ФНС подвела итоги за 2007 год
09.01.2008 13:45
В 2007 году на комиссии в налоговые органы были вызваны свыше 325 тысяч предприятий. В результате более 62% налогоплательщиков за этот период увеличили налоговую базу по НДФЛ за счет повышения заработной платы до среднего уровня по отрасли. Об этом сообщается в отчете о деятельности Федеральной налоговой службы (ФНС России) за 2007 год, опубликованном на официальном сайте Правительства РФ.
В документе отмечено, что приказом ФНС России утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, в которой акцент сделан на тщательном предпроверочном анализе и, как следствие, отказе от тотального контроля и переходе к контролю, основанному на определении критериев риска. Результатом такого подхода явилось почти двукратное уменьшение количества проводимых выездных проверок.
Одновременно в ФНС отмечают рост эффективности налоговых проверок. Так, если по итогам 9 месяцев 2006 года среднее доначисление на одну выездную проверку организации составляло 2 млн руб., то по итогам 9 месяцев 2007 года данный показатель увеличился до 4 млн руб.
Аналогичная ситуация отмечается по выездным проверкам физических лиц: в 2006 году на одну выездную проверку в среднем доначислялось 200 тыс. руб., в 2007 году - более 500 тыс. руб.
Кроме того, результатом политики ФНС России, направленной на добровольный отказ налогоплательщиков от применения схем ухода от налогообложения путем самостоятельной корректировки своих налоговых обязательств, явилось то, что за 9 месяцев 2007 года налогоплательщиками самостоятельно увеличены свои налоговые обязательства на 63 млрд руб.
ФНС в 2007 году последовательно осуществляла работу по легализации налоговой базы с участием налогоплательщиков. Результатом этой работы стало обеспечение достоверности налоговой базы по целому ряду налогов: налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, налогу на прибыль организаций, а также страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
За 9 месяцев 2007 года был произведен отбор 400 тыс. организаций, находящихся в зоне риска, из которых рассмотрено на комиссиях в налоговых органах свыше 325 тысяч. Более 62% налогоплательщиков за этот период увеличили налоговую базу по НДФЛ за счет повышения заработной платы до среднего уровня по отрасли.
Дополнительные поступления ЕСН и страховых взносов в ПФР в результате легализации налоговой базы за 9 месяцев 2007 года составили 48 млрд руб., или 18,3% от прироста поступлений.
Итогом завершенных выездных проверок стало уменьшение убытков на 7 млрд руб., а также дополнительное отражение налоговой базы по налогу на прибыль на сумму более 4 млрд рублей.
Подводя итоги минувшего года, ФНС напоминает, что с 1 января 2007 года в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ осуществлен переход от "разрешительного" характера возмещения НДС по операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, к "заявительному" характеру возмещения НДС, уплаченного, в частности, экспортерами, по материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам).
В этой связи был осуществлен переход на единую налоговую декларацию по НДС, в которой отражаются операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые как по ставкам 10 или 18%, так и по нулевой ставке.
Принятым Федеральным законом от 04.11.2007 №255-ФЗ уточнен порядок применения налоговой ставки в размере 0% налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с производством и обслуживанием космической техники. В частности, указанным законом конкретизирован перечень работ (услуг) в области космической деятельности, реализация которых облагается по нулевой ставке. Кроме того, дополнительно введен перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, применение нулевой ставки по реализации которых будет возможно только при представлении в налоговый орган в пакете документов соответствующего сертификата.
Новый порядок, который будет применяться начиная с налоговых периодов 2008 года, позволит не только упростить администрирование НДС по указанным операциям, но и повысить эффективность контроля налоговых органов за соблюдением законодательства по НДС по этим операциям.
Вступающим в силу с 01.01.2008 Федеральным законом от 19.07.2007 № 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" урегулирован вопрос стимулирования инновационной деятельности в экономике в части налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций.
Федеральным законом от 26.07.2006 № 134-ФЗ в главу 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми принципиально изменился порядок исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты.
В результате указанных изменений налогоплательщиками акцизов стали признаваться только производители нефтепродуктов, в отличие от действовавшего ранее порядка, когда плательщиками акцизов признавались также и лица, осуществлявшие оптовую и розничную реализацию указанных товаров.
Это позволило существенно сократить количество налогоплательщиков, упростить порядок исчисления акцизов и, соответственно, контроля за полнотой их уплаты, что, в свою очередь, обеспечило снижение затрат на администрирование указанного налога. Новый порядок уплаты акцизов позволил устранить имевшуюся ранее возможность применения определенных схем с целью уклонения от уплаты акцизов путем создания фирм - однодневок.
