АЛЬЯНС МЕДИА
www.allmedia.ru





23.01.2006  Власти и бизнес не понимают механизм работы закона о местном самоуправлении

   С 1 января 2006 года вступил в силу новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Новые аспекты законодательного регулирования местного самоуправления, а также возможности органов местного самоуправления по реализации программ и проектов в сфере развития малого бизнеса не могут не беспокоить предпринимательское сообщество. Эти вопросы обсуждались в Центральном доме предпринимателя в пятницу, 20 января, в ходе конференции «Малый бизнес – основа экономики муниципалитетов», организованной Общероссийской общественной организацией «ОПОРА РОССИИ».

   Сергей Борисов, президент «ОПОРЫ РОССИИ», в своем вступительном слове отметил, что новый закон дает огромные возможности по развитию малого предпринимательства в муниципалитетах. Однако, по его мнению, у руководства муниципалитетов, власти на местах, предпринимателей нет четкого понимания механизма работы нового закона. Именно поэтому есть необходимость разъяснения норм закона, считает С.Борисов.

   C основным докладом на тему: «Новые полномочия и вопросы местного значения, переходный период» выступил депутат Государственной думы, председатель Комитета ГД РФ по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый. Он подчеркнул, что недооценивать важность укрепления экономики муниципалитетов для сохранения качественного уровня предоставления социальных услуг населению невозможно, значительную роль в этом играет взаимодействие местных органов власти с субъектами малого предпринимательства. Однако без соответствующего правового и финансового обеспечения решить многие проблемы, возникающие в процессе этого взаимодействия, невозможно.

   В.Мокрый отметил, что определен переходный период реализации данного закона - до 1 января 2009 года. В этот период субъекты РФ, муниципалитеты должны в полной мере подготовиться к реализации ФЗ №131, в том числе принять соответствующие нормативные акты. Новый закон об организации местного самоуправления дает муниципалитетам право определять объем полномочий органов местного самоуправления, вновь образованных поселений и их финансовую обеспеченность. «Настойчивость и целеустремленность действий органов государственной власти на местах будет либо содействовать развитию и становлению местного самоуправления, либо будут совершенно другие качественные тенденции», - сказал депутат. По его словам, 46 субъектов РФ уже приступили к реализации ФЗ №131 в полной мере.

   Он также подчеркнул, что в отношении большинства публичных услуг органы местной власти выполняют организующую функцию, поскольку их предоставление населению осуществляется частными организациями и индивидуальными предприятиями, отметил депутат. Для решения этих вопросов в распоряжение муниципальным образованиям передаются финансовые и материальные ресурсы. Однако размер финансовых ресурсов, необходимый для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, в законе определен в значительной мере ниже их минимальных потребностей.

   Земельный налог и налог на имущество физических лиц, являющиеся местными налогами, пока не могут быть определяющими в местных бюджетах, считает В.Мокрый. Наиболее значимыми для них останутся поступления не менее 40% от налога на доходы физических лиц. «Очевидно, что в таких условиях местные бюджеты будут формироваться в основном за счет финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ. Дотационными окажутся до 90% муниципальных образований», - заявил В.Мокрый.

   По его словам, от работы малого бизнеса в миниципалитетах зачастую зависит качество жизни населения. Для создания благоприятной среды на местном рынке органам местного самоуправления необходимо добиваться: стабильности и прозрачности правил поведения хозяйствующих субъектов, предоставления равным хозяйствующим субъектам равного доступа к ресурсам, развития технологических и рыночных инфраструктур, открытости информации для хозяйствующих субъектов, развития и поддержки малого предпринимательства за счет принятия соответствующих муниципальных программ.

   Программы поддержки и развития МП, по мнению В.Мокрого, должны включать меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки МП на федеральном, региональном и местном уровнях; меры, принимаемые для реализации основных направлений форм поддержки МП; предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку МП; меры по обеспечению передачи в аренду субъектам МП незавершенных строительств на территории субъектов РФ, площадей убыточных предприятий на льготных условиях.

   В.Мокрый подчеркнул, что для осуществления муниципалитетами своих социально-экономических полномочий им необходимы не только финансовые средства, но и муниципальное имущество. Закрытый перечень объектов имущества муниципалитетов, прописанный в законе № 131, ограничивает возможности муниципальных образований по разработке и реализации стратегических планов социально-экономического развития, увеличения доли неналоговых доходов местных бюджетов, развития рыночных механизмов использования земли, имущества, создания условий по развития малого и среднего бизнеса. Депутат ГД отметил и несоответствие в законе установленных полномочий муниципалитетов и наличия для этого соответствующего муниципального имущества.

