.

ИА "Альянс Медиа"