АЛЬЯНС МЕДИА
www.allmedia.ru





03.11.2009  Социокультурные проекты спасут малые города и дадут старт новым видам бизнеса?

   На прошедшем 3 ноября круглом столе в Общественной палате РФ обсуждалась проблема экономического развития малых и моногородов с помощью социокультурных проектов.

   Как выяснилось, участники дискуссии, с одной стороны, возлагают на бизнес большие надежды в деле продвижения проектов. Впрочем, многие согласились, что пока успех любого проекта зависит от адекватной позиции власти на местах. Единственное, что не удалось выяснить, готов ли бизнес взять на себя финансирование еще и культурных проектов территориального развития.

   С основным докладом на тему «Инновационное развитие в контексте русской культуры» выступил генеральный директор журнала «Арт-менеджер» Владимир Бабков. По его словам, в плачевном состоянии находятся не только малые города России. Объясняется это рефлексией на исчезновение такого понятия, как градообразующее предприятие. Поэтому ситуация в российском Тольятти мало отличается от американского Детройта, а в прошлом текстильного гиганта Иваново - от британского Манчестера. Однако в российских масштабах перекосы экономической структуры в пользу одной отрасли, одного градообразующего предприятия в наибольшей степени присущи малым городам, где в общей массе доля монопрофильных городов составляет 46%. Для больших городов этот показатель не превышает 25%.

   Как считает В. Бабков, выжить все эти города смогут только за счет нового, нестандартного культурного проекта. Привлечение инвестиций напрямую связано с таким понятием, как маркетинг территорий, то есть с тем, как «продать» город внешним инвесторам. Привлекательность города становится одним из основных факторов, на которые внутренние и внешние инвесторы обращают внимание. И, по мнению В. Бабкова, именно культурный проект создает эту привлекательность и формирует имидж города, его неповторимый бренд на рынке инвестиций. «Рынок третьего тысячелетия – это рынок идей, облеченных в форму социокультурных проектов. Именно наличие тех или иных культурных проектов способствует изменению имиджа города из депрессивного в инвестиционно привлекательный», - убежден эксперт.

   Далее он привел ряд примеров, как небольшие города превратились в центры привлечения туристов, например, Зальцбург – за счет проекта «родина Моцарта», Эшланд – город шекспировских фестивалей и т.д. Есть впрочем и российские примеры – г. Мышкин, где создан знаменитый Музей мыши, или Великий Устюг, позиционирующий себя как родина Деда Мороза.

   В. Бабков не отрицает, что самое сложное найти самобытный культурный проект для каждого города. Чтобы в последствии развивалась сфера услуг, туристический бизнес, индустрия гостеприимства и выстраивалась линейка сувенирной продукции. Он напомнил, что тот или иной туристический продукт создает культура. Это может быть фестиваль, выставка, музей и т.д. «Туристический бизнес не создает продукт, он его продает, т.е. расфасовывает, упаковывает и реализует то, что сделано менеджерами культуры», - считает эксперт.

   Тем не менее успех социокультурного проекта невозможен без четырех главных составляющих: поддержка власти города; активное участие бизнеса, ориентированного и уверенного в том, что этот проект принесет прибыль; культурная идентификация населения города с проектом; наличие модератора или продюсера проекта.

   Именно четвертое требование самое сложное. «Каким бы ресурсом ни обладал город, без лидера, готового вести проект от начала до конца, он обречен на провал. Только консолидация усилий гражданского общества, культурных, властных институтов, бизнеса и лидера проекта приведет к тому, что культурный ресурс будет работать на экономику города», - заверил В. Бабков.

   В заключение он предостерег собравшихся от ошибки ориентировать проект на поддержку чиновников. В этом случае проведение фестиваля и праздника сведется к отчету по затратам на проведение. «Ставка будет сделана на помпезное открытие и закрытие, а по самому мероприятию – провал», - заключил он.

   Однако с такой постановкой дела не согласились участники дискуссии. Так, представитель департамента культуры правительства Ивановской области прямо заявила, что отрицать роль главы региона в продвижении бренда региона пока рано. Например, до прихода на пост губернатора Михаила Меня не могло быть речи о возрождении г. Плеса как туристического центра. А о городе Юрьевец вообще никто ничего не знал, пока указом правительства региона не стали проводиться фестивали памяти А. Тарковского.

   Член Общественной палаты, член правления Благотворительного фонда Преподобного Серафима Саровского сделал другое предостережение. По его словам, культурный проект – это проектирование новых жизненных укладов, а не только вопрос привлечения инвестиций. В российском историческом пространстве возможности культурного проектирования небезграничны. Например, в местах, являющихся центрами православия, некорректно делать ставку на продвижение туристического бренда любой ценой. «Жителям города небезразлично, за счет чего заполняются гостиничные места – проведения гей-парадов или православных фестивалей. И проведение фестивалей брейк-данса под стенами Соловков неуместно», - заявил он.


ИА "Альянс Медиа"

Рейтинг интереса




2002 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100