В.Драганов: кризис может больно ударить по малому и среднему бизнесу
13.10.2008 12:15
В больших кабинетах - чиновничьих и просто крупных компаний - введен мораторий на слово "кризис". И лишь немногие готовы к открытым комментариям сегодняшнего положения экономики России. О том, есть у нас кризис или нет, об обещаниях правительства и коррупции, о вступлении в ВТО и ценах на энергоносители рассуждает Валерий Драганов, первый заместитель председателя Комитета ГД по промышленности, член генерального совета ВПП "Единая Россия".
В.: Можно ли говорить о начале серьезного, сперва банковского и фондового, а потом и в целом экономического кризиса в России?
О.: Да, мы можем говорить об этом. Уже сегодня в результате экономического кризиса промышленные предприятия реального сектора экономики сталкиваются с серьезными издержками, среди которых: сложности в рефинансировании существующих кредитов; невозможность осуществлять новые инвестиционные проекты, а также завершить проекты, которые находятся в стадии реализации; сложности на рынке долговых инструментов, в частности на облигационном рынке; отсутствие возможности получить краткосрочные кредиты на пополнение оборотных средств, в частности для сезонных закупок.
Именно поэтому в Государственной думе в связи с возникающей угрозой ухудшения положения российских промышленных предприятий ввиду нестабильности мирового и российского финансовых рынков депутатами Государственной думы - членами Комитета по промышленности от фракции Всероссийской политической партии "Единая Россия" сформирована инициативная рабочая группа по анализу ситуации в сфере промышленного производства и подготовке предложений по разработке мер поддержки предприятий в целях обеспечения социально-экономической стабильности.
Целью рабочей группы является мониторинг финансового положения промышленных предприятий и разработка предложений Всероссийской политической партии "Единая Россия", Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса для отраслей российской промышленности.
В.: По каким слоям населения и отраслям экономики сложившаяся ситуация ударит больнее всего?
О.: К сожалению, по самым, как говорится, "экономически продвинутым", но не по суммам капитала, а по инициативности и доверии к новым формам вложений и приумножении своих накоплений. По тем, кто стал за эти годы инвестором, неважно крупным или мелким. Это сильный удар по формирующемуся в России классу частных инвесторов, по тем, кто поверил в механизмы народных IPO. Мы должны сделать многое, чтобы психологически вернуть доверие этих людей к фондовому рынку.
В.: Можно ли ожидать падения доходов основной массы населения, сокращения рабочих мест, снижения заработной платы?
О.: В отдельных случаях, наверное, это произойдет. Возможное снижение заработной платы произойдет прежде всего в форме понижения планки нижнего предложения от работодателя для новых сотрудников, для тех, кто приходит в организацию или фирму, а не тех, кто уже работает в ней.
В.: Как создавшаяся обстановка скажется на российском малом бизнесе?
О.: На мой взгляд, существует серьезная недооценка кризиса именно для частного сектора экономики - имею в виду именно слой малого и среднего предпринимательства. Низкие темпы прироста инвестиций, падение промышленного производства, сокращение рентабельности компаний, ухудшение условий для кредитования, а то и вовсе отсутствие возможности взять кредит - все это может в итоге больно ударить по малому и среднему бизнесу.
В.: Пострадали ли от кризиса малые компании в Европе и США?
О.: Да, в США - существенно сильнее, чем в России и в Европе. В США кризис уже начинает понемногу корректировать социальную структуру США, превращая вчерашний средний класс в маргиналов. Упал важнейший показатель американского малого бизнеса - массовое потребление. Американцы меньше ездят по стране, моллы, кинотеатры и ресторанчики полупустые, закрываются святая святых американской потребительской культуры - локальные автосалоны, не продаются дешевые дома. Именно малый и средний бизнес - это основа классического американского массового потребления.
В.: Как быть тем предпринимателям, которые намечали на осень-зиму расширение своего бизнеса, планировали получение кредитов в банке?
О.: Не могу взять на себя ответственность давать конкретные советы по бизнесу. Ведь каждый случай индивидуален, но сегодня каждому предпринимателю, от крупного до малого, нужно определиться с приоритетами.
В.: Какой "подарок" получат предприниматели от энергетиков в Новом году? На сколько повысятся цены на энергоносители?
