Концлагерь Берёза-Картузская, 1934 - 1939 гг.
Концентрационный лагерь «Берёза-Картузская» создан властями Польской Республики в 17 июня 1934 году в городе Берёза-Картузская (сейчас г. Берёза, Брестская область) в качестве места внесудебного интернирования противников правящего режима.
С приходом к власти в Польше в результате государственного переворота 1926 года маршала Юзефа Пилсудского здесь установился авторитарный режим, известный как «санационный» (sanacja – «оздоровление»). В отношении многочисленных национальных меньшинств санационный режим проводил политику «культурного подавления», которая осенью 1930 года переросла в массовые репрессии против украинского населения Галиции и Волыни, названные «пацификацией» (умиротворением). Поводом для «пацификации» послужили антипольские акции ОУН (Организация украинских националистов), особенно поджоги усадеб «осадников» – польских колонистов, поселявшихся на исконных украинских землях. В ходе «пацификации» широко применялся принцип коллективной ответственности. Подразделения польской полиции и армии вошли в более чем 800 сёл, арестовали свыше 2 тысяч человек, сожгли около 500 домов. Составной частью «пацификации» стали украинские погромы, устроенные польскими шовинистическими группировками.
В отместку за «пацификацию» боевик ОУН Григорий Мацейко 15 июня 1934 года убил в центре Варшавы министра внутренних дел Бронислава Перацкого, известного своей ненавистью к украинцам, и Тадеуша Голувку – заместителя руководителя Блока сотрудничества с правительством (организации польских шовинистов, тесно связанной с Пилсудским).
Через два дня, 17 июня, президент республики Игнатий Мосьцицкий подписал распоряжение «по вопросу о лицах, угрожающих безопасности, покою и общественному порядку». Кроме него документ заверили еще 11 министров польского правительства. Первая статья этого распоряжения гласила:
«Лица, деятельность либо намерения которых дают основание допускать, что с их стороны грозит нарушение безопасности, покоя либо общественного порядка, могут подлежать задержанию и принудительному помещению в место изоляции, не предназначенное для лиц, подозреваемых либо арестованных в связи с преступлениями».
Указанный документ давал право органам полиции и воеводам отправлять в «место изоляции» сроком на три месяца любого гражданина Польши – без какого-либо расследования и судебного разбирательства. Понятно, что такой принцип создавал широкие возможности для произвола. Более того, администрация «места изоляции» могла по собственной инициативе добавлять срок – оставлять заключенного еще на три месяца, и делала это достаточно часто. Вместо трех – шести месяцев некоторых узников «перевