В условиях кризиса запустить новое дело поможет франчайзинг
25.05.2009 19:30
Начать новый бизнес в разгар кризиса - задача не для слабонервных. Но на помощь
старт-апу может прийти франчайзинг. Особенно ценна эта модель развития бизнеса
для людей без предпринимательского опыта.
Английское слово franchising произошло от французского franchise, что означает: привилегия, льгота, освобождение от налога, взноса. Под франчайзингом понимается договор, по которому компания (франчайзер) продает третьему лицу (франчайзи) франшизу - права на производство и оказание услуг под ее контролем продуктов, рецептуры, технологий, организационных схем, принципов ценообразования товаров, а также оказание услуг под торговой маркой и в соответствии со стандартами компании-продавца. На основе этого договора создаются розничные, сервисные и прочие сети.
Известно, что кризис дает деловым людям возможность отбросить старые стереотипы и обратить внимание на свободные ниши рынка. При анализе возможных инвестиций сейчас на первый план выходит не рентабельность, а надежность бизнеса. И здесь франчайзинг вне конкуренции. По этой системе работает только успешный бизнес, доказавший на практике свою жизнеспособность. Суть франчайзинга именно в том, что предприниматель начинает собственный бизнес при всесторонней поддержке опытного партнера и мгновенно приобретает лояльных потребителей. Такая помощь особенно важна в условиях кризиса, когда тактика ведения бизнеса становится более агрессивной при максимальной экономии ресурсов.
Франчайзинг полезен не только для состоявшихся деловых людей, но и является уникальным методом привлечения в малый бизнес людей без предпринимательского опыта. С каждым месяцем все больше людей теряют работу. Многие компании сокращают персонал или вовсе прекращают свою деятельность. И Москва в этом плане не является исключением. Сама суть франчайзинга предусматривает мощную систему обучения малому бизнесу. Ни в одном университете предприниматель не получит столь качественного практического обучения со стороны опытных, заинтересованных в успехе своих учеников преподавателей, как в учебных центрах франчайзеров. Акулы бизнеса здесь охотно делятся секретами с новичками. Ведь субфранчайзеры в рамках договора с франчайзером обеспечивают быстрое территориальное развитие франшизной сети.
Родиной франчайзинга считается Британия. Родившись более двухсот лет назад на туманном Альбионе, франчайзинг перекочевал затем в Северную Америку, где и получил широкое распространение - достаточно назвать такие и по сей день процветающие сети, как McDonald`s, Baskin Robbins, Pizza Hut и другие. В нашей стране о франчайзинге заговорили только в середине 90-х, во многом с подачи указанных выше компаний, начавших строительство своих сетей в России. В 1993 году Baskin Robbins продал свою первую франшизу. Сейчас через франчайзинговые схемы развития продвигают свои бренды компании "Планета Суши", "Ростик`с", "Красный куб", "Техносила", "Бельпостель", ТД "Копейка", "Мосмарт", "Патэрсон", "Шатура", "Магазин горящих путевок", "1С" и др.
В период глобализации экономики франчайзинг является не просто покупкой-продажей франшизы. Сегодня он, если можно так выразиться, клонирует успешный бизнес.
Официальной статистики по франчайзингу в России сегодня не существует. По мнению Александра Майлера, председателя совета директоров Российской ассоциации франчайзинга, годовой объем продаж находится на уровне $4,5 млрд.
Проведенное "МК" исследование показало, в России на сегодня насчитывается более 750 компаний, использующих франчайзинговую систему ведения бизнеса. А ведь в 2001 году их было только 50. В прошлом году по сравнению с 2007 годом количество выданных в РФ франшиз возросло более чем на 40%. В США - для сравнения - насчитывается более 2500 франшизных брендов, в Германии - свыше 850, в Великобритании - более 800.