О.: Основными факторами роста цен и тарифов на электроэнергию в 2008-2011 годах являются принимаемые или уже принятые Правительством Российской Федерации решения по реализации реформы электроэнергетики. Кроме того, удорожающими факторами являются рост инвестиционной составляющей, повышение прогноза индексов цен на топливо для электростанций в 2008 году, а также корректировка целевого уровня инфляции в 2008-2010 годах по сравнению с ожидавшимся ранее.
В целом в 2008-2011 годах прогнозируется рост средних цен на электроэнергию в регулируемом секторе и на свободном рынке (с учетом введения рынка мощности) в 2,1 раза. При этом доля электроэнергии, отпускаемой по свободным (нерегулируемым) ценам, повысится с 22% от всей отпущенной электроэнергии в 2008 году, до 44% в 2009 году, до 73% в 2010 году и 78% в 2011 году.
Во втором полугодии 2008 года планируется запуск долгосрочной модели оптового рынка электрической энергии (мощности), предусматривающей продажу электрической мощности по свободным ценам на 5-7 лет вперед.
В.: Если на мировом рынке цены на нефть существенно упадут, что произойдет с ценами на топливо на российском рынке?
О.: При таком сценарии цены на топливо упадут несущественно, но расти точно не будут.
В.: Какую таможенную политику намерен проводить новый президент?
О.: Мы движемся по пути реализации принятой стратегии-2020, готовится концепция внешнеэкономической деятельности. В этой сфере будет последовательная реализация наших долгосрочных планов, а не шараханье из стороны в сторону, как это было в начале 90-х гг.
Насчет таможенной политики. Действующий Таможенный кодекс, который готовился как закон максимально прямого действия, вновь оброс инструкциями. Уже это само по себе является сигналом необходимости совершенствования нормативно-правовой базы на уровне кодифицированного законодательного акта.
Для анализа проблем действующей редакции кодекса, а также других законодательных актов, регулирующих деятельность таможенных органов в Государственной думе, создан экспертный совет по таможенно-тарифной политике и подготовке пакета системных поправок в Таможенный кодекс и другие федеральные законы. Депутаты Государственной думы намерены представить их уже в ближайшее время. Необходимость подготовки новой, более совершенной нормативной базы деятельности таможенных органов поддержана коллегами из правительства.
В.: Насколько возможно в ракурсе последних событий вступление России в ВТО? На ваш взгляд, членство в ВТО скажется негативным образом на отечественном малом бизнесе и особенно малых производителях или нет?
О.: Вы знаете, вокруг этого вопроса споры не утихают. Позиция России: мы вели и будем вести переговоры по вступлению в ВТО как субъект международных отношений, полностью оценивающий риски, издержки и выгоды от вступления в ВТО и готовый к профессиональному детальному рассмотрению каждой из переговорных позиций. Очевидно, что в процессе вступления в ВТО есть некие общие, рамочные условия. Однако конкретное наполнение реальным содержанием может быть совершенно различным. Например, и Китай, и Украина, будучи членами ВТО, имеют совершенно различный внутренний статус в организации, связанный с объемом и масштабами реализованных конкурентных преимуществ для своих национальных экономик.
Сторонники вступления в ВТО говорят о том, что в результате роста конкуренции на внутреннем рынке рост конкуренции со стороны импортных товаров и услуг будет иметь следствием удешевление российской потребительской корзины, а также повышение качества потребления. В средне- и долгосрочном плане либерализация внешнеторгового режима будет способствовать не только притоку качественных импортных товаров, но и - опять же в силу роста уровня конкурентности внутренних рынков - повышению качества продукции отечественных производителей.
В.: Борьба с административными барьерами, заявленная в последних законодательных проектах правительства и Думы, - популистские заявления или реальное ослабление давления чиновников на бизнес?
О.: Сегодня государство просто не может позволить себе какие-либо популистские заявления по данному вопросу, так как ситуация очень тяжелая и она реально тормозит модернизацию России. Коррупция сегодня прежде всего бьет по конкурентоспособности России в мире, по уровню жизни населения, по эффективности важнейших социально-экономических преобразований.
И очень важный аспект - доверие людей к власти. Доверие является эффективным инструментом интеграции общества, успешного продвижения модернизационных процессов. Именно беспрецедентный уровень дефицита доверия в начале 90-х гг. вылился в фактическую делегитимацию государственных управленческих функций и их подмену нелегитимными структурами - от бандитов до радикальных сект.
