ФАС выносит на обсуждение проект ведомственной антикоррупционной программы
20.12.2006 18:20
В соеду в ТПП РФ прошел круглый стол, посвященный обсуждению проекта ведомственной антикоррупционной программы ФАС России.
Представляя проект, разработанный Информационно-консультационным центром «Бизнес-Тезарус», начальник административного управления Федеральной антимонопольной службы Людмила Солонцова отметила, что на сегодняшний день презумпция невиновности на всех российских чиновников не распространяется, и поэтому они все заведомо обвиняются в коррупции. «Главная задача государства - повысить статус и уровень доверия чиновников, которым трудно работать в условиях, предполагающих, что абсолютно все из них коррумпированы», - заявила представитель ФАС.
По ее словам, ФАС готова искоренять коррупцию в своих рядах при одновременном анализе рисков возникновения коррупции в ведомстве. «Мы обращаемся с просьбой внимательно изучить антикоррупционные предложения ФАС и внести в них коррективы всем, кто имеет дело с нашей организацией. Особенно важно для нас мнение представителей бизнес-сообщества», - заявила Л. Солонцова.
Кратко излагая основные тезисы антикоррупционной программы, представитель ФАС пояснила, что ее главная цель - в повышении эффективности функционирования ФАС России и его территориальных органов за счет снижения рисков проявления коррупции. К задачам программы относятся: повышение уровня открытости ФАС России; регламентация исполнения сотрудниками ФАС России отдельных полномочий; повышение независимости деятельности руководителей территориальных органов ФАС России от объектов регулирования; повышение эффективности контроля за информационными процессами; совершенствование механизма кадрового обеспечения ФАС России; повышение уровня материального вознаграждения работников ФАС России.
Л. Солонцова назвала следующие факторы коррупционного риска, характерные для деятельности ФАС России: наличие полномочий, влияющих на распределение ресурсов; наличие высокой степени свободы действий при применении штрафных санкций в рамках КоАП РФ; высокая интенсивность и повторяемость контактов с объектами антимонопольного регулирования, а в ряде случаев прямая или косвенная зависимость от них (согласование назначения руководителя терроргана, расположение в помещениях являющихся собственностью субъектов РФ, муниципалитетов либо коммерческих структур); наличие доступа к сведениям, составляющим охраняемую законом тайну.
Меры по устранению всех указанных факторов, по словам Л. Солонцовой, потребуют использования механизмов общественного контроля; сокращения дискреционных полномочий ведомства и его сотрудников, создающих возможности для злоупотребления должностными полномочиями; сокращения возможностей заинтересованных лиц оказывать давление на сотрудников ФАС России при принятии решений в области антимонопольного регулирования; снижения возможностей обмена информацией, ее использование в корыстных целях, а также возможностей принятия на ее основе субъективных, нацеленных на удовлетворение корыстных интересов, решений; недопущения приема на государственную гражданскую службу в ФАС России граждан, преследующих противоправные цели, минимизация возможностей возникновения у работников ФАС России конфликтов интересов; повышения степени добросовестности выполнения сотрудниками ФАС должностных обязанностей за счет создания действенной системы материальных стимулов.
Социально-экономический эффект от внедрения программы, по идее разработчиков, приведет к сокращению коррупционных рисков в ФАС России, предотвращению служебных нарушений и исключит несанкционированное и незаконное распространение информации, являющейся коммерческой или служебной тайной, повысит эффективность функционирования ведомства. Все эти позитивные изменения будут способствовать повышению эффективности расходования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов; более эффективной защите и развитию конкуренции и повышению конкурентоспособности предприятий; повышению благосостояния потребителей.
Участники круглого стола были единодушны в позитивной оценке антикорорупционных инициатив ФАС. Но если предложенные меры вопросов не вызвали, то выбор конкретных инструментов потребовал разъяснений. В частности, были заданы вопросы о том, какие конкретные действия предпримет ФАС для обеспеченности кадрами, для защиты своих территориальных управлений в регионах, какие возможности будут использовать ведомство, чтобы защитить своих сотрудников от лиц, оказывающих на них давление и пр.
Л. Солонцова не стала отрицать, что проработка этих проблем еще предстоит. Однако, по ее словам, есть позитивная практика разрешения конфликта территориальных управлений с губеранторами. Например, конфликт управления ФАС с губернатором Санкт-Петербурга Л. Матвиенко удалось разрешить после визита в город главы ФАС И. Артемьева. В результате было достигнуто двухстороннее соглашение о готовности мирно разрешить все проблемы.
