АЛЬЯНС МЕДИА
www.allmedia.ru





23.09.2010  Меры по ослаблению административного давления на бизнес недостаточны

   В рамках «правительственного часа» в Совете Федерации глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина отчиталась перед сенаторами о том, что сделано МЭР для снижения административных барьеров и создания благоприятного инвестиционного климата, прежде всего в сфере малого и среднего бизнеса. Основные тезисы доклада опубликованы на официальном сайте МЭР.

   В условиях становления посткризисной инновационной экономики задача снижения административных барьеров становится особенно актуальной, отметила министр. Избыточное администрирование, недостаточное качество предоставления государственных услуг, несовершенство контрольно-надзорных и разрешительных функций органов власти – эти и многие другие факторы препятствуют развитию предпринимательства, снижают инвестиционную привлекательность, что в конечном итоге затрудняет динамичное развитие отечественной экономики.

   По мнению Минэкономразвития, для снижения административных барьеров необходимо принимать как общесистемные меры, направленные на совершенствование административных механизмов государственного регулирования экономики, так и меры отраслевого характера, связанные с решением проблем, существующих в различных сферах экономической деятельности.

   К общесистемным мерам относятся совершенствование механизмов лицензирования и аккредитации, внедрение саморегулирования и расширение использования для допуска на рынок уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности, оптимизация осуществления контрольных функций и предоставления государственных услуг, а также ряд иных мер.

   Как сообщила Э.Набиуллина, к настоящему моменту создано 589 саморегулируемых организаций, действующих в 8 сферах экономической деятельности (строительство, подготовка проектной документации, инженерные изыскания, арбитражные управляющие, оценщики, аудит, организации в сфере проведения энергетического обследования, а также СРО, действующие в различных сферах на добровольной основе).

   Минэкономразвития России подготовило и внесло в Правительство РФ законопроект, предусматривающий дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, введение бессрочного действия лицензий, перевод государственных услуг по лицензированию в электронную форму. Данный законопроект внесен Правительством РФ в Государственную думу и готовится к принятию в I чтении.

   Отказываясь от лицензирования, необходимо использовать более мягкие и эффективные механизмы регулирования, обеспечивающие компетентность и ответственность предпринимателей, считает Э.Набиуллина. В этих целях осуществляется совершенствование и расширение применения институтов аккредитации.

   Министерство внесло в Правительство РФ проекты концепции и плана мероприятий по формирования единой национальной системы аккредитации, а также проект соответствующего Указа Президента РФ, предусматривающего, в том числе, создание единого органа по аккредитации, сообщила глава МЭР. Концепция по аккредитации одобрена на заседании президиума правительства 9 сентября 2010 года и в настоящее время готовится к принятию.

   В целях развития саморегулирования в отдельных отраслях в настоящее время проводится анализ практики применения законодательства в этой области, по результатам которого планируется разработать предложения по дальнейшему переходу от государственного контроля (надзора) к механизмам саморегулирования.

   Э.Набиуллина также сообщила, что Минэкономразвития России провело ряд встреч с представителями саморегулируемых организаций. Целью этих встреч было выявление недостатков сложившихся в отдельных отраслях систем саморегулирования, проблем, с которыми пришлось столкнуться участникам рынков в связи с введением института саморегулирования с обязательным членством в саморегулируемых организациях. По итогам этих встреч Минэкономразвития России представит к 1 ноября 2010 г. в правительство специальный доклад, посвященный проблемам в сфере функционирования саморегулируемых организаций.

   Также, по словам Э.Набиуллиной, министерство ведет большую работу по оптимизации контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти. В частности, МЭР провело анализ масштабов такой деятельности, в том числе на основе данных о согласовании с органами прокуратуры внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства за III и IV кварталы 2009 года и I квартал 2010 года.

   Как сообщила глава МЭР, за исследуемый период было проведено порядка 1,6 млн проверок. В годовом исчислении это составляет около 2,1 млн проверок (без проверок финансового характера, органов внутренних дел и отдельных видов контроля, выведенных из-под сферы действия Федерального закона № 294-ФЗ – «закон о проверках»).

   По результатам анализа, после вступления в силу «закона о проверках» по сравнению с III кварталом 2009 г. в I квартале 2010 г. произошло общее снижение количества проверок в среднем на 33%.