В целях обеспечения полноты поступлений налогов в бюджетную систему Российской Федерации в 2007 году Федеральной налоговой службой внедрены новые подходы к проведению территориальными налоговыми органами контрольных мероприятий с убыточными организациями.
Проводимая ФНС России работа направлена на легализацию налоговой базы путем пресечения случаев неполного отражения в учете хозяйственных операций, выявления фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, схем ухода от налогообложения, а также обеспечение своевременного и полного контроля за соблюдением указанной категорией налогоплательщиков действующего законодательства о налогах и сборах.
Для решения поставленной задачи разработано соответствующее методическое обеспечение, в рамках контроля хода работ по применению установленных подходов в период август-декабрь 2007 года проводились еженедельные заслушивания отчетов руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации об организации работы с убыточными субъектами хозяйственной деятельности.
В целом по Российской Федерации результаты работы, проведенной налоговыми органами в указанном направлении по итогам 9 месяцев 2007 года, повлияли на снижение доли убыточных организаций на 4,1% и, по оперативным данным, составили 17,2%.
В течение 2007 года налоговыми органами продолжена работа по легализации налоговой базы по единому социальному налогу (ЕСН) и базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в созданных для этого комиссиях по легализации "теневой" заработной платы. В текущем году работа проводилась с учетом среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности (ВЭД).
По итогам за январь-ноябрь 2007 года 67% отобранных для работы налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по ВЭД, повысили (легализовали) заработную плату до среднего уровня по ВЭД.
Направленные ФНС России в Минфин России предложения по совершенствованию администрирования ЕСН реализованы в принятом в 2007 году Федеральном законе от 24.07.2007 №216-ФЗ. В частности, поправками, внесенными в главу 24 Налогового кодекса Российской Федерации уточнены: объект налогообложения для глав крестьянских (фермерских) хозяйств; порядок уплаты налога для адвокатов, образовавших адвокатский кабинет; порядок исчисления и уплаты авансовых платежей по ЕСН работодателями в целях ежемесячного начисления пеней на неуплаченные суммы этих авансовых платежей и др.
Работа налоговых органов по легализации доходов населения и трудовых отношений способствовала созданию условий, при которых во всех регионах наблюдается устойчивый рост поступлений налога на доходы физических лиц. Средний темп роста поступлений данного налога в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 01.11.2007 превышает 135%.
По основным индикаторам оценки эффективности деятельности ФНС России на 2007 год планировалось снижение задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации на 21% по отношению к 01.01.2005. За два предыдущих года и 10 месяцев 2007 года достигнуто снижение на 906 млрд рублей, или на 36,9%.
ИА "Альянс Медиа"
В документе отмечено, что приказом ФНС России утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, в которой акцент сделан на тщательном предпроверочном анализе и, как следствие, отказе от тотального контроля и переходе к контролю, основанному на определении критериев риска. Результатом такого подхода явилось почти двукратное уменьшение количества проводимых выездных проверок.
Одновременно в ФНС отмечают рост эффективности налоговых проверок. Так, если по итогам 9 месяцев 2006 года среднее доначисление на одну выездную проверку организации составляло 2 млн руб., то по итогам 9 месяцев 2007 года данный показатель увеличился до 4 млн руб.
Аналогичная ситуация отмечается по выездным проверкам физических лиц: в 2006 году на одну выездную проверку в среднем доначислялось 200 тыс. руб., в 2007 году - более 500 тыс. руб.
Кроме того, результатом политики ФНС России, направленной на добровольный отказ налогоплательщиков от применения схем ухода от налогообложения путем самостоятельной корректировки своих налоговых обязательств, явилось то, что за 9 месяцев 2007 года налогоплательщиками самостоятельно увеличены свои налоговые обязательства на 63 млрд руб.
ФНС в 2007 году последовательно осуществляла работу по легализации налоговой базы с участием налогоплательщиков. Результатом этой работы стало обеспечение достоверности налоговой базы по целому ряду налогов: налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, налогу на прибыль организаций, а также страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
За 9 месяцев 2007 года был произведен отбор 400 тыс. организаций, находящихся в зоне риска, из которых рассмотрено на комиссиях в налоговых органах свыше 325 тысяч. Более 62% налогоплательщиков за этот период увеличили налоговую базу по НДФЛ за счет повышения заработной платы до среднего уровня по отрасли.
Дополнительные поступления ЕСН и страховых взносов в ПФР в результате легализации налоговой базы за 9 месяцев 2007 года составили 48 млрд руб., или 18,3% от прироста поступлений.
Итогом завершенных выездных проверок стало уменьшение убытков на 7 млрд руб., а также дополнительное отражение налоговой базы по налогу на прибыль на сумму более 4 млрд рублей.