По мнению представителя ФАС, главная проблема на местах касается невозможности размещения территориальных управлений «в независимом жилом помещении». По данным ФАС, в регионах сотрудники ведомства занимают площади коммерческих компаний. «Формально эти площади являются федеральным имуществом, но законодательство дает полномочия сдавать эти площади в аренду коммерческим структурам. Этот вопрос нужно выносить на уровень правительства. Также, как и вопрос низкого уровня зарплат федеральных чиновников. Если зарплата работников федеральных органов власти ниже, чем в субъектах в 1,5 раза, то это создает диспропорцию и приводит к большой текучке кадров», - заключила Л. Солонцова.
ИА "Альянс Медиа"
По ее словам, ФАС готова искоренять коррупцию в своих рядах при одновременном анализе рисков возникновения коррупции в ведомстве. «Мы обращаемся с просьбой внимательно изучить антикоррупционные предложения ФАС и внести в них коррективы всем, кто имеет дело с нашей организацией. Особенно важно для нас мнение представителей бизнес-сообщества», - заявила Л. Солонцова.
Кратко излагая основные тезисы антикоррупционной программы, представитель ФАС пояснила, что ее главная цель - в повышении эффективности функционирования ФАС России и его территориальных органов за счет снижения рисков проявления коррупции. К задачам программы относятся: повышение уровня открытости ФАС России; регламентация исполнения сотрудниками ФАС России отдельных полномочий; повышение независимости деятельности руководителей территориальных органов ФАС России от объектов регулирования; повышение эффективности контроля за информационными процессами; совершенствование механизма кадрового обеспечения ФАС России; повышение уровня материального вознаграждения работников ФАС России.
Л. Солонцова назвала следующие факторы коррупционного риска, характерные для деятельности ФАС России: наличие полномочий, влияющих на распределение ресурсов; наличие высокой степени свободы действий при применении штрафных санкций в рамках КоАП РФ; высокая интенсивность и повторяемость контактов с объектами антимонопольного регулирования, а в ряде случаев прямая или косвенная зависимость от них (согласование назначения руководителя терроргана, расположение в помещениях являющихся собственностью субъектов РФ, муниципалитетов либо коммерческих структур); наличие доступа к сведениям, составляющим охраняемую законом тайну.
Меры по устранению всех указанных факторов, по словам Л. Солонцовой, потребуют использования механизмов общественного контроля; сокращения дискреционных полномочий ведомства и его сотрудников, создающих возможности для злоупотребления должностными полномочиями; сокращения возможностей заинтересованных лиц оказывать давление на сотрудников ФАС России при принятии решений в области антимонопольного регулирования; снижения возможностей обмена информацией, ее использование в корыстных целях, а также возможностей принятия на ее основе субъективных, нацеленных на удовлетворение корыстных интересов, решений; недопущения приема на государственную гражданскую службу в ФАС России граждан, преследующих противоправные цели, минимизация возможностей возникновения у работников ФАС России конфликтов интересов; повышения степени добросовестности выполнения сотрудниками ФАС должностных обязанностей за счет создания действенной системы материальных стимулов.
Социально-экономический эффект от внедрения программы, по идее разработчиков, приведет к сокращению коррупционных рисков в ФАС России, предотвращению служебных нарушений и исключит несанкционированное и незаконное распространение информации, являющейся коммерческой или служебной тайной, повысит эффективность функционирования ведомства. Все эти позитивные изменения будут способствовать повышению эффективности расходования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов; более эффективной защите и развитию конкуренции и повышению конкурентоспособности предприятий; повышению благосостояния потребителей.
Участники круглого стола были единодушны в позитивной оценке антикорорупционных инициатив ФАС. Но если предложенные меры вопросов не вызвали, то выбор конкретных инструментов потребовал разъяснений. В частности, были заданы вопросы о том, какие конкретные действия предпримет ФАС для обеспеченности кадрами, для защиты своих территориальных управлений в регионах, какие возможности будут использовать ведомство, чтобы защитить своих сотрудников от лиц, оказывающих на них давление и пр.
Л. Солонцова не стала отрицать, что проработка этих проблем еще предстоит. Однако, по ее словам, есть позитивная практика разрешения конфликта территориальных управлений с губеранторами. Например, конфликт управления ФАС с губернатором Санкт-Петербурга Л. Матвиенко удалось разрешить после визита в город главы ФАС И. Артемьева. В результате было достигнуто двухстороннее соглашение о готовности мирно разрешить все проблемы.
По мнению представителя ФАС, главная проблема на местах касается невозможности размещения территориальных управлений «в независимом жилом помещении». По данным ФАС, в регионах сотрудники ведомства занимают площади коммерческих компаний. «Формально эти площади являются федеральным имуществом, но законодательство дает полномочия сдавать эти площади в аренду коммерческим структурам. Этот вопрос нужно выносить на уровень правительства. Также, как и вопрос низкого уровня зарплат федеральных чиновников. Если зарплата работников федеральных органов власти ниже, чем в субъектах в 1,5 раза, то это создает диспропорцию и приводит к большой текучке кадров», - заключила Л. Солонцова.
ИА "Альянс Медиа"