С. Степашин обличил «особенности экономического поведения бюрократизма» в РФ

20.06.2006 17:43
Лозунг борьбы с коррупцией в его сегодняшнем виде имеет ложные цели, и по своей сути является отвлекающим общество от более серьезных процессов, происходящих в государстве. Такое заявление сделал сегодня Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, выступая на заседании круглого стола в ГД РФ на тему: «Законодательное обеспечение противодействия коррупции».
Как пояснил глава СП, в обычном понимании сегодня коррупционер – это бюрократ-неудачник, схваченный за руку. При этом успешному бюрократу не нужно брать взятки: куда большую выгоду он может поучать, не нарушая закон. По мнению С. Степашина, сегодня бюрократу достаточно научиться экономить на общественных ресурсах. И чем масштабнее траты или программы, тем проще чиновнику получить свой кусок пирога. Собственно с этой целью затеваются различные стройки космического масштаба, торжества и прочие культурные программы.
С. Степашин считает, что повышение эффективности управления государством невозможно без реальных изменений, направленных на борьбу с коррупцией. При этом борьба с ней должна вестись не только внутри госструктур, но и за счет поиска новых «ассиметричных» решений.
В своем докладе Сергей Степашин, как и положено главе Счетной палаты, представил скрупулезный анализ существующих коррупционных механизмов и недостатков борьбы с ними. По его мнению, хуже всего обстоят дела с поиском нестандартных решений: все разрабатываемые атикоррупционные методики на шаг опаздывают от новых коррупционных решений. «Честным людям в принципе сложно соревноваться в изобретальности с коррупционерами», - утверждает глава СП РФ.
По его словам, в текущем году анализ контрольного управления проводился более предметно. Проверялось не только, каким образом израсходованы средства, выделенные на реализацию нацпроектов, но и эффективность использования вложенных средств.
Необходимость такого контроля С. Степашин объясняет тем фактом, что взятка на нижнем уровне дается чиновнику не за то, чтобы он нарушал закон, а за выполнение чиновником его прямых обязанностей. «Получается, что гражданин платит дважды: сначала налоги на содержание госаппарата, потом еще дополнительно приплачивает чиновнику, чтобы он выполнял свои прямые обязанности», - пояснил глава СП.
Поэтому он считает, что важно изучать не только «очевидных участников рынка коррупциогенных услуг, но понять в принципе законность и особенности экономического поведения бюрократизма в стране». С. Степашин высказал убежденность, что уровень коррупции в государстве напрямую связан с уровнем его забюрократизированности. «И если госаппарат следует принципам ответственности, прозрачности и подотчетности обществу, то уровень коррупции удерживается в приемлемых рамках. Но если чиновничество пользуется надменным правом, независящим от мнения общества, то коррупция неизбежна, а госуправление неэффективно», - подчеркнул С. Степашин.
По его мнению, явный признак главенства бюрократии в государстве - в отсутствии института независимого внешнего контроля за деятельностью органов государственной власти. Поэтому создание Счетной палаты он назвал «прорывом в борьбе общества с бюрократией». Однако этого мало, и глава СП предлагает внутренний финансовый контроль за работой органов государственной власти сочетать с внешним общественным контролем. Это, по его словам, важнейший инструмент антикоруупционой профилактики.
«Коррупция – это попытка чиновника выйти из-под контроля общества плюс бюрократизация бюджетного пространства», - такую формулу вывел глава Счетной палаты. По его мнению, бюджет – главный источник бюрократической ренты, при этом более прибыльный, чем добыча нефти и газа. Именно по этой причине, считает С. Степашин, в России не создан эффективный и прозрачный бюджетный финансовый механизм, а среднесрочное бюджетное планирование, ориентированное на результат, за три года еще не реализовано.
Подробно продиагностировав коррупцию как болезнь, С. Степашин назначил "курс лечения". Он внес следующие предложения для улучшения коррупциогенной обстановки: все вносимые в ГД законопроекты представлять только после проведения экспертизы на коррупциогенность; принять поправки в законодательство, обеспечивающие финансовую независимость высших органов финансового контроля; создать в ГД комиссию по взаимодействию со Счетной палатой РФ; внести в законодательство поправку о восстановлении конфискации преступно нажитого имущества; обеспечить выполнение всеми чиновниками группы А – министрами, депутатами ГД и сенаторами СФ - обязательного требования о декларировании своих доходов и имущества; законодательно закрепить принцип прозрачности прохождения всех финансовых счетов государственных лиц и госслужащих.
По мнению главы СП, «неприятие двух последних норм говорит о политической профанации».
Он также высказался о необходимости ускорения принятия регламента и стандартов деятельности органов исполнительной власти. С. Степашин считает, что необходимы также дополнительные меры, направленные на обеспечение гласности и открытости деятельности всех органов государственной власти. Он сообщил, что в возглавляемом им ведомстве создана общественная приемная, куда приходят тысячи заявлений в день. Причем далеко не всегда эти заявления имеют отношение к деятельности Счетной палаты. «Это значит, что гражданам достучаться некуда», - заключил глава Счетной палаты.

ИА "Альянс Медиа"