   Как отметил В.Мокрый, особое внимание следует уделить вопросу недостаточности финансовых средств субъектов МП для участия в приватизации муниципального имущества. В связи с этим в качестве законодательной инициативы внесен и готовится в первому чтению законопроект «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в процессе приватизации арендуемого государственного и муниципального имущества». Положения данного законопроекта предоставляют субъектам МП преимущественное право на приобретение в процессе приватизации в собственность арендуемого ими государственного и муниципального имущества.

   Депутат ГД считает также, что необходимо более четко определить случаи и порядок участия органов местного самоуправления в деятельности хозяйствующих субъектов.

   Общество, федеральная власть и бизнес, по словам В.Мокрого, крайне заинтересованы в последовательном, целенаправленном развитии правовых положений местного самоуправления и наработке практики.

   Об опыте Москвы в вопросах организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на местном уровне рассказал член президиума «ОПОРЫ РОССИИ», председатель Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы Александр Иоффе. По его словам, "если в муниципалитете нет активного лидера, который направляет движение развития МП, то ничего не будет".

   Вся инфраструктура поддержки малого предпринимательства в г.Москве начала развиваться в 1990 году при личной поддержке мэра Москвы Юрия Лужкова, рассказал он. Тогда же были предусмотрены конкретные механизмы развития МП: разработка программы развития кооперативного движения и малого бизнеса, создание общественного совета по МП при исполкоме Моссовета и т.д. Далее, по его словам, была ежедневная трудоемкая работа при постоянном контроле и поддержке мэра.

   «Воля руководителя субъекта федерации, муниципалитета является действительно определяющим фактором. Другое дело, что одной воли недостаточно: надо выделять ресурсы, в том числе на инфраструктуру поддержки МБ, взаимодействовать с предпринимательской общественностью, чтобы понимать болевые точки, которые возникают», - сказал А.Иоффе.

   По его мнению, муниципалитеты заинтересованы в повышении доходности своих бюджетов и стараются максимально увеличить ставки арендной платы. Однако, как показывает опыт Москвы, лишь малая часть МП пользуется муниципальным имуществом и получает их по льготным ставкам арендной платы.

   Как подчеркнул А.Иоффе, бывают курьезные случаи, когда представители одного и того же бизнеса на одной улице платят совершенно различные арендные ставки. "Предприниматели в связи с этим говорят о том, что правительство Москвы создает неравные конкурентные условия", предоставляя льготы субъектам МП. С другой стороны – желание повысить арендную плату для льготников приводит к свертыванию тех бизнесов, которые находились на льготном режиме. «Здесь надо находить какие-то специальные механизмы постепенного выравнивания условий для развития бизнеса всех субъектов хозяйственной деятельности», - сказал А.Иоффе.

   В Москве, по его словам, в настоящее время создана развитая инфраструктура системы поддержки малого предпринимательства: система территориальных агентств по развитию малого предпринимательства в округах, Система межрегиональных маркетинговых центров, информационная система поддержки, система фондов поддержки МП и т.д. «Одним из важнейших элементов развития инфраструктуры поддержки МП является программа развития и поддержки малого бизнеса на конкретной территории с учетом тех приоритетов, которые есть на этой территории», - сказал он. В заключение А.Иоффе добавил, что здесь нужна как аналитическая работа, так и организационные, ресурсные факторы.

   Участники конференции обсудили актуальные проблемы законодательства о местном самоуправлении, роль местного самоуправления в развитии МБ, вопросы взаимодействия предпринимательских объединений с органами местного самоуправления. Как подчеркивалось в ходе обсуждения, федеральные программные мероприятия, несмотря на стимулирование регионов к более активному взаимодействию с муниципальными образованиями, осуществляются регионами в отрыве от реальных запросов территорий. Муниципалитеты в свою очередь в силу различных факторов не имеют собственных программ развития и поддержки малого предпринимательства, четкой структуры взаимодействия с бизнес-структурами.

   По итогам конференции была подготовлена и предложена к принятию резолюция. В резолюции отмечается, что с 1 января 2006 года создание условий для развития и поддержки МП отнесено к вопросам местного значения. В связи с этим участники конференции обратились к главам МО с призывом к признанию развития малого предпринимательства первостепенной задачей муниципалитетов, созданию при органах местного самоуправления предпринимательских советов, разработке эффективных программ муниципальной поддержки МП.

   «ОПОРА РОССИИ», как отмечается в резолюции, также намерена обратиться в Минэконоразвития России с предложением о разработке механизма обеспечения участия муниципальных образований в федеральных программах поддержки МП; в Минрегионразвития - с предложением о включении в число приоритетных требований к стратегиям социально-экономического развития субъектов РФ программных мероприятий по развитию МП.


ИА "Альянс Медиа"

Рейтинг интереса




2002 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"



Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100