   В целях дальнейшего снижения административного бремени Минэкономразвития России выступило с инициативой заменить денежные штрафы за незначительные нарушения на предупреждения. Соответствующий закон (№ 239-ФЗ) уже принят и вступил в силу с 13 августа 2010 г.

   «Очень важно, что вынесение данной меры наказания становится для органов контроля обязательной мерой, тогда как раньше ее применение целиком и полностью зависело от доброй воли проверяющего, - сказала министр. - Также стоит отметить, что указанным законом впервые установлена административная ответственность должностных лиц органов контроля за конкретные грубые нарушения закона о контроле».

   Кроме того, в этом году Минэкономразвития планирует разработать методики оценки эффективности деятельности контрольно-надзорных органов и внести изменения в более чем 50 федеральных законов в целях приведения их в соответствие с 294-ФЗ.

   В то же время, отметила глава МЭР, правительство не должно ограничиваться мерами, связанными с упрощением процедур ведения бизнеса. Чрезвычайно важным является создание условий для стимулирования начала реализации новых бизнес-проектов.

   По ее словам, доказал свою эффективность механизм уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности в тех сферах, где это допускается, - на сегодняшний день подано 43 тыс. уведомлений.

   Поэтому в октябре 2010 года после обсуждения с предпринимательским сообществом Минэкономразвития планирует представить законопроект, устанавливающий уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности для всех видов деятельности с закреплением исчерпывающего перечня исключений из указанной нормы.

   Административные барьеры возникают, когда проекты нормативных правовых актов разрабатываются без учета необходимости создания благоприятной среды для ведения предпринимательской деятельности, отметила министр. Как правило, это связано с возложением на бизнес дополнительных расходов и необоснованным усложнением контрольных процедур. Для предотвращения принятия таких нормативных правовых актов в Минэкономразвития ведется работа по организации оценки регулирующего воздействия. «Мы планируем осуществлять эту деятельность при активном взаимодействии с бизнес-сообществом, четко регламентировать процесс оценки и при разработке соответствующих методик использовать передовой зарубежный опыт», - заявила Э.Набиуллина.

   Одним из основных направлений борьбы с административным барьерами является также принятие административных регламентов. По состоянию на 1 сентября 2010 года на федеральном уровне утверждено 435 административных регламентов, сообщила министр. Для завершения процесса регламентации предоставления услуг на федеральном уровне требуется принять еще 442 регламента.

   Также, по ее словам, необходимо завершить наполнение Сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций) на Едином портале государственных услуг в сети Интернет (www.gosuslugi.ru). К настоящему времени в сводном реестре содержатся сведения о 489 государственных услугах, на рассмотрении в Минэкономразвития России – сведения по 19 государственным услугам, на рассмотрении в федеральных органах исполнительной власти – по 182. Кроме того, в сводный реестр включена информация о 5246 государственных и муниципальных услугах, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

   Важной задачей является организация предоставления услуг по принципу одного окна, в том числе путем создания многофункциональных центров (МФЦ). По словам Э.Набиуллиной, в настоящее время действует более 100 МФЦ в 48 субъектах Российской Федерации. «Результаты работы МФЦ демонстрируют сокращение сроков получения государственных услуг, снижение межведомственной волокиты, достигается существенный антикоррупционный эффект», - считает министр.

   Она также отметила, что важной и болезненной проблемой остается оказание так называемых «сопутствующих» платных услуг организациями, подведомственными государственным или муниципальным органам (это уже стало своеобразным «направлением бизнеса» при госорганах).

   По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2009 г. 80% заявителей, получивших лицензии в Минрегионе России, предварительно обратились за «информационно-консультационными» услугами подведомственного учреждения. При этом доход от оказания таких услуг составил 2,5 млрд рублей.

   Э.Набиуллина отметила, что на решение этой проблемы было направлено принятие в июле текущего года Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которым, в частности, предусмотрено определение фиксированного перечня услуг, за предоставление которых может взиматься плата.

   «В ближайшей перспективе, по нашему мнению, принципы предоставления государственных услуг за плату должны быть следующими: взимаемая с граждан и предпринимателей плата должна перечисляться в бюджет в виде государственной пошлины, - заявила министр. - Если необходимо для проведения тех или иных работ (в связи с государственными услугами) привлечение подведомственных организаций, госорган это делает в соответствии с государственным заданием. В других случаях платные услуги могут оказываться аккредитованными организациями (после создания национальной системы аккредитации)».