В России более всего франшизы востребованы в секторе торговли непродовольственными товарами. Чаще всего ими пользуются магазины одежды (45% от всего сектора), подарков (14%), электробытовой техники (6%), обуви (6%), для детей (5%), мебели (4%). В период кризиса более всего популярны франшизы эконом-класса: их берут недорогие предприятия общественного питания, торговые точки, предлагающие товары по сниженным ценам, и пр.
Как показывают опросы участников рынка, франчайзинг более эффективно решает основные проблемы любого бизнеса: время, деньги и персонал. В данном случае известная формула "Время - деньги!" срабатывает на все сто. В условиях ограниченности финансовых ресурсов покупка франшизы для предприятий малого бизнеса становится палочкой-выручалочкой. Именно франчайзи несет стартовые инвестиционные расходы, финансирует открытие новых представительств, закупает оборудование, платит зарплату персоналу и т.д. При этом временные затраты франчайзера минимизируются. Особенно это важно, если принято решение о расширении региональной сети бизнеса.
Запустить франшизное предприятие в новом для себя регионе нередко проще, нежели открывать там собственное представительство. Ведь регионалы гораздо лучше столичных знают особенности ведения бизнеса на "своих землях". Соответственно, они лучше командировочных из центра владеют местным административным ресурсом, знают местную специфику, поэтому они и могут запустить бизнес быстрее. Так что франчайзинг - лучший способ освоения новых территорий.
Франчайзинг имеет наиболее привлекательные показатели эффективности - хорошую скорость развития бизнеса, невысокие риски, максимальную доходность при минимальном объеме инвестиций.
И наконец, кадры, которые, как известно, "решают все". Никто, конечно, не будет спорить, что профессиональные менеджеры - залог успеха любого бизнеса. И франчайзинговая система бизнеса показывает, что управленцы франшизных предприятий работают эффективнее своих "обычных" коллег. Объясняется это тем, что зачастую руководители франшизных предприятий (франчайзи) являются одновременно и владельцами или совладельцами бизнеса. Они работают не на дядю, а на себя. Это их родной бизнес, в который они вложили всю душу, и это для них является сверхмотивацией в работе.
Пока в России тон в регионах задают большей частью франчайзеры Москвы и Санкт-Петербурга.
ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Московский комсомолец"
Английское слово franchising произошло от французского franchise, что означает: привилегия, льгота, освобождение от налога, взноса. Под франчайзингом понимается договор, по которому компания (франчайзер) продает третьему лицу (франчайзи) франшизу - права на производство и оказание услуг под ее контролем продуктов, рецептуры, технологий, организационных схем, принципов ценообразования товаров, а также оказание услуг под торговой маркой и в соответствии со стандартами компании-продавца. На основе этого договора создаются розничные, сервисные и прочие сети.
Известно, что кризис дает деловым людям возможность отбросить старые стереотипы и обратить внимание на свободные ниши рынка. При анализе возможных инвестиций сейчас на первый план выходит не рентабельность, а надежность бизнеса. И здесь франчайзинг вне конкуренции. По этой системе работает только успешный бизнес, доказавший на практике свою жизнеспособность. Суть франчайзинга именно в том, что предприниматель начинает собственный бизнес при всесторонней поддержке опытного партнера и мгновенно приобретает лояльных потребителей. Такая помощь особенно важна в условиях кризиса, когда тактика ведения бизнеса становится более агрессивной при максимальной экономии ресурсов.
Франчайзинг полезен не только для состоявшихся деловых людей, но и является уникальным методом привлечения в малый бизнес людей без предпринимательского опыта. С каждым месяцем все больше людей теряют работу. Многие компании сокращают персонал или вовсе прекращают свою деятельность. И Москва в этом плане не является исключением. Сама суть франчайзинга предусматривает мощную систему обучения малому бизнесу. Ни в одном университете предприниматель не получит столь качественного практического обучения со стороны опытных, заинтересованных в успехе своих учеников преподавателей, как в учебных центрах франчайзеров. Акулы бизнеса здесь охотно делятся секретами с новичками. Ведь субфранчайзеры в рамках договора с франчайзером обеспечивают быстрое территориальное развитие франшизной сети.
