Rambler's Top100

Диалог бизнеса и власти должен быть формализован

24.06.2008 16:15
На состоявшемся 24 июня в Президент-отеле заседании правления РСПП, посвященном роли бизнес-сообщества в разработке и реализации внешнеэкономической политики России, выступил глава РСПП Александр Шохин, заявивший о согласованной позиции союза по усилению этой роли.
По его словам, тесное сотрудничество бизнеса и власти даст возможность увеличить экспорт российской высокотехнологической продукции за рубеж. Бизнес и государство уже имеют опыт успешной совместной работы за рубежом, но исчерпывающий механизм согласованных действий еще не сложился. Огорчение бизнес-сообщества вызывает отсутствие гласности при осуществлении госрегулирования. Между тем правила ВТО диктуют более активно включать бизнес-сообщество в процессы, в том числе международной торговли.
По мнению А.Шохина, диалог бизнеса и власти должен быть как можно более формализован, в том числе на законодательном уровне, с точки зрения сроков и процедур. Речь, в первую очередь, идет о статье 15 Федерального закона «Об основах госрегулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД)». Поручение президента Д.Медведева, полученное на недавних консультациях с представителями РСПП, нельзя назвать, по словам Александра Шохина, реализованным на сегодня. РСПП выступает за учреждение консультативного органа при председателе правительства по вопросам внешнеэкономической деятельности, а также за выработку механизма аккредитации предпринимательских объединений и всех значимых госорганов, вырабатывающих экономическую политику страны.
А.Шохин подчеркнул, что консультации с бизнесом должны носить обязательный, а не факультативный характер, при том, что формально мнение бизнес-сообщества может не приниматься в расчет.
«Мы должны выработать четкие приоритеты во внешнеэкономической сфере: от торговой интеграции к интеграции инвестиционной и проектной, что особенно актуально в рамках СНГ и ЕврАзЭС. Нельзя также допускать политизации серьезных экономических проектов. Госорганы должны предоставлять бизнесу список стран, рискованных для ведения бизнеса, заблаговременно информировать российских предпринимателей о возможных санкциях в их отношении», - сказал А.Шохин.
Также правительство может выбрать секторы экономики, приоритетные для экспорта, и стимулировать тем самым инновационные высокотехнологичные проекты. Большое значение имеет также страхование политических рисков посредством национальной и международной системы страхования. Страхование государством таких рисков означает фактическое признание за компанией статуса надежного контрагента.
Далее важно упростить условия экспортного кредитования, эта функция сейчас находится у Банка развития. Необходимо также значительно оптимизировать механизм возмещения НДС участникам ВЭД.
Таможня должна учредить предпринимательский совет с участием аккредитованных организаций, посредством которого будет осуществляться обязательное согласование проектов ведомственных инструкций и правительственных актов.
Наконец, в совершенствовании нуждается работа межправительственных комиссий. Каналы взаимодействия российских компаний с зарубежными торгпредствами РФ и с экономическими отделами посольств должны быть значительно расширены.
Последним пунктом в позиции РСПП А.Шохин обозначил создание механизмов участия российского бизнеса в проектах международных и региональных организаций, таких как ООН, Всемирный банк и Азиатский банка развития.
Заместитель министра иностранных дел Александр Яковенко полностью согласился с тезисами А.Шохина, особенно в части раннего предупреждения действий отдельных государств, а также прямых запросов со стороны российского бизнеса в адрес посольств и торгпредств. А.Яковенко попросил лишь осуществлять такие запросы централизованно, то есть через МИД РФ, чтобы не нарушать сложившийся порядок подачи запросов.
Также он выступил за аккредитацию при МИД не всех бизнес-объединений, а лишь прямо заинтересованных в такой аккредитации. Такие заинтересованные объединения могли бы составить перечень реальных проблем российских компаний при работе на европейском рынке, что особенно актуально в преддверии переговоров России и ЕС.
Многообещающе, по мнению А.Яковенко, выглядит и тезис по усилению сотрудничества с Многосторонним агентством по страхованию вкладов. В это структурное подразделение Всемирного банка на предмет заключения контракта можно обращаться через представительство ВБ в Москве. Что же касается сотрудничества с Азиатским банком развития, с сожалением констатировал А.Яковенко, Япония и США пока блокируют членство России в этой структуре.
Заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Дементьев возразил в ответ на некоторые прозвучавшие выступления, сказав, что новые бюрократические структуры, помимо уже имеющихся, создавать не стоит. Он пригласил все заинтересованные стороны участвовать в совете по Форсайту, созданном при Минпромторговли и согласился с тезисом о том, что процедура компенсации процентных ставок при экспорте слишком переусложнена и практически не работает.
