Как разрушить бизнес еще до его создания

25.06.2008 06:30
Большинству предпринимателей не легко придумать бизнес-идею, пригодную для запуска успешного предприятия. Может быть, именно поэтому многие немедленно приступают к реализации первой же идеи, которая пришла им в голову. При этом они не делают даже элементарного расчета окупаемости придуманного бизнеса. Нечего и говорить, что многие такие «бизнесы» в принципе не могут выйти на самоокупаемость, не говоря уже о доходности.
Казалось бы, это прописные истины: перед запуском нового проекта необходимо рассчитать для него бизнес-план. Но если это так очевидно, можете ли вы гарантировать, что так и поступают российские предприниматели?
Имеются веские причины, по которым предприниматели знают, что бизнес-планы необходимы при запуске новых проектов. И все равно не делают их. Во-первых, сказывается необразованность и нецивилизованность многих российских «бизнесменов». Выражения «корпоративные финансы» и «финансовый менеджмент» для них звучат как ругательства. Рассчитать элементарный бизнес-план на пару страничек А4? Для них это не легче, чем слетать на Луну. Кстати, если они все-таки запустят бизнес, то и текущее управление финансами будут вести так же. То есть никак.
К этому добавляется еще и врожденное недоверие. Лучше вбухать несколько миллионов в бестолковый бизнес и мучиться с ним 5 лет. Это проще, чем доверить кому-то свою бизнес-идею еще до запуска бизнеса и начала инвестиций. Нет, чтобы подыскать толкового финансового менеджера и за разовое вознаграждение попросить его посчитать вам бизнес-план.
Следующая причина, по которой предприниматели пытаются избежать расчета бизнес-планов, глубже. Корень зла – в том, как тяжело придумать толковую бизнес-идею. На это накладывается естественная человеческая лень. Все мы понимаем, что лучше было бы придумать пять-десять бизнес-идей, посчитать по каждой бизнес-план. Сравнив бизнес-планы друг с другом, выбрать из бизнес-идей самую перспективную и приступить к ее реализации, оставив другие про запас. Пусть на это потребуется несколько месяцев или даже год. Зато следующие несколько лет вы будете поднимать бизнес, который с самого начала имеет хорошие шансы на успех. И вы сможете ожидать, что инвестированные в этот бизнес-проект силы и средства вернутся с серьезным доходом.
Когда идея нового бизнеса уже есть, тяжело просто так сидеть и ничего не делать. Голова думает не над второй, третьей и следующими бизнес-идеями, а над тем, почему вы еще не реализуете первую. Вдруг конкуренты уже додумались до вашей замечательной идеи? Вдруг завтра будет поздно? И эти мысли, кстати сказать, не лишены оснований.
Поэтому предприниматель принимает управленческое решение: запускаем новый бизнес! А раз решение уже принято, то и бизнес-план вроде бы не нужен. На самом деле все хитрее. Бизнес-план не то чтобы не нужен – он опасен. Вдруг окажется, что с финансовой точки зрения новый бизнес не так уж привлекателен? Тогда от идеи придется отказаться и опять много времени сидеть, ничего не делать и думать. Придумывать другую бизнес-идею. Нет уж! Лучше ввяжемся, а там война сама план покажет. Выедем как-нибудь – где наша не пропадала! Волшебная логика: предприниматель меньше доверяет своей способности рассчитать финансовое будущее собственного бизнеса. И больше доверяет своей способности выбираться из непростых ситуаций, в которых он очутился.
Имеет смысл срочно запустить реализацию перспективной бизнес-идеи, пока этим не занялся кто-то другой. Но это разумно только в том случае, если новый бизнес действительно будет доходным. А если он не сможет выйти на доходность? Или доходность будет слишком низкой? Тогда пусть им занимаются конкуренты! Чем больше они вложат туда сил и средств, тем больше это ослабит их основной доходный бизнес.
Для того и нужен бизнес-план. Чтобы определить, будет ли вам интересно заниматься новым бизнесом. Или вам такой бизнес не интересен в принципе. И пусть им занимается, кто хочет.
В реальной жизни бизнес-план чаще требуется не для того, чтобы отсечь слишком рискованные, низкодоходные и планово-убыточные бизнес-идеи. Этого-то и опасаются предприниматели и стараются избегать расчета бизнес-планов. Предприниматели боятся, что бизнес-план покажет несостоятельность их бизнес-идеи. И им придется опять ждать и думать над новой идеей. Им проще принять решение о запуске нового проекта без предварительных расчетов. Фактически это решение означает: я готов на что угодно, только бы не сидеть без дела в попытках придумать новую бизнес-идею. То, что я должен думать вместо того, чтобы вкалывать как сумасшедший с утра до ночи, пугает меня до смерти. Лучше я вбухаю деньги под первый попавшийся бизнес-проект и буду мучиться с ним много лет, лишь бы не думать.
Обычно бизнес-план считают, чтобы не влезать в изначально бесперспективный бизнес. А в России бизнес-план специально не считают, чтобы влезть в бизнес, не зная, перспективный он или нет.
Как отмечает Константин Бакшт, генеральный директор российского холдинга «Капитал-Консалтинг», автор серии книг «Построение отдела продаж: с «нуля» до максимальных результатов», «Боевые команды продаж» и «Как загубить бизнес в России: вредные советы для владельцев бизнеса», каждый предприниматель и инвестор должен уметь быстро рассчитать упрощенный бизнес-план. Буквально на коленке – расчет должен уместиться на 1-2 странички А4. Или на одну салфетку – такие случаи тоже бывали.
На начальном этапе рассмотрения идеи излишняя точность ни к чему. Гораздо важнее, чтобы все участники обсуждения могли быстро ознакомиться с ключевой информацией и при дальнейшем обсуждении концентрировались именно на ней.

ИА "Альянс Медиа" по материалам еженедельника "На стол руководителю"