АЛЬЯНС МЕДИА
www.allmedia.ru

В России могут создать спецслужбу для расследования экономических преступлений

В России могут создать спецслужбу для расследования экономических преступлений

Дата публикации: 31.01.2018

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов предлагает создать в России спецслужбу, которая бы занималась расследованием экономических преступлений. По мнению Титова, спецслужба, созданная отдельно от МВД, будет независимым органом, который сможет проводить объективные и качественные расследования экономических преступлений.

Бизнес-омбудсмен считает, что Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции в структуре МВД и его отделы, которые сейчас занимаются данной деятельностью, не справляются со своей задачей. Во-первых, об этом свидетельствует низкий уровень экономических знаний сотрудников ОБЭП, а во-вторых, огромное количество уголовных дел, особенно по мошенничеству, так и не дошедших до суда. В свою очередь, это указывает на то, что уголовные дела возбуждаются следователями незаконно — ради улучшения показателей статистики, в целях получения преференций от бизнеса для себя, а также для устранения фирмы по заказу ее конкурентов.

Сообщается, что подобные службы уже созданы в некоторых странах, например, в Казахстане и Италии. Итог такой практики положительный — теневой сектор экономики сократился, а предпринимателей в разы реже стали привлекать к уголовной ответственности.

Нужны ли спецслужбы в России?
Создавать или не создавать спецслужбы по расследованию экономических преступлений в России — это спорный вопрос. С одной стороны, независимый от МВД орган мог бы проводить автономные и качественные расследования, и оказывать на него давление было бы гораздо труднее. С другой стороны, спецслужба, скорее всего, станет подобием современного ОБЭП со всеми его достоинствами и недостатками — вряд ли законодатель изобретет что-то другое, а печальный опыт создания специализированного правоохранительного монстра у нас уже был (достаточно вспомнить упразднённые органы налоговой полиции, наркоконтроля) Кроме того, для организации нового органа потребуется не только издать специальный закон, но и изменить большое количество уже существующих нормативно-правовых актов, начиная с УПК и заканчивая Законом «О полиции», пересмотреть систему взаимоотношений нового и существующих подразделений между собой, а также с органами прокуратуры и налоговыми органами, судами

Все это не только требует значительных материальных, людских и временных ресурсов, но и не гарантирует успешности результата; на выходе мы можем получить ещё одну структуру, которая по властным полномочиям и в силу определенного направления деятельности по уровню коррупции в разы опередит своих предшественников. При этом нагрузка и давление на бизнес не только не ослабнут, а наоборот усилятся, так как сотрудники вновь созданного органа не будут отвлекаться на решение иных задач, на раскрытие и расследование преступлений, не связанных с экономической деятельностью, а все силы будут брошены на выявление преступлений в предпринимательской сфере.

Поэтому в целях пресечения незаконного уголовного преследования предпринимателей лучше не создавать новые органы, а комплексно корректировать сложившуюся ситуацию. Например, для повышения уровня знаний сотрудников ОБЭП можно проводить их регулярное обучение, в том числе новым методам раскрытия экономических преступлений. Чтобы снизить количество незаконно возбужденных дел, случаев необоснованного заключения бизнесменов под стражу в качестве меры пресечения следует продолжить работу по совершенствованию действующего законодательства, в частности, необходимо законодательно закрепить в примечании к ст. 159 УК РФ либо ст. 108 или 5 УПК РФ понятие преступлений, совершённых в сфере предпринимательской деятельности, также необходимо распространить действие чч. 5-7 ст. 159 УК РФ на те случаи мошенничества в сфере предпринимательской деятельности, которые выходят за рамки умышленного неисполнения договорных обязательств.

Полагаю также необходимым внести изменения в действующее законодательство, а также переориентировать судебную практику на назначение по уголовным делам в сфере предпринимательской деятельности в первую очередь наказаний, не связанных с лишением свободы, штрафов, кратных причинённому ущербу или стоимости похищенного по аналогии как это сделано в отношении статей, предусматривающих ответственность за взяточничество. Для исключения случаев использования средств уголовного судопроизводства в качестве давления на предпринимателей следует помимо вышеизложенного более широко применять при наличии законных оснований меры пресечения в виде залога и поручительства. Также необходимо ориентировать органы прокуратуры и руководство МВД РФ на неукоснительное соблюдение следователями и сотрудниками ОЭБиПК сроков, установленных для проведения проверки сообщения о преступлении, в каждом случае нарушения установленного законом максимального 30-дневного срока проверки, вынесения незаконных и необоснованных постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, постановления о направлении по подследственности, повторной регистрации материала проверки в КУСП необходимо назначение служебной проверки с привлечением виновных сотрудников к ответственности. Только при столь жёстком подходе можно будет исключить далеко не редкие случаи, когда проверка по заявлению о совершении преступлении в сфере экономики фактически проводится год и более (в 2017 году средний фактический срок проведения проверок в ОЭБиПК УВД по ЦАО ГУ МВД РФ по г. Москве по большому количеству заявлений составлял 6 месяцев).

Несмотря на то, что сейчас государство предпринимает попытки с помощью поправок в УПК РФ защитить бизнесменов от незаконного уголовного преследования, ситуация продолжает оставаться напряженной. В отношении предпринимателей возбуждаются безосновательные уголовные дела, расследование которых может тянуться месяцами и даже годами; одновременно при подаче предпринимателями заявлений о совершении преступлений проверка проводится с нарушением установленного срока в течение нескольких месяцев, выносятся незаконные и необоснованные решения об отказе в возбуждении уголовного дела или направлении материала по подследственности Поэтому каждый предприниматель должен заранее заручиться поддержкой квалифицированного уголовного адвоката, который, при необходимости, немедленно придет на помощь своему доверителю. На сегодняшний день, это единственная возможность избежать необоснованного и незаконного уголовного преследования либо наоборот добиться привлечения лица, совершившего преступление в сфере экономики, к уголовной ответственности.

При написании статьи использовались материалы сайта www.advo24.ru

Другие статьи из раздела

Как создать свой сегмент веб-аналитика для бизнеса?Как создать свой сегмент веб-аналитика для бизнеса?
Дата: 11.06.2018
Рассмотрим, как создавать свой сегмент веб-аналитики. Например сегментов - мало, в этом случае будет показан весь трафик, который подходит, как требует, например, ...

Архив статей

2002 - 2018 © НДП "Альянс Медиа"