Сегодня, как свидетельствуют опросы, положение улучшилось, однако все еще серьезные издержки с проведением структурных преобразований - это во многом следствие актуализации проблемы доверия граждан к институтам власти. Сегодня наше общество должно морально сплотиться вокруг предложенного Президентом РФ "Национального плана противодействия коррупции", ведь в его концепции предусмотрены как меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции и совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, так и меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению.
ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Московский комсомолец"
В.: Можно ли говорить о начале серьезного, сперва банковского и фондового, а потом и в целом экономического кризиса в России?
О.: Да, мы можем говорить об этом. Уже сегодня в результате экономического кризиса промышленные предприятия реального сектора экономики сталкиваются с серьезными издержками, среди которых: сложности в рефинансировании существующих кредитов; невозможность осуществлять новые инвестиционные проекты, а также завершить проекты, которые находятся в стадии реализации; сложности на рынке долговых инструментов, в частности на облигационном рынке; отсутствие возможности получить краткосрочные кредиты на пополнение оборотных средств, в частности для сезонных закупок.
Именно поэтому в Государственной думе в связи с возникающей угрозой ухудшения положения российских промышленных предприятий ввиду нестабильности мирового и российского финансовых рынков депутатами Государственной думы - членами Комитета по промышленности от фракции Всероссийской политической партии "Единая Россия" сформирована инициативная рабочая группа по анализу ситуации в сфере промышленного производства и подготовке предложений по разработке мер поддержки предприятий в целях обеспечения социально-экономической стабильности.
Целью рабочей группы является мониторинг финансового положения промышленных предприятий и разработка предложений Всероссийской политической партии "Единая Россия", Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса для отраслей российской промышленности.
В.: По каким слоям населения и отраслям экономики сложившаяся ситуация ударит больнее всего?
О.: К сожалению, по самым, как говорится, "экономически продвинутым", но не по суммам капитала, а по инициативности и доверии к новым формам вложений и приумножении своих накоплений. По тем, кто стал за эти годы инвестором, неважно крупным или мелким. Это сильный удар по формирующемуся в России классу частных инвесторов, по тем, кто поверил в механизмы народных IPO. Мы должны сделать многое, чтобы психологически вернуть доверие этих людей к фондовому рынку.
В.: Можно ли ожидать падения доходов основной массы населения, сокращения рабочих мест, снижения заработной платы?
О.: В отдельных случаях, наверное, это произойдет. Возможное снижение заработной платы произойдет прежде всего в форме понижения планки нижнего предложения от работодателя для новых сотрудников, для тех, кто приходит в организацию или фирму, а не тех, кто уже работает в ней.
В.: Как создавшаяся обстановка скажется на российском малом бизнесе?
О.: На мой взгляд, существует серьезная недооценка кризиса именно для частного сектора экономики - имею в виду именно слой малого и среднего предпринимательства. Низкие темпы прироста инвестиций, падение промышленного производства, сокращение рентабельности компаний, ухудшение условий для кредитования, а то и вовсе отсутствие возможности взять кредит - все это может в итоге больно ударить по малому и среднему бизнесу.
В.: Пострадали ли от кризиса малые компании в Европе и США?
О.: Да, в США - существенно сильнее, чем в России и в Европе. В США кризис уже начинает понемногу корректировать социальную структуру США, превращая вчерашний средний класс в маргиналов. Упал важнейший показатель американского малого бизнеса - массовое потребление. Американцы меньше ездят по стране, моллы, кинотеатры и ресторанчики полупустые, закрываются святая святых американской потребительской культуры - локальные автосалоны, не продаются дешевые дома. Именно малый и средний бизнес - это основа классического американского массового потребления.
В.: Как быть тем предпринимателям, которые намечали на осень-зиму расширение своего бизнеса, планировали получение кредитов в банке?
О.: Не могу взять на себя ответственность давать конкретные советы по бизнесу. Ведь каждый случай индивидуален, но сегодня каждому предпринимателю, от крупного до малого, нужно определиться с приоритетами.
В.: Какой "подарок" получат предприниматели от энергетиков в Новом году? На сколько повысятся цены на энергоносители?
О.: Основными факторами роста цен и тарифов на электроэнергию в 2008-2011 годах являются принимаемые или уже принятые Правительством Российской Федерации решения по реализации реформы электроэнергетики. Кроме того, удорожающими факторами являются рост инвестиционной составляющей, повышение прогноза индексов цен на топливо для электростанций в 2008 году, а также корректировка целевого уровня инфляции в 2008-2010 годах по сравнению с ожидавшимся ранее.
