АЛЬЯНС МЕДИА
www.allmedia.ru

Франчайзинг. Как он появился

франчайзинг

Под франчайзингом подразумевают передачу прав на реализацию какого-либо раскрученного бизнес-проекта, продажу товара, услуг. Обычно к подобному соглашению прибегают компания-владелец прав на объект интереса и фирма, которая только строит свою деятельность. Франчайзинг для неё – это возможность мощного старта с уже раскрученных позиций (развитие под известным именем или продажа востребованного товара). В сравнении с построением собственной стратегии с нуля такой способ ведения бизнеса намного быстрее обеспечит прибыль.

Возникновение франчайзинга

Большинство уверено, что подобные деловые отношения – современное ноу-хау. Отнюдь. Своеобразным прототипом системы является схема, по которой осуществлялась продажа и обслуживание популярных швейных машинок «Зингер». Фирма ещё в 1891 году заключала договор на передачу прототипа современной франшизы (аренда прав на использование чего-либо) с дистрибьюторами продукции. Этот документ позволял продавать и ремонтировать машинки компании «Зингер» в некоторых штатах США.

Когда же пришло время организовать первую систему, фирма Zinger уже могла похвастаться налаженным серийным производством своих товаров. А вот схема обслуживания машинок так и не была отработана в США.

Важно: в этот момент родилась идея создания полноценной системы франчайзинга, согласно которой предприятия со стабильной финансовой ситуацией могли продавать и предоставлять сервисные услуги по обслуживанию продукции «Зингер».

Настоящий подъём эта схема испытала в 1898 г. В этот момент «Дженерал Моторс» начали использовать дилерство на условиях франчайзинга. В 20-е годы в Штатах эта схема активно функционировала и по отношению к товарам. По системе франчайзинга заключали деловые соглашения оптовые поставщики с мелкими магазинчиками. Крупный партнёр разрешал розничным бизнесменам получать дисконтные скидки, пользоваться именем известной фирмы, сохраняя независимость. А через 10 лет, после экономического кризиса в Штатах (1930 г.), подобную схему сотрудничества начали использовать нефтеперерабатывающие фирмы. Как следствие, появились сетевые автозаправки, принадлежавшие мелким компаниям-арендаторам прав на развитие бизнеса.

Интересно: в классическом понимании франчайзинг своё разделение на услуги и товары начал в 50-х годах XX века, то есть, всего лет 60–70 назад.

Появление системы на территории России

В РФ такой способ сотрудничества, как франчайзинг, известен не первый год.

Интересно: та же сеть ресторанов быстрого питания «МакДональдс» – продукт франчайзинга.

Популярность система начала обретать в последние несколько лет. Сегодня по этому принципу работают:

Как видим, тенденция роста спроса на систему франчайзинга есть. Более того, востребованность подобной схемы работы постоянно растёт. Сегодня многие вместо построения бизнеса с нуля стараются приобрести франшизу. Таким способом одни пытаются обезопасить себя от провала, другие сразу начинают зарабатывать без особых вложений в раскрутку.

Кому это выгодно

В сотрудничестве на упомянутых условиях участвуют две стороны: компания, что владеет правами, и предприятие, которое хочет ими воспользоваться. Они называются франчайзер и франчайзи соответственно. Выгода во взаимоотношениях по подобной схеме есть для обеих сторон. Франчайзер получает дополнительные возможности популяризации собственного имени/товара/услуги. При этом он обязуется предоставить полный пакет с бизнес-стратегией (планами, проектами), проводить промоакции, не посягать на независимость партнёра.

Франчайзи по всем условиям должен активно продавать товар/предлагать услугу, то есть, раскручивать свой прибыльный бизнес по готовым схемам. А также эта компания обязана выплачивать ежемесячно роялти (оплата аренды прав на использование бренда, имени) и внести единоразовый платёж при покупке франшизы.

Источник: сайт www.konsaltika.com




Вернуться

2002 - 2018 © НДП "Альянс Медиа"