Родиной франчайзинга считается Британия. Родившись более двухсот лет назад на туманном Альбионе, франчайзинг перекочевал затем в Северную Америку, где и получил широкое распространение - достаточно назвать такие и по сей день процветающие сети, как McDonald`s, Baskin Robbins, Pizza Hut и другие. В нашей стране о франчайзинге заговорили только в середине 90-х, во многом с подачи указанных выше компаний, начавших строительство своих сетей в России. В 1993 году Baskin Robbins продал свою первую франшизу. Сейчас через франчайзинговые схемы развития продвигают свои бренды компании "Планета Суши", "Ростик`с", "Красный куб", "Техносила", "Бельпостель", ТД "Копейка", "Мосмарт", "Патэрсон", "Шатура", "Магазин горящих путевок", "1С" и др.
В период глобализации экономики франчайзинг является не просто покупкой-продажей франшизы. Сегодня он, если можно так выразиться, клонирует успешный бизнес.
Официальной статистики по франчайзингу в России сегодня не существует. По мнению Александра Майлера, председателя совета директоров Российской ассоциации франчайзинга, годовой объем продаж находится на уровне $4,5 млрд.
Проведенное "МК" исследование показало, в России на сегодня насчитывается более 750 компаний, использующих франчайзинговую систему ведения бизнеса. А ведь в 2001 году их было только 50. В прошлом году по сравнению с 2007 годом количество выданных в РФ франшиз возросло более чем на 40%. В США - для сравнения - насчитывается более 2500 франшизных брендов, в Германии - свыше 850, в Великобритании - более 800.
В России более всего франшизы востребованы в секторе торговли непродовольственными товарами. Чаще всего ими пользуются магазины одежды (45% от всего сектора), подарков (14%), электробытовой техники (6%), обуви (6%), для детей (5%), мебели (4%). В период кризиса более всего популярны франшизы эконом-класса: их берут недорогие предприятия общественного питания, торговые точки, предлагающие товары по сниженным ценам, и пр.
Как показывают опросы участников рынка, франчайзинг более эффективно решает основные проблемы любого бизнеса: время, деньги и персонал. В данном случае известная формула "Время - деньги!" срабатывает на все сто. В условиях ограниченности финансовых ресурсов покупка франшизы для предприятий малого бизнеса становится палочкой-выручалочкой. Именно франчайзи несет стартовые инвестиционные расходы, финансирует открытие новых представительств, закупает оборудование, платит зарплату персоналу и т.д. При этом временные затраты франчайзера минимизируются. Особенно это важно, если принято решение о расширении региональной сети бизнеса.
Запустить франшизное предприятие в новом для себя регионе нередко проще, нежели открывать там собственное представительство. Ведь регионалы гораздо лучше столичных знают особенности ведения бизнеса на "своих землях". Соответственно, они лучше командировочных из центра владеют местным административным ресурсом, знают местную специфику, поэтому они и могут запустить бизнес быстрее. Так что франчайзинг - лучший способ освоения новых территорий.
Франчайзинг имеет наиболее привлекательные показатели эффективности - хорошую скорость развития бизнеса, невысокие риски, максимальную доходность при минимальном объеме инвестиций.
И наконец, кадры, которые, как известно, "решают все". Никто, конечно, не будет спорить, что профессиональные менеджеры - залог успеха любого бизнеса. И франчайзинговая система бизнеса показывает, что управленцы франшизных предприятий работают эффективнее своих "обычных" коллег. Объясняется это тем, что зачастую руководители франшизных предприятий (франчайзи) являются одновременно и владельцами или совладельцами бизнеса. Они работают не на дядю, а на себя. Это их родной бизнес, в который они вложили всю душу, и это для них является сверхмотивацией в работе.
Пока в России тон в регионах задают большей частью франчайзеры Москвы и Санкт-Петербурга.
ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Московский комсомолец"