Налоги зарываются в землю
10.08.2005 18:22
Сегодня в Независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина на тему: «Исполнение бюджета первой половины 2005 года: разворовывание Стабфонда началось?».
Cвое выступление он начал с утверждения о том, что «если деньги долго лежат без движения и без контроля, они изчезают». Таково одно из следствий демократии, считает он, а в России "демократия как инструмент принуждения государства к ответственности перед обществом практически искоренена". В последние годы, утверждает М. Делягин, подрываются и дискредитируются даже ее формальные атрибуты, и последствия такого явления выражаются повсеместно, в том числе и в сфере исполнения бюджета.
Он подчеркнул, что согласно опросу, проведенному Левада-Центром, о том, какая профессия сегодня наиболее криминальна, 38% опрошенных назвали работников милиции и сотрудников ГИБДД. По 14% пришлось на бизнесменов и бандитов, а второе место с 19% заняли чиновники (министры, госслужащие). «Чиновники благодаря полному отсутствию контроля, освобождению от всякого влияния со стороны общества стали одной из самых криминальных и безопасных профессий», - заявил М.Делягин.
Он сообщил, что полугодовые проектировки федерального бюджета по доходам перевыполнены на 46,1% - доходы составили 2383,1 млрд рублей при плане в 1631,5 млрд, то есть дополнительные доходы составили 751,6 млрд рублей. При этом он подчеркнул, что только одна пятая часть от всех допдоходов – 151,5 млрд рублей - получена от разгрома «ЮКОСа», остальные доходы – результат "испуга крупного бизнеса и улучшения внешней конъюнктуры". Однако эти дополнительные доходы не пошли на нужды государства. «Такова принципиальная установка всего российского государства», - сказал М.Делягин.
По его словам, продолжается "нелепая политика, слизанная с середины 90-х годов", которая сводится к тому, что государство пытается бороться с инфляцией монетарными методами. Парадокс, по его мнению, в том, что инфляция заведомо вызвана немонетарными методами. Основные факторы инфляции – это произвол монополий, отметил М.Делягин. Что в свою очередь связано с увеличением прессинга со стороны силовых структур. При этом, как отметил он, "стремительно растет плата за страх, то есть страховой резерв, откладываемый бизнесменами на черный день, если вдруг на него наедут". Государство борется с монетарной инфляцией, потому что с немонетарной бороться сложно, неизвестно как и опасно, считает М.Делягин. За 7 месяцев 2005 года инфляция достигла прогнозируемых на год 8,5 %, а по итогам года она превысит 12%, то есть уровень 2004 и 2003 гг.
В результате финансирование расходов (несмотря на допдоходы), составив 1627,1 млрд рублей, оказалось ниже планового уровня на 0,6% или 10,3 млрд рублей (в первой половине 2004 года открытое недофинансирование было значительно больше: 5,4% - 73,7 млдр рублей). При этом основными направлениями перефинансирования стали общегосударственные нужды – 2,5% или 3,4 млрд рублей (без учета обслуживания госдолга) и оборона (0,1% или 0,3 млрд рублей). Все остальные статьи расходов, как отметил М.Делягин, оказались недофинансированы: ЖКХ - на 28,6% (1,3 млрд рублей), здравоохранение – на 6,8% (3,1 млрд рублей), экономика - на 2,9% (3,3 млрд рублей) и т.д. Знаковым М.Делягин, в частности, назвал недофинансирование госбезопасности и правопорядка – на 0,4% (0,85 млрд рублей).
М.Делягин заявил, что кассовые расходы (средства, реально потраченные бюджетополучателями, без учета замороженных на их собственных счетах) составили в первой половине 2005 года всего 1444,7 млрд рублей и оказались ниже бюджетных проектировок уже на 1,34 % - 222,7 млрд. Масштаб итогового недофинансирования вырос по сравнению с январем-июнем прошлого года, когда он составил 11,5% - 155,9 млрд (в первой половине). Таким образом, сокращение открытого недофинансирования расходов бюджета было с лихвой компенсировано увеличением скрытого недофинансирования, осуществляемого замораживанием средств на счетах не федерального бюджета, но бюджетополучателей, при помощи выдвижения столь сложных условий использования уже полученных денег, что бюджетополучатели по сути лишаются возможности их использования.
8,2 млрд рублей «зависло» на счетах бюджетополучателей, обслуживающих госдолг: при его финансировании на 100% (111,5 млрд рублей) кассовые расходы составили лишь 91,7% (103,3 млрд) плана. Возможность неправомерного использования разницы очевидна, считает директор Института проблем глобализации.