Председатель совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили обратил особое внимание на проблемы в молочной отрасли. Он объяснил конкурентное превосходство белорусских производителей молока перед российскими тем, что наш сосед тратит на сельское хозяйство 25% бюджетных расходов, а в России эта цифра составляет менее 1%.
«Сухим молоком нас никто не забрасывал. Это рыночный продукт, кровно необходимый, например, Красноярскому краю, где отсутствует племенное молочное скотоводство, а также практически всему Крайнему Северу. Надо знать, что половина молока, произведенного в России, не доходит до потребителя, а просто идет на корм скоту. Поэтому не надо искать виноватых, а надо концентрироваться на вопросах продовольственной безопасности», - заявил он.
Заместитель министра экономики РФ Андрей Клепач пригласил бизнес-объединения активнее участвовать в разработке Концепции социально-экономического развития России до 2020 года. Он пообещал поддержку инвестиций российских компаний за рубежом со стороны Минэкономразвития, а также выработку совместно с бизнесом программы взаимодействия с Евросоюзом.
«От РСПП мы прежде всего ждем предложений в адрес Концепции-2020, отдавая себе отчет в опережающей динамике импорта над экспортом. Отрицательное сальдо внешней торговли может быть достигнуто, по нашему мнению, уже к 2011 году. РСПП должен предложить конкретные меры по совершенствованию работы межправительственной комиссии, по улучшению внешнеторгового климата в РФ», - заключил он.
Директор Всемирного банка по России Клаус Роланд заявил, что любые инвесторы нуждаются, прежде всего, в информации о средствах по поддержанию стабильности и защищенности экономики страны. И Всемирный банк может оказаться чрезвычайно полезным российскому бизнесу в этом смысле. Осуществляя проекты развития импорта со многими перспективными странами, в частности, с блоком БРИК на общую сумму в 50 млрд долларов, ВБ выступает в качестве «хранилища знаний обо всех значимых финансовых операциях и экономических проектах в мире. Международная финансовая корпорация (МФК), работающая с частным сектором, приглашает к сотрудничеству и российских предпринимателей, а Многостороннее агентство гарантирования инвестиций, также входящее в структуру ВБ, предлагает российскому бизнесу существенно повысить уровень защищенности операций, посредством, например, страхования риска экспроприации, заключил Клаус Роланд.
Представитель Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной думы Евгений Федоров одобрил предложение РСПП и проинформировал участников заседания о ближайших законодательных шагах партии «Единая Россия».
«Мы говорим с ведущими странами мира на разных языках. Наша колониально-сырьевая экономика находится в нерабочем состоянии. Российским компаниям надо срочно готовиться к расщеплению активов на материальные и нематериальные. Сегодня невозможно продать даже патент, а технологии, то есть изобретения, ноу-хау, товарные знаки и бренды вообще активами не являются. России необходимо завершить налоговую реформу, реформу бухучета. Сегодняшняя нормативно-правовая база не соответствует высокотехнологичной экономике, не то что инновационной, - считает Е.Федоров. - Нам необходимо повысить уровень защиты собственности, особенно интеллектуальной, или львиная доля изобретений и технологий уйдет в иностранную собственность».
«Нужно выделить государственные средства на покупку иностранных высокотехнологических компаний, увеличить долю малого бизнеса в высокотехнологической сфере: сегодня эта доля составляет всего 2%», - заключил Е.Федоров.
Заместитель председателя Банка Развития Петр Фрадков выделил тенденцию усиления на мировом рынке региональных объединений, в связи с чем повышается роль национального регулирования в экономике, а также уровень протекционизма отдельных стран.
«По сути, это новые стартовые условия для российского бизнеса», - считает П.Фрадков. Он предложил создать на базе Банка развития площадку для обсуждения внешнеэкономических проблем, поскольку Банк развития, по его мнению, является частью бизнес-сообщества, говорит с ним на одном языке и занимается всеми контрагентами России. Банк может быть инструментом ЧГП в сфере ВЭД, констатировал П.Фрадков.
Член правления РСПП Виктор Вексельберг, подводя итоги дискуссии, подчеркнул, что финансовый кризис на мировых рынках не закончен, и волна протекционизма действительно нарастает. Эффективное решение будет достигнуто только в результате эффективного диалога бизнеса и власти.
«У нас слишком много участников ВЭД. Крупные частные компании в этой сфере только появляются, а госкомпании, пользующиеся поддержкой госструктур, ведут себя не по-рыночному. Пришло время консолидации: мы не должны стесняться усиления роли государства в этих процессах. Основным конкурентом России в Азии является Китай - страна не рыночная, а плановая. Мы не должны уступать своих позиций», - заключил В.Вексельберг.
Участниками заседания позиция РСПП в целом была одобрена.

ИА "Альянс Медиа"