Закон о СРО выгоден бывшим чиновникам и группам большого бизнеса в различных сферах
21.07.2004 17:32
Сегодня в Торгово-промышленной палате состоялась пресс-конференция на тему «Позиция ТПП РФ, союзов и объединений предпринимателей по проекту федерального закона «О саморегулируемых организациях».
Владимир Исаков, вице-президент ТПП РФ, в своем выступлении отметил, что ТПП РФ изначально поддерживала идею создания такого закона, и ее президент Е. Примаков был в числе депутатов ГД третьего созыва, которыми данный законопроект был инициирован. Но одобрение и поддержка президентом ТПП РФ были обусловлены рядом оговорок об обязательной доработке проекта.
По словам Исакова, законопроект в нынешнем виде оказался ориентированным на узкий круг саморегулируемых организаций, хотя само понятие гораздо шире. В законе необходимо было прописать основные принципы создания и работы подобных организаций, данные им гарантии и возложенную на них ответственность.
В.Б.Исаков подчеркнул, что законопроект содержит ряд положений, которые противоречат Конституции - в частности, в законопроекте предполагается, что в ряде саморегулируемых организаций может быть предусмотрено обязательное вступление в их ряды. В Конституции же существует положение, из которого следует, что никто не может принуждать или принуждаться ко вступлению в какие-либо объединения или к пребыванию в них.
В.Б.Исаков высказал опасения, что принятие данного законопроекта может привести к негативным последствиям. Речь идет о неподготовленности СРО к передаче им государственных полномочий и функций, об опасности использования их для передела собственности. Кроме того, не просчитан данный закон и с позиции коррупционности, поскольку во многих странах отказались от закона о СРО именно из-за этой проблемы.
Точка зрения руководства торгово-промышленной палаты по этому поводу следующая, сообщил В. Исаков. Идею саморегулирования надо развивать с учетом отраслевых особенностей, специфики предпринимательского сообщества данного сектора и очень аккуратно выбирать формы саморегулирования. «Этот рамочный закон на данном этапе принесет больше вреда, чем пользы: откроется шлюз для создания каких-то непонятных саморегулируемых организаций. Наше мнение – продолжать работать над этим законом, и накопив опыт, вернуться к проекту закона на новом витке», - сказал В. Исаков. Он обратил внимание, что сегодня в преддверии принятия этого законам "многие уже потирают руки: заняты созданием каких-то непонятных структур, собирают какие-то взносы для создания организаций, готовятся планы по созданию СРО, которые будут при принятии закона запущены".
Выступая на пресс-конференции, Александр Романихин, президент Союза производителей нефтегазового оборудования, отметил, что законопроект вносился несколькими десятками депутатами ГД прошлого созыва, причем разных фракций, и это говорит о понимании депутатами того, что в России необходимо создавать гражданское общество. Вместе с тем, по его мнению, то, как это сделано в законопроекте о СРО, вызывает очень большие вопросы: принятие закона в данном виде приведет к тому, что отдельные группы бизнеса будут доминировать над другими группами бизнеса, и это будет происходить не «подковерным» путем, а опираясь на законодательный акт.
«Неслучайно здесь "ломаются копья" определенной группой, которую можно четко очертить: «локомотивы принятия» закона и соавторы – г-да Плескачевский и Васильев, которые руководят структурами, действующими на рынке ценных бумаг», - заметил А. Романихин. Ранее, как известно, все участники рынка ценных бумаг были обязаны быть членом одной организации и платить деньги в эту структуру, а после того, как членство в ней отменили, структура «стала жить гораздо хуже». А. Романихин привел еще один пример: г-н Коваль, президент Российского союза страховщиков, подготовил поправки в закон об организации страхового дела, согласно которым этот союз превратится в монопольную структуру на страховом рынке.
По мнениию А. Романихина, принятие данного законопроекта о СРО приведет к тому, что «мы легально придем к переделу рынка, а какая-то группа, которая окажется ближе к какому-либо органу (МЭРТ, например) формально зарегистрирует эти новообразования, отвечающие закону о СРО, и они займут лидирующее положение на рынке». Хотя разработчики закона говорят о том, что в каждом сегменте рынка будет несколько СРО, совершенно очевидно, что какая-то структура, которая получит статус СРО, например, в сфере металлургии, отодвинет 15-16 металлургических союзов, которые на сегодня есть, будет доминировать и навяжет «правила игры» другим участникам рынка. «Таким образом, принятие закона в редакции г-на Плескачевского приведет к серьезному переделу рынка, приведет к своеобразной «приватизации по Чубайсу», только в плане государственных функций», - заключил А. Романихин.
