М.Мамута: российский рынок микрокредитования далек от насыщения
14.12.2004 12:45
В пятницу, 10 декабря, в рамках Дней малого и среднего бизнеса России, прошедших на ВВЦ, состоялась конференция «Развитие малого и среднего бизнеса: государственная политика, опыт регионов, реформа местного самоуправления». Ее организаторами выступили Минэкономразвития России, Совет Федерации Федерального собрания РФ, ТПП РФ, РСПП.
В ходе конференции директор Российского микрофинансового центра Михаил Мамута в своем выступлении остановился на основном значении микрофинансирования для системы поддержки предпринимательства. По его словам, суть микрофинансирования – это не выдача маленьких займов, а работа с определенными клиентскими группами. Клиентская группа микрофинансовых организаций во всем мире – предприниматели, только начавшие свой бизнес. По словам М.Мамуты, нельзя недооценивать тот факт, что как малый бизнес является основой среднего класса и экономики вообще, так и микропредпрития являются основой малого бизнеса. Недооценка значения поддержки микробизнеса часто приводит к тому, что и малый бизнес в целом не выполняет тех функций, которые должен выполнять.
По словам М.Мамуты, "микрофинансирование сегодня – глобальный всемирный продукт, который существует примерно в одних и тех же формах в различных странах"; на сегодняшний день микрофинансовые институты обслуживают многие миллионы клиентов более чем в 200 странах мира. М.Мамута уверен, что во всем мире сегодня значение микрофинансирования возрастает. Если еще 5-7 лет назад считалось, что микрофинансирование – удел бедных стран, не обладающих развитой экономикой, то сегодня микрофинансовые центры появляются в развитых странах. Таким образом, потребность в микрокредитах существует на сегодняшний день фактически везде.
Говоря об особенностях российского рынка микрокредитования, М.Мамута сообщил, что на сегодня спрос на микрофинансовые услуги в РФ составляет от 5 до 7 млрд долларов. Этот спрос предъявляют около 3 млн субъектов малого предпринимательства. В основном, он формируется индивидуальными предпринимателями, фермерскими хозяйствами, семейным бизнесом и проч. Удовлетворен этот спрос максимум на 7-8%. Пока насыщение этого рынка не составит хотя бы 50%, ни о каких системных сдвигах в сфере поддержки микробизнеса и малого предпринимательства говорить нельзя, считает М.Мамута.
Он сообщил, что основные типы организаций, представленные на рынке микрокредитования, - это как банки, так и небанковские микрофинансовые организации, к числу которых относятся членские, например, кредитные кооперативы, и специализированные финансовые посредники, такие как фонды поддержки предпринимательства. При этом банковский и небанковский секторы противопоставлять нельзя, так как все эти институты и формируют непрерывную цепочку предложений финансовых услуг для малого и микробизнеса, подчеркнул М.Мамута.
В России представлены все указанные типы институтов, рынок микрофинансирования растет быстро: за последние 3 года количество микрофинансовых институтов в России выросло примерно в три раза. На сегодня их более 700, однако этого мало, уверен директор центра.
Он сообщил, что единых процентных ставок на рынке микрокредитования нет. Микрофинансовые организации в зависимости от того, на какие рынки они ориентированы, какими финансовыми источниками располагают, устанавливают различные процентные ставки. При этом важно, чтобы каждый субъект бизнеса нашел свою поддержку, отметил М.Мамута.
По его словам, «переоценивать значение микрофинансирования нельзя, это не панацея». Кроме микрофинансирования, необходимы механизмы гарантий, страхования кредитных рисков, нужны "длинные дешевые деньги". Но пока микрофинансирование не насытит российский рынок, а каждый микробизнес не сможет получить необходимый ему кредит, чтобы стать малым и средним бизнесом, все указанные механизмы не смогут работать в полную силу, считает М.Мамута.
ИА "Альянс Медиа"
В ходе конференции директор Российского микрофинансового центра Михаил Мамута в своем выступлении остановился на основном значении микрофинансирования для системы поддержки предпринимательства. По его словам, суть микрофинансирования – это не выдача маленьких займов, а работа с определенными клиентскими группами. Клиентская группа микрофинансовых организаций во всем мире – предприниматели, только начавшие свой бизнес. По словам М.Мамуты, нельзя недооценивать тот факт, что как малый бизнес является основой среднего класса и экономики вообще, так и микропредпрития являются основой малого бизнеса. Недооценка значения поддержки микробизнеса часто приводит к тому, что и малый бизнес в целом не выполняет тех функций, которые должен выполнять.
По словам М.Мамуты, "микрофинансирование сегодня – глобальный всемирный продукт, который существует примерно в одних и тех же формах в различных странах"; на сегодняшний день микрофинансовые институты обслуживают многие миллионы клиентов более чем в 200 странах мира. М.Мамута уверен, что во всем мире сегодня значение микрофинансирования возрастает. Если еще 5-7 лет назад считалось, что микрофинансирование – удел бедных стран, не обладающих развитой экономикой, то сегодня микрофинансовые центры появляются в развитых странах. Таким образом, потребность в микрокредитах существует на сегодняшний день фактически везде.
Говоря об особенностях российского рынка микрокредитования, М.Мамута сообщил, что на сегодня спрос на микрофинансовые услуги в РФ составляет от 5 до 7 млрд долларов. Этот спрос предъявляют около 3 млн субъектов малого предпринимательства. В основном, он формируется индивидуальными предпринимателями, фермерскими хозяйствами, семейным бизнесом и проч. Удовлетворен этот спрос максимум на 7-8%. Пока насыщение этого рынка не составит хотя бы 50%, ни о каких системных сдвигах в сфере поддержки микробизнеса и малого предпринимательства говорить нельзя, считает М.Мамута.
Он сообщил, что основные типы организаций, представленные на рынке микрокредитования, - это как банки, так и небанковские микрофинансовые организации, к числу которых относятся членские, например, кредитные кооперативы, и специализированные финансовые посредники, такие как фонды поддержки предпринимательства. При этом банковский и небанковский секторы противопоставлять нельзя, так как все эти институты и формируют непрерывную цепочку предложений финансовых услуг для малого и микробизнеса, подчеркнул М.Мамута.
В России представлены все указанные типы институтов, рынок микрофинансирования растет быстро: за последние 3 года количество микрофинансовых институтов в России выросло примерно в три раза. На сегодня их более 700, однако этого мало, уверен директор центра.
Он сообщил, что единых процентных ставок на рынке микрокредитования нет. Микрофинансовые организации в зависимости от того, на какие рынки они ориентированы, какими финансовыми источниками располагают, устанавливают различные процентные ставки. При этом важно, чтобы каждый субъект бизнеса нашел свою поддержку, отметил М.Мамута.
По его словам, «переоценивать значение микрофинансирования нельзя, это не панацея». Кроме микрофинансирования, необходимы механизмы гарантий, страхования кредитных рисков, нужны "длинные дешевые деньги". Но пока микрофинансирование не насытит российский рынок, а каждый микробизнес не сможет получить необходимый ему кредит, чтобы стать малым и средним бизнесом, все указанные механизмы не смогут работать в полную силу, считает М.Мамута.
ИА "Альянс Медиа"