А.Иоффе о плюсах и минусах нового закона о развитии МСП
06.07.2007 17:00
Сегодня, в последний день работы Госдумы, депутаты приняли в третьем чтении законопроект «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Как рассказал в эксклюзивном интервью ИА «Альянс Медиа» председатель Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы, советник мэра Москвы Александр Иоффе, хотя принятие этого документа ожидалось уже давно, наиболее жесткие дискуссии вокруг текста законопроекта шли в последние месяцы и даже последние недели перед его принятием. «Какие-то статьи появлялись, какие-то исчезали, шла очень серьезная переработка документа, видимо, были очень серьезные противоречия в Правительстве РФ», - отметил он, добавив, что Минфин со своей стороны, очевидно, серьезно препятствовал появлению целого ряда положений закона.
«Сейчас мы имеем то, что имеем», - сказал А.Иоффе, в целом позитивно оценив принятие законопроекта. «Мы всячески приветствуем появление этого закона как важного политического документа, определяющего государственную политику в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства как один из приоритетов деятельности правительства», - заявил председатель ОЭС. По его словам, новый закон призван прийти на смену старому 88-ФЗ, который был принят 12 лет назад и «никак не мог служить основанием для развития и поддержки малого и среднего бизнеса страны».
«В законе есть хорошие нормы», отметил А.Иоффе, назвав среди них, в частности, включение в законодательную сферу предоставления господдержки среднего бизнеса. В то же время он заявил, что в целом закон носит рамочный характер и не содержит конкретных мер, связанных с особенностями налоговой политики, предоставлением предприятиям имущественной поддержкой и проч. Тем не менее законопроект обязывает региональные и муниципальные программы развития МСП вобрать в себя все эти вопросы. «Они прописаны как руководство к дальнейшему действию», - пояснил председатель ОЭС. По его словам, «закон является поводом для того, чтобы продолжать законодательную работу и развивать различные программы поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном, а также на отраслевом уровнях».
В то же время, добавил А.Иоффе, у закона есть целый ряд недостатков: некоторые, возможно, и не принципиальны, «с ними можно будет разобраться», но другие «в какой-то степени не дадут закону работать».
Среди таких недостатков законопроекта он назвал сохранившийся критерий отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса в виде выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов. Сама по себе такая норма вполне могла бы остаться в законе, но сделать это нужно было бы так же, как сделано, например, в ЕС, где значения предельных размеров выручки прописаны законодательно. Если бы за основу были взяты критерии, предлагаемые ТПП РФ (для микробизнеса – 65 млн рублей, для малого бизнеса – 250 млн рублей, для среднего – 1 млрд 550 млн рублей), то это «наших предпринимателей вполне бы устроило», отметил председатель ОЭС. Однако четких численных критериев в законе нет, их должно устанавливать правительство один раз в пять лет на основании сплошных статистических обследований. Так как на сегодняшний день в РФ практически нет информации об обороте малых предприятий, а тем более о балансовой стоимости их активов, в связи с принятием закона «ситуация находится в подвешенном состоянии». В результате «либо закон не будет работать в полной мере, пока правительство не установит эти критерии, либо правительство сейчас что-нибудь прикинет, посчитает и выйдет на цифры, которые, я очень боюсь, будут ограничивать развитие малого и среднего бизнеса», заявил А.Иоффе. Принятие таких непроработанных критериев без учета особенностей деятельности предприятий в малых и крупных городах приведет к тому, что в небольших городах установленная на федеральном уровне планка даст возможность предприятиям расти без ограничений, а «в крупных они будут вынуждены под нее подползать», и в итоге те, кому необходима поддержка, не смогут ее получить. «Это неправильно», - уверен А.Иоффе.
Он напомнил, что ОЭС изначально был против введения этой нормы. «Если правительство способно только через пять лет провести обследование по основам финансово-хозяйственной деятельности малых и средних предприятий, то давайте мы оставим норму только по численности и дадим бизнесу возможность развиваться, - заявил он. - А когда правительство разберется, эта норма будет действовать». Однако это предложение не нашло отклика у правительства, а депутаты не смогли «переломить» его позицию.
