Rambler's Top100

Доля рынков в обороте розничной торговли снизилась до 13%

04.08.2008 08:30
Доля рынков в обороте розничной торговли в июне 2008 г. снизилась до 13,0% против 15,0% в июне 2007 года. Доля торгующих организаций (т.е. организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети вне рынков), соответственно, достигла 87,0%, превысив показатель соответствующего периода 2007 года на 2%. Об этом сообщается в Мониторинге социально-экономического развития за первое полугодие 2008 года, опубликованном на официальном сайте Минэкономразвития РФ.
Объем продаж товаров на розничных рынках составил в январе-июне 96,7% к соответствующему периоду 2007 г.
По мнению специалистов Минэкономразвития, сокращение оборота рынков обусловлено динамичным ростом товарооборота и количества торговых объектов шаговой доступности, предоставляющих существенно более привлекательные для потребителей условия закупок, а также более привлекательные цены и качество продукции, и реализацией программ сокращения доли неорганизованной торговли в ряде регионов России, например, в Москве.
Вместе с тем, отмечают в министерстве, розничные рынки и ярмарки формируют значительную часть оборота розничной торговли – там приобретается более 12% продовольственных товаров и около 18% непродовольственных.
По-прежнему велика роль рынков в обеспечении населения мясом и птицей, плодоовощной продукцией, одеждой и обувью. Доля сложной бытовой техники не превышает 1% общего объема оборота рынков.
Снижение доли рынков сопровождалось уменьшением их количества ввиду ликвидации или перепрофилирования в торговые комплексы. Так, если на 1 января 2005 года действовало 6,4 тыс. рынков, то на 1 января 2008 г.- 3,9 тыс. рынков. В I полугодии 2008 года происходило дальнейшее сокращение количества рынков и на 1 июня на территории Российской Федерации действовало 3,8 тыс. рынков.
Среди рынков преобладают универсальные (76,2% от их общего числа) и специализированные вещевые рынки (13,1%). Сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные рынки составляют всего 3,3%.
В среднем в расчете на один рынок на 1 июня 2008 г. приходилось 276 торговых мест.
Уровень использования торговых мест на розничных составил на 1 июня 2008 г. в среднем 79,2% (на 1 июня 2007г. – 79,3%). При этом в каждом третьем субъекте Российской Федерации коэффициент использования торговых мест превышал среднероссийский уровень.
Наибольшая доля рынков в I полугодии 2008 г. в обеспечении населения товарами приходится на Южный (20,9%), Уральский (12,5%), Центральный (15,1%) федеральные округа, а наименьшая доля – Северо-Западный федеральный округ (6,9%). В г. Москве рынки обеспечивают 18,1% торгового оборота.
В I полугодии 2008 года изменение средних цен на товары, реализуемые на розничных рынках, составило 7,9%, что на 0,1 процентных пункта ниже потребительских цен на товары в организациях всех форм торговли. При этом цены на продовольственные товары выросли на 11,6%, на непродовольственные товары – на 3,8%, при общем индексе потребительских цен по продовольственным товарам 111,4%, по непродовольственным товарам – 104,4%.
В июне 2008 г. прирост цен на товары, реализуемые на рынках, был ниже, чем во всех формах торговли (0,3% и 0,9% соответственно).
Увеличение средних потребительских цен было отмечено в 56 субъектах Российской Федерации, а снижение - на рынках 21 субъекта. При этом в 6 субъектах Российской Федерации оно составило более 1,5%. Самым заметным снижение цен было в Чеченской Республике (на 3,2%) и в Республике Дагестан (на 2,1%), где продовольственные товары подешевели на 7,3% и 3,4% соответственно.
В целом по России на розничных рынках цены на продовольственные товары в июне 2008 г. выросли на 0,3% (в организациях всех форм торговли – на 1,1%).
Существенно увеличились цены на отдельные виды плодоовощной продукции. Рост цен на непродовольственные товары также составил 0,3% (в организациях всех форм торговли цены на непродовольственные товары за этот период выросли на 0,7%). Более всего на рынках возросли цены на отдельные виды бельевого и верхнего трикотажа, верхней одежды и спортивной обуви для взрослых.
Уровень цен на основные продукты питания на рынках был близок к их уровню в организациях всех форм торговли. По более низким ценам на рынках продавались сливочное масло, творог жирный, сухофрукты, яблоки, сельдь соленая, вареная колбаса.
На большинство наблюдаемых непродовольственных товаров в июне 2008 г. уровень цен на рынках оставался ниже, чем на товары, реализуемые в организациях всех форм торговли.

ИА "Альянс Медиа"