М.Делягин также сообщил, что неиспользуемые остатки средств на счетах бюджетополучателей выросли за первое полугодие на 212,4 млрд рублей, на счетах федерального бюджета – еще на 458,3 млрд рублей, итого неиспользуемые остатки бюджетных стредств увеличились на 670,7 млрд рублей: с 933,5 млрд рублей на 1 января 2005 года до 1 трлн 604,3 млрд рублей на 1 июля 2005 года. Официально признаваемая в виде Стабилизационного фонда часть неиспользуемых остатков бюджета выросла лишь с 522,3 до 617,9 млрд рублей.
В качестве досрочного погашения долга России перед МВФ и Парижским клубом из Стабфонда в январе было выплачено 93,5 млрд рублей, а в июне – еще 430 млрд рублей. «Это почти в 2 раза больше, чем расходы на обеспечение прожиточного минимума всем гражданам России (270 млрд рублей)», - заявил М.Делягин.
C учетом досрочных выплат госдолга "бюджет стерилизовал" 1 трлн 195,5 млрд рублей, то есть более половины доходов. «Вот зачем мы платим налоги: они идут в первую очередь не на школы, не на больницы, не на ФСБ, даже не на президента – они зарываются в землю», - сказал М.Делягин.
А в июне 2005 года, как заявил М.Делягин, Минфин своим приказом списал из Стабилизационного фонда 1,3 млрд рублей, обозначив эту сумму «как разницу между уточненными остатками и фактически перечисленными». «Похоже Минфин просто потерял 1,3 млрд рублей и чистосердечно признался в этом, а причина потери никому не важна», - сказал он.
Подводя итог своего выступления, директор Института проблем глобализации заявил, что исполнение федерального бюджета все меньше напоминает порядок, и все больше – хаос. Революция, по его словам, неизбежна и обеспечит ее государство, а задача оппозиции, здоровых сил общества – лишь обеспечить порядок после этой революции.
Отвечая на вопросы журналистов, М.Делягин оценил идею создания государственного инвестиционного фонда. «200 млрд рублей на 3 года – это немного. Когда сначала говорится о создании фонда, но не говорится о его использовании, значит главное – не использовать, а создать этот фонд», - заявил он. Начинать, по его мнению, стоило бы с конкретных проектов и механизмов контроля. «Идея правильная, но в неправильных руках. Первые признаки ее исполнения скорее пугают, чем обнадеживают», - заявил он.
ИА "Альянс Медиа"
Cвое выступление он начал с утверждения о том, что «если деньги долго лежат без движения и без контроля, они изчезают». Таково одно из следствий демократии, считает он, а в России "демократия как инструмент принуждения государства к ответственности перед обществом практически искоренена". В последние годы, утверждает М. Делягин, подрываются и дискредитируются даже ее формальные атрибуты, и последствия такого явления выражаются повсеместно, в том числе и в сфере исполнения бюджета.
Он подчеркнул, что согласно опросу, проведенному Левада-Центром, о том, какая профессия сегодня наиболее криминальна, 38% опрошенных назвали работников милиции и сотрудников ГИБДД. По 14% пришлось на бизнесменов и бандитов, а второе место с 19% заняли чиновники (министры, госслужащие). «Чиновники благодаря полному отсутствию контроля, освобождению от всякого влияния со стороны общества стали одной из самых криминальных и безопасных профессий», - заявил М.Делягин.
Он сообщил, что полугодовые проектировки федерального бюджета по доходам перевыполнены на 46,1% - доходы составили 2383,1 млрд рублей при плане в 1631,5 млрд, то есть дополнительные доходы составили 751,6 млрд рублей. При этом он подчеркнул, что только одна пятая часть от всех допдоходов – 151,5 млрд рублей - получена от разгрома «ЮКОСа», остальные доходы – результат "испуга крупного бизнеса и улучшения внешней конъюнктуры". Однако эти дополнительные доходы не пошли на нужды государства. «Такова принципиальная установка всего российского государства», - сказал М.Делягин.
По его словам, продолжается "нелепая политика, слизанная с середины 90-х годов", которая сводится к тому, что государство пытается бороться с инфляцией монетарными методами. Парадокс, по его мнению, в том, что инфляция заведомо вызвана немонетарными методами. Основные факторы инфляции – это произвол монополий, отметил М.Делягин. Что в свою очередь связано с увеличением прессинга со стороны силовых структур. При этом, как отметил он, "стремительно растет плата за страх, то есть страховой резерв, откладываемый бизнесменами на черный день, если вдруг на него наедут". Государство борется с монетарной инфляцией, потому что с немонетарной бороться сложно, неизвестно как и опасно, считает М.Делягин. За 7 месяцев 2005 года инфляция достигла прогнозируемых на год 8,5 %, а по итогам года она превысит 12%, то есть уровень 2004 и 2003 гг.