Второй недостаток законопроекта связан с тем, что сохранена норма, запрещающая оказывать государственную поддержку предприятиям, реализующим подакцизную продукцию. Таким образом, из сферы государственной помощи выпало огромное количество предприятий потребительского рынка – магазины, кафе и рестораны, которые реализуют, например, алкогольную продукцию или сигареты. «Это совершенно неправильно: потребительский рынок в России далеко не так хорошо развит, как хотелось бы. Кроме того, бизнес в сфере торговли и общепита – это школа предпринимательского мастерства», - высказал свое мнение А.Иоффе. Он уверен, что сохранение данной нормы - «серьезная ошибка закона».
Кроме того, председатель ОЭС считает, что после доработки законопроекта значительно слабее стали положения, касающиеся деятельности общественных советов предпринимателей при органах исполнительной власти. Причем если для советов на федеральном уровне это прописано относительно жестко, то на уровне регионов и муниципальных образований этот вопрос полностью отдан «на волю местных властей». «Очень обидно, что нет жесткого предписания о создании такого важного инструмента для согласования интересов бизнеса и власти, тем более что в одной из последних версий данная процедура была довольно жесткой. Это было очень интересное и новаторское предложение, жаль, что оно не было принято», - отметил А.Иоффе.
Также негативно он оценил отсутствие в окончательной редакции закона нормы, касающейся имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства. Предлагалось либо предоставить бизнесу приоритетное право выкупа арендуемых помещений, либо создать на региональном уровне фонды имущественной поддержки предпринимателей, включающие нежилые помещения, которые могли бы предоставляться исключительно малому и среднему бизнесу и которые нельзя было бы выставлять на торги. А.Иоффе сообщил, что последнюю норму депутаты намерены провести путем внесения изменений в два закона - 184-ФЗ (о компетенции субъектов РФ) и 131-ФЗ (о компетенции органов местного самоуправления).
Председатель ОЭС не сомневается, что данный закон одобрит Совет Федерации и подпишет президент. И после его принятия необходимо будет провести большую работу по корректировке как программ поддержки малого предпринимательства, региональных и федеральных, так и законов об МСП всех уровней. «Здесь есть над чем задуматься и есть что делать», - уверен А.Иоффе.
ИА "Альянс Медиа"
«Сейчас мы имеем то, что имеем», - сказал А.Иоффе, в целом позитивно оценив принятие законопроекта. «Мы всячески приветствуем появление этого закона как важного политического документа, определяющего государственную политику в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства как один из приоритетов деятельности правительства», - заявил председатель ОЭС. По его словам, новый закон призван прийти на смену старому 88-ФЗ, который был принят 12 лет назад и «никак не мог служить основанием для развития и поддержки малого и среднего бизнеса страны».
«В законе есть хорошие нормы», отметил А.Иоффе, назвав среди них, в частности, включение в законодательную сферу предоставления господдержки среднего бизнеса. В то же время он заявил, что в целом закон носит рамочный характер и не содержит конкретных мер, связанных с особенностями налоговой политики, предоставлением предприятиям имущественной поддержкой и проч. Тем не менее законопроект обязывает региональные и муниципальные программы развития МСП вобрать в себя все эти вопросы. «Они прописаны как руководство к дальнейшему действию», - пояснил председатель ОЭС. По его словам, «закон является поводом для того, чтобы продолжать законодательную работу и развивать различные программы поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном, а также на отраслевом уровнях».
В то же время, добавил А.Иоффе, у закона есть целый ряд недостатков: некоторые, возможно, и не принципиальны, «с ними можно будет разобраться», но другие «в какой-то степени не дадут закону работать».