Подводя итоги минувшего года, ФНС напоминает, что с 1 января 2007 года в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ осуществлен переход от "разрешительного" характера возмещения НДС по операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, к "заявительному" характеру возмещения НДС, уплаченного, в частности, экспортерами, по материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам).
В этой связи был осуществлен переход на единую налоговую декларацию по НДС, в которой отражаются операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые как по ставкам 10 или 18%, так и по нулевой ставке.
Принятым Федеральным законом от 04.11.2007 №255-ФЗ уточнен порядок применения налоговой ставки в размере 0% налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с производством и обслуживанием космической техники. В частности, указанным законом конкретизирован перечень работ (услуг) в области космической деятельности, реализация которых облагается по нулевой ставке. Кроме того, дополнительно введен перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, применение нулевой ставки по реализации которых будет возможно только при представлении в налоговый орган в пакете документов соответствующего сертификата.
Новый порядок, который будет применяться начиная с налоговых периодов 2008 года, позволит не только упростить администрирование НДС по указанным операциям, но и повысить эффективность контроля налоговых органов за соблюдением законодательства по НДС по этим операциям.
Вступающим в силу с 01.01.2008 Федеральным законом от 19.07.2007 № 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" урегулирован вопрос стимулирования инновационной деятельности в экономике в части налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций.
Федеральным законом от 26.07.2006 № 134-ФЗ в главу 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми принципиально изменился порядок исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты.
В результате указанных изменений налогоплательщиками акцизов стали признаваться только производители нефтепродуктов, в отличие от действовавшего ранее порядка, когда плательщиками акцизов признавались также и лица, осуществлявшие оптовую и розничную реализацию указанных товаров.
Это позволило существенно сократить количество налогоплательщиков, упростить порядок исчисления акцизов и, соответственно, контроля за полнотой их уплаты, что, в свою очередь, обеспечило снижение затрат на администрирование указанного налога. Новый порядок уплаты акцизов позволил устранить имевшуюся ранее возможность применения определенных схем с целью уклонения от уплаты акцизов путем создания фирм - однодневок.
В целях обеспечения полноты поступлений налогов в бюджетную систему Российской Федерации в 2007 году Федеральной налоговой службой внедрены новые подходы к проведению территориальными налоговыми органами контрольных мероприятий с убыточными организациями.
Проводимая ФНС России работа направлена на легализацию налоговой базы путем пресечения случаев неполного отражения в учете хозяйственных операций, выявления фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, схем ухода от налогообложения, а также обеспечение своевременного и полного контроля за соблюдением указанной категорией налогоплательщиков действующего законодательства о налогах и сборах.
Для решения поставленной задачи разработано соответствующее методическое обеспечение, в рамках контроля хода работ по применению установленных подходов в период август-декабрь 2007 года проводились еженедельные заслушивания отчетов руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации об организации работы с убыточными субъектами хозяйственной деятельности.
В целом по Российской Федерации результаты работы, проведенной налоговыми органами в указанном направлении по итогам 9 месяцев 2007 года, повлияли на снижение доли убыточных организаций на 4,1% и, по оперативным данным, составили 17,2%.
В течение 2007 года налоговыми органами продолжена работа по легализации налоговой базы по единому социальному налогу (ЕСН) и базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в созданных для этого комиссиях по легализации "теневой" заработной платы. В текущем году работа проводилась с учетом среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности (ВЭД).
По итогам за январь-ноябрь 2007 года 67% отобранных для работы налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по ВЭД, повысили (легализовали) заработную плату до среднего уровня по ВЭД.
Направленные ФНС России в Минфин России предложения по совершенствованию администрирования ЕСН реализованы в принятом в 2007 году Федеральном законе от 24.07.2007 №216-ФЗ. В частности, поправками, внесенными в главу 24 Налогового кодекса Российской Федерации уточнены: объект налогообложения для глав крестьянских (фермерских) хозяйств; порядок уплаты налога для адвокатов, образовавших адвокатский кабинет; порядок исчисления и уплаты авансовых платежей по ЕСН работодателями в целях ежемесячного начисления пеней на неуплаченные суммы этих авансовых платежей и др.
Работа налоговых органов по легализации доходов населения и трудовых отношений способствовала созданию условий, при которых во всех регионах наблюдается устойчивый рост поступлений налога на доходы физических лиц. Средний темп роста поступлений данного налога в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 01.11.2007 превышает 135%.
По основным индикаторам оценки эффективности деятельности ФНС России на 2007 год планировалось снижение задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации на 21% по отношению к 01.01.2005. За два предыдущих года и 10 месяцев 2007 года достигнуто снижение на 906 млрд рублей, или на 36,9%.
ИА "Альянс Медиа"