В целом в 2008-2011 годах прогнозируется рост средних цен на электроэнергию в регулируемом секторе и на свободном рынке (с учетом введения рынка мощности) в 2,1 раза. При этом доля электроэнергии, отпускаемой по свободным (нерегулируемым) ценам, повысится с 22% от всей отпущенной электроэнергии в 2008 году, до 44% в 2009 году, до 73% в 2010 году и 78% в 2011 году.
Во втором полугодии 2008 года планируется запуск долгосрочной модели оптового рынка электрической энергии (мощности), предусматривающей продажу электрической мощности по свободным ценам на 5-7 лет вперед.
В.: Если на мировом рынке цены на нефть существенно упадут, что произойдет с ценами на топливо на российском рынке?
О.: При таком сценарии цены на топливо упадут несущественно, но расти точно не будут.
В.: Какую таможенную политику намерен проводить новый президент?
О.: Мы движемся по пути реализации принятой стратегии-2020, готовится концепция внешнеэкономической деятельности. В этой сфере будет последовательная реализация наших долгосрочных планов, а не шараханье из стороны в сторону, как это было в начале 90-х гг.
Насчет таможенной политики. Действующий Таможенный кодекс, который готовился как закон максимально прямого действия, вновь оброс инструкциями. Уже это само по себе является сигналом необходимости совершенствования нормативно-правовой базы на уровне кодифицированного законодательного акта.
Для анализа проблем действующей редакции кодекса, а также других законодательных актов, регулирующих деятельность таможенных органов в Государственной думе, создан экспертный совет по таможенно-тарифной политике и подготовке пакета системных поправок в Таможенный кодекс и другие федеральные законы. Депутаты Государственной думы намерены представить их уже в ближайшее время. Необходимость подготовки новой, более совершенной нормативной базы деятельности таможенных органов поддержана коллегами из правительства.
В.: Насколько возможно в ракурсе последних событий вступление России в ВТО? На ваш взгляд, членство в ВТО скажется негативным образом на отечественном малом бизнесе и особенно малых производителях или нет?
О.: Вы знаете, вокруг этого вопроса споры не утихают. Позиция России: мы вели и будем вести переговоры по вступлению в ВТО как субъект международных отношений, полностью оценивающий риски, издержки и выгоды от вступления в ВТО и готовый к профессиональному детальному рассмотрению каждой из переговорных позиций. Очевидно, что в процессе вступления в ВТО есть некие общие, рамочные условия. Однако конкретное наполнение реальным содержанием может быть совершенно различным. Например, и Китай, и Украина, будучи членами ВТО, имеют совершенно различный внутренний статус в организации, связанный с объемом и масштабами реализованных конкурентных преимуществ для своих национальных экономик.
Сторонники вступления в ВТО говорят о том, что в результате роста конкуренции на внутреннем рынке рост конкуренции со стороны импортных товаров и услуг будет иметь следствием удешевление российской потребительской корзины, а также повышение качества потребления. В средне- и долгосрочном плане либерализация внешнеторгового режима будет способствовать не только притоку качественных импортных товаров, но и - опять же в силу роста уровня конкурентности внутренних рынков - повышению качества продукции отечественных производителей.
В.: Борьба с административными барьерами, заявленная в последних законодательных проектах правительства и Думы, - популистские заявления или реальное ослабление давления чиновников на бизнес?
О.: Сегодня государство просто не может позволить себе какие-либо популистские заявления по данному вопросу, так как ситуация очень тяжелая и она реально тормозит модернизацию России. Коррупция сегодня прежде всего бьет по конкурентоспособности России в мире, по уровню жизни населения, по эффективности важнейших социально-экономических преобразований.
И очень важный аспект - доверие людей к власти. Доверие является эффективным инструментом интеграции общества, успешного продвижения модернизационных процессов. Именно беспрецедентный уровень дефицита доверия в начале 90-х гг. вылился в фактическую делегитимацию государственных управленческих функций и их подмену нелегитимными структурами - от бандитов до радикальных сект.
Сегодня, как свидетельствуют опросы, положение улучшилось, однако все еще серьезные издержки с проведением структурных преобразований - это во многом следствие актуализации проблемы доверия граждан к институтам власти. Сегодня наше общество должно морально сплотиться вокруг предложенного Президентом РФ "Национального плана противодействия коррупции", ведь в его концепции предусмотрены как меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции и совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, так и меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению.
ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Московский комсомолец"