Среди таких недостатков законопроекта он назвал сохранившийся критерий отнесения предприятий к субъектам малого и среднего бизнеса в виде выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов. Сама по себе такая норма вполне могла бы остаться в законе, но сделать это нужно было бы так же, как сделано, например, в ЕС, где значения предельных размеров выручки прописаны законодательно. Если бы за основу были взяты критерии, предлагаемые ТПП РФ (для микробизнеса – 65 млн рублей, для малого бизнеса – 250 млн рублей, для среднего – 1 млрд 550 млн рублей), то это «наших предпринимателей вполне бы устроило», отметил председатель ОЭС. Однако четких численных критериев в законе нет, их должно устанавливать правительство один раз в пять лет на основании сплошных статистических обследований. Так как на сегодняшний день в РФ практически нет информации об обороте малых предприятий, а тем более о балансовой стоимости их активов, в связи с принятием закона «ситуация находится в подвешенном состоянии». В результате «либо закон не будет работать в полной мере, пока правительство не установит эти критерии, либо правительство сейчас что-нибудь прикинет, посчитает и выйдет на цифры, которые, я очень боюсь, будут ограничивать развитие малого и среднего бизнеса», заявил А.Иоффе. Принятие таких непроработанных критериев без учета особенностей деятельности предприятий в малых и крупных городах приведет к тому, что в небольших городах установленная на федеральном уровне планка даст возможность предприятиям расти без ограничений, а «в крупных они будут вынуждены под нее подползать», и в итоге те, кому необходима поддержка, не смогут ее получить. «Это неправильно», - уверен А.Иоффе.
Он напомнил, что ОЭС изначально был против введения этой нормы. «Если правительство способно только через пять лет провести обследование по основам финансово-хозяйственной деятельности малых и средних предприятий, то давайте мы оставим норму только по численности и дадим бизнесу возможность развиваться, - заявил он. - А когда правительство разберется, эта норма будет действовать». Однако это предложение не нашло отклика у правительства, а депутаты не смогли «переломить» его позицию.
Второй недостаток законопроекта связан с тем, что сохранена норма, запрещающая оказывать государственную поддержку предприятиям, реализующим подакцизную продукцию. Таким образом, из сферы государственной помощи выпало огромное количество предприятий потребительского рынка – магазины, кафе и рестораны, которые реализуют, например, алкогольную продукцию или сигареты. «Это совершенно неправильно: потребительский рынок в России далеко не так хорошо развит, как хотелось бы. Кроме того, бизнес в сфере торговли и общепита – это школа предпринимательского мастерства», - высказал свое мнение А.Иоффе. Он уверен, что сохранение данной нормы - «серьезная ошибка закона».
Кроме того, председатель ОЭС считает, что после доработки законопроекта значительно слабее стали положения, касающиеся деятельности общественных советов предпринимателей при органах исполнительной власти. Причем если для советов на федеральном уровне это прописано относительно жестко, то на уровне регионов и муниципальных образований этот вопрос полностью отдан «на волю местных властей». «Очень обидно, что нет жесткого предписания о создании такого важного инструмента для согласования интересов бизнеса и власти, тем более что в одной из последних версий данная процедура была довольно жесткой. Это было очень интересное и новаторское предложение, жаль, что оно не было принято», - отметил А.Иоффе.
Также негативно он оценил отсутствие в окончательной редакции закона нормы, касающейся имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства. Предлагалось либо предоставить бизнесу приоритетное право выкупа арендуемых помещений, либо создать на региональном уровне фонды имущественной поддержки предпринимателей, включающие нежилые помещения, которые могли бы предоставляться исключительно малому и среднему бизнесу и которые нельзя было бы выставлять на торги. А.Иоффе сообщил, что последнюю норму депутаты намерены провести путем внесения изменений в два закона - 184-ФЗ (о компетенции субъектов РФ) и 131-ФЗ (о компетенции органов местного самоуправления).
Председатель ОЭС не сомневается, что данный закон одобрит Совет Федерации и подпишет президент. И после его принятия необходимо будет провести большую работу по корректировке как программ поддержки малого предпринимательства, региональных и федеральных, так и законов об МСП всех уровней. «Здесь есть над чем задуматься и есть что делать», - уверен А.Иоффе.
ИА "Альянс Медиа"