   Говоря о работе по ликвидации административных барьеров в отдельных отраслях экономики, глава МЭР сообщила, что особого внимания с точки зрения правительства требуют такие сферы, как земельно-имущественные отношения, строительство, сельское хозяйство, внешнеторговая деятельность, образование, здравоохранение, транспорт, промышленное производство, миграция, рыболовство, природопользование, регистрация юридических лиц, налоговое администрирование.

   По словам Э.Набиуллиной, к настоящему моменту правительством уже утверждены планы мероприятий по пяти направлениям (градостроительство и земельно-имущественные отношения, сельское хозяйство; внешнеторговая деятельность; образование; здравоохранение и санитарно-эпидемиологическое благополучие). По остальным сферам соответствующие решения и планы предполагается принять в конце 2010-начале 2011 гг.

   Дополнительно министр остановилась на проблеме производства и применения контрольно-кассовой техники. Она отметила, что существующий порядок не позволяет применять новые необременительные для бизнеса, а в конечном итоге и для конечного потребителя технологии контроля за осуществлением торговых операций. Существующая ежегодная обязанность предпринимателей менять в ККТ электронные контрольные ленты защищенные (ЭКЛЗ) должна иметь эффективную для государства и менее затратную для торговли альтернативу. «Планы, направленные на снижение административных в этих сферах, будут рассмотрены правительством в конце 2010–начале 2011 гг.», - сообщила Э.Набиуллина.

   Как сообщила пресс-служба Совета Федерации, доклад главы МЭР не во всем развеял сомнения сенаторов в своевременности и правильности действий правительства по снятию административных барьеров. Так, заместитель председателя Комитета СФ по бюджету Вячеслав Новиков, сославшись на социологические исследования, высказал мнение, что на развитие малого и среднего бизнеса, прежде всего, оказывают давление структуры власти. И если в пределах Садового кольца для ограничения этого давления действуют прокуратура и другие структуры, то в глубинке бизнес остается с властью один на один.

   Теме давления власти на бизнес сенаторы уделили большое внимание. Председатель Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян заметил, что инвестиционному климату в регионах, как правило, мешает именно отношение власти, которая возводит дополнительные препоны для успешного ведения бизнеса.

   С этим утверждением были согласны многие. Зампред Комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Андрей Хазин даже предложил при переназначении губернаторов учитывать уровень развития в регионе малого и среднего предпринимательства.

   Первый заместитель председателя Комитета по делам федерации и региональной политике Валерий Кадохов заметил, что кроме инвестиционного климата на развитие бизнеса влияет неурегулированная система выделения земли частному бизнесу, предоставление аренды помещений, что, впрочем, также смыкалось с мнением большинства о недостаточности мер по ослаблению административного влияния на бизнес.

   Не все, что делается в недрах Минэкономразвития, понравилось и первому заместителю председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Сергею Лисовскому. Сенатор высказал опасение, что в связи со снятием административных барьеров в пищевую промышленность придут те, кто не сможет обеспечить должное качество продукции, в результате могут пострадать тысячи людей.

   Опасение в том, что саморегулирующиеся строительные организации смогут возводить качественное доступное и безопасное жилье высказал заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Щербаков.

   Сенаторы приняли к сведению доклад Эльвиры Набиулиной, предоставив министру возможность сделать «работу над ошибками» с учетом пожеланий парламентариев.

   ИА "Альянс Медиа"

Рейтинг интереса
  • C.Миронов: Мы предлагаем ввести понятие "социальное предпринимательство"
  • В ГД внесен законопроект о регулировании деятельности лизинговых компаний
  • Сбербанк снизил ставки и увеличил срок кредитования по потребкредитам
  • Ключевым навыком в XXI веке станет умение непрерывно учиться
  • А.Аксаков: ВЭБ будет выполнять роль координатора работы институтов развития
  • Одна из задач рекламного рынка – продвижение положительного образа МСП
  • Россия и Сингапур сделали еще один шаг к формированию зоны свободной торговли
  • Малому и среднему бизнесу есть место в транспортной системе столицы
  • Вывод налоговиков о дроблении бизнеса должен быть подтвержден доказательствами
  • Банк России отозвал лицензии у двух столичных кредитных организаций




  • 2002 - 2018 © НДП "Альянс Медиа"



    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100