В результате финансирование расходов (несмотря на допдоходы), составив 1627,1 млрд рублей, оказалось ниже планового уровня на 0,6% или 10,3 млрд рублей (в первой половине 2004 года открытое недофинансирование было значительно больше: 5,4% - 73,7 млдр рублей). При этом основными направлениями перефинансирования стали общегосударственные нужды – 2,5% или 3,4 млрд рублей (без учета обслуживания госдолга) и оборона (0,1% или 0,3 млрд рублей). Все остальные статьи расходов, как отметил М.Делягин, оказались недофинансированы: ЖКХ - на 28,6% (1,3 млрд рублей), здравоохранение – на 6,8% (3,1 млрд рублей), экономика - на 2,9% (3,3 млрд рублей) и т.д. Знаковым М.Делягин, в частности, назвал недофинансирование госбезопасности и правопорядка – на 0,4% (0,85 млрд рублей).
М.Делягин заявил, что кассовые расходы (средства, реально потраченные бюджетополучателями, без учета замороженных на их собственных счетах) составили в первой половине 2005 года всего 1444,7 млрд рублей и оказались ниже бюджетных проектировок уже на 1,34 % - 222,7 млрд. Масштаб итогового недофинансирования вырос по сравнению с январем-июнем прошлого года, когда он составил 11,5% - 155,9 млрд (в первой половине). Таким образом, сокращение открытого недофинансирования расходов бюджета было с лихвой компенсировано увеличением скрытого недофинансирования, осуществляемого замораживанием средств на счетах не федерального бюджета, но бюджетополучателей, при помощи выдвижения столь сложных условий использования уже полученных денег, что бюджетополучатели по сути лишаются возможности их использования.
8,2 млрд рублей «зависло» на счетах бюджетополучателей, обслуживающих госдолг: при его финансировании на 100% (111,5 млрд рублей) кассовые расходы составили лишь 91,7% (103,3 млрд) плана. Возможность неправомерного использования разницы очевидна, считает директор Института проблем глобализации.
М.Делягин также сообщил, что неиспользуемые остатки средств на счетах бюджетополучателей выросли за первое полугодие на 212,4 млрд рублей, на счетах федерального бюджета – еще на 458,3 млрд рублей, итого неиспользуемые остатки бюджетных стредств увеличились на 670,7 млрд рублей: с 933,5 млрд рублей на 1 января 2005 года до 1 трлн 604,3 млрд рублей на 1 июля 2005 года. Официально признаваемая в виде Стабилизационного фонда часть неиспользуемых остатков бюджета выросла лишь с 522,3 до 617,9 млрд рублей.
В качестве досрочного погашения долга России перед МВФ и Парижским клубом из Стабфонда в январе было выплачено 93,5 млрд рублей, а в июне – еще 430 млрд рублей. «Это почти в 2 раза больше, чем расходы на обеспечение прожиточного минимума всем гражданам России (270 млрд рублей)», - заявил М.Делягин.
C учетом досрочных выплат госдолга "бюджет стерилизовал" 1 трлн 195,5 млрд рублей, то есть более половины доходов. «Вот зачем мы платим налоги: они идут в первую очередь не на школы, не на больницы, не на ФСБ, даже не на президента – они зарываются в землю», - сказал М.Делягин.
А в июне 2005 года, как заявил М.Делягин, Минфин своим приказом списал из Стабилизационного фонда 1,3 млрд рублей, обозначив эту сумму «как разницу между уточненными остатками и фактически перечисленными». «Похоже Минфин просто потерял 1,3 млрд рублей и чистосердечно признался в этом, а причина потери никому не важна», - сказал он.
Подводя итог своего выступления, директор Института проблем глобализации заявил, что исполнение федерального бюджета все меньше напоминает порядок, и все больше – хаос. Революция, по его словам, неизбежна и обеспечит ее государство, а задача оппозиции, здоровых сил общества – лишь обеспечить порядок после этой революции.
Отвечая на вопросы журналистов, М.Делягин оценил идею создания государственного инвестиционного фонда. «200 млрд рублей на 3 года – это немного. Когда сначала говорится о создании фонда, но не говорится о его использовании, значит главное – не использовать, а создать этот фонд», - заявил он. Начинать, по его мнению, стоило бы с конкретных проектов и механизмов контроля. «Идея правильная, но в неправильных руках. Первые признаки ее исполнения скорее пугают, чем обнадеживают», - заявил он.
ИА "Альянс Медиа"