На вопрос ИА «Альянс Медиа», возможно ли, что активное лоббирование принятие закона о СРО обусловлено тем, что это власти пытаются создать «карманные» организации бизнеса и с их помощью регулировать и бизнес, и рынок, А. Романихин ответил следующее. По его словам, на законопроект существует отрицательное заключение со стороны правительства – оно не поддерживает его. Вместе с тем он лоббируется группой депутатов, и «к сожалению, большинство их - из фракции «Единая Россия». По данному законопроекту, считает А. Романихин, СРО будут «карманными организациями» определенных групп большого бизнеса. "Если говорить о чиновничестве, то в руководстве СРО будет отставное чиновничество, которое не вписалось в нынешнюю структуру власти. Таким образом, закон о СРО выгоден бывшим чиновникам и группам большого бизнеса в различных сферах", - считает А. Романихин.
На вопрос, какие общественные организации предпринимателей поддерживают этот закон, а какие - нет, А. Романихин ответил, что структуры, которые сегодня рассчитывают получить статус СРО, и «рулить процессами» – их видно по мониторингу СМИ. Структуры же, которые смотрят на ситуацию здраво и не подконтрольны ни одной из существующих групп, пытаются демократично работать на своем секторе рынка, принимая во внимание мнение большинства участников, – они против этого закона.
В заключение В. Исаков сказал, что «копья вокруг законопроекта о СРО ломаются не случайно». Опыт реализации закона о несостоятельности и банкротстве, где уже были заложены саморегулируемые организации, система гарантирования, взнос участников и т.д. показал следующее. СРО арбитражных управляющих группируются вокруг центров экономической силы, крупного бизнеса, который использует СРО для того, чтобы взять банкротства под свой контроль - это первый очевидный результат деятельности уже созданной системы СРО. «Я полагаю, что закон о СРО призван двигать этот процесс дальше: подчинить крупному бизнесу все общественное управление экономикой - именно об этом идет речь. Общественное регулирование экономикой надо развивать, но очень взвешенно, сбалансировано, учитывая взгляды и представления и самого бизнеса, и интересы существующих систем, чтобы не порождать конфликтов», - заключил В. Исаков.
ИА "Альянс Медиа"
По словам Исакова, законопроект в нынешнем виде оказался ориентированным на узкий круг саморегулируемых организаций, хотя само понятие гораздо шире. В законе необходимо было прописать основные принципы создания и работы подобных организаций, данные им гарантии и возложенную на них ответственность.
В.Б.Исаков подчеркнул, что законопроект содержит ряд положений, которые противоречат Конституции - в частности, в законопроекте предполагается, что в ряде саморегулируемых организаций может быть предусмотрено обязательное вступление в их ряды. В Конституции же существует положение, из которого следует, что никто не может принуждать или принуждаться ко вступлению в какие-либо объединения или к пребыванию в них.
В.Б.Исаков высказал опасения, что принятие данного законопроекта может привести к негативным последствиям. Речь идет о неподготовленности СРО к передаче им государственных полномочий и функций, об опасности использования их для передела собственности. Кроме того, не просчитан данный закон и с позиции коррупционности, поскольку во многих странах отказались от закона о СРО именно из-за этой проблемы.
Точка зрения руководства торгово-промышленной палаты по этому поводу следующая, сообщил В. Исаков. Идею саморегулирования надо развивать с учетом отраслевых особенностей, специфики предпринимательского сообщества данного сектора и очень аккуратно выбирать формы саморегулирования. «Этот рамочный закон на данном этапе принесет больше вреда, чем пользы: откроется шлюз для создания каких-то непонятных саморегулируемых организаций. Наше мнение – продолжать работать над этим законом, и накопив опыт, вернуться к проекту закона на новом витке», - сказал В. Исаков. Он обратил внимание, что сегодня в преддверии принятия этого законам "многие уже потирают руки: заняты созданием каких-то непонятных структур, собирают какие-то взносы для создания организаций, готовятся планы по созданию СРО, которые будут при принятии закона запущены".
Выступая на пресс-конференции, Александр Романихин, президент Союза производителей нефтегазового оборудования, отметил, что законопроект вносился несколькими десятками депутатами ГД прошлого созыва, причем разных фракций, и это говорит о понимании депутатами того, что в России необходимо создавать гражданское общество. Вместе с тем, по его мнению, то, как это сделано в законопроекте о СРО, вызывает очень большие вопросы: принятие закона в данном виде приведет к тому, что отдельные группы бизнеса будут доминировать над другими группами бизнеса, и это будет происходить не «подковерным» путем, а опираясь на законодательный акт.
«Неслучайно здесь "ломаются копья" определенной группой, которую можно четко очертить: «локомотивы принятия» закона и соавторы – г-да Плескачевский и Васильев, которые руководят структурами, действующими на рынке ценных бумаг», - заметил А. Романихин. Ранее, как известно, все участники рынка ценных бумаг были обязаны быть членом одной организации и платить деньги в эту структуру, а после того, как членство в ней отменили, структура «стала жить гораздо хуже». А. Романихин привел еще один пример: г-н Коваль, президент Российского союза страховщиков, подготовил поправки в закон об организации страхового дела, согласно которым этот союз превратится в монопольную структуру на страховом рынке.
По мнениию А. Романихина, принятие данного законопроекта о СРО приведет к тому, что «мы легально придем к переделу рынка, а какая-то группа, которая окажется ближе к какому-либо органу (МЭРТ, например) формально зарегистрирует эти новообразования, отвечающие закону о СРО, и они займут лидирующее положение на рынке». Хотя разработчики закона говорят о том, что в каждом сегменте рынка будет несколько СРО, совершенно очевидно, что какая-то структура, которая получит статус СРО, например, в сфере металлургии, отодвинет 15-16 металлургических союзов, которые на сегодня есть, будет доминировать и навяжет «правила игры» другим участникам рынка. «Таким образом, принятие закона в редакции г-на Плескачевского приведет к серьезному переделу рынка, приведет к своеобразной «приватизации по Чубайсу», только в плане государственных функций», - заключил А. Романихин.
На вопрос ИА «Альянс Медиа», возможно ли, что активное лоббирование принятие закона о СРО обусловлено тем, что это власти пытаются создать «карманные» организации бизнеса и с их помощью регулировать и бизнес, и рынок, А. Романихин ответил следующее. По его словам, на законопроект существует отрицательное заключение со стороны правительства – оно не поддерживает его. Вместе с тем он лоббируется группой депутатов, и «к сожалению, большинство их - из фракции «Единая Россия». По данному законопроекту, считает А. Романихин, СРО будут «карманными организациями» определенных групп большого бизнеса. "Если говорить о чиновничестве, то в руководстве СРО будет отставное чиновничество, которое не вписалось в нынешнюю структуру власти. Таким образом, закон о СРО выгоден бывшим чиновникам и группам большого бизнеса в различных сферах", - считает А. Романихин.
На вопрос, какие общественные организации предпринимателей поддерживают этот закон, а какие - нет, А. Романихин ответил, что структуры, которые сегодня рассчитывают получить статус СРО, и «рулить процессами» – их видно по мониторингу СМИ. Структуры же, которые смотрят на ситуацию здраво и не подконтрольны ни одной из существующих групп, пытаются демократично работать на своем секторе рынка, принимая во внимание мнение большинства участников, – они против этого закона.
В заключение В. Исаков сказал, что «копья вокруг законопроекта о СРО ломаются не случайно». Опыт реализации закона о несостоятельности и банкротстве, где уже были заложены саморегулируемые организации, система гарантирования, взнос участников и т.д. показал следующее. СРО арбитражных управляющих группируются вокруг центров экономической силы, крупного бизнеса, который использует СРО для того, чтобы взять банкротства под свой контроль - это первый очевидный результат деятельности уже созданной системы СРО. «Я полагаю, что закон о СРО призван двигать этот процесс дальше: подчинить крупному бизнесу все общественное управление экономикой - именно об этом идет речь. Общественное регулирование экономикой надо развивать, но очень взвешенно, сбалансировано, учитывая взгляды и представления и самого бизнеса, и интересы существующих систем, чтобы не порождать конфликтов», - заключил В. Исаков.
ИА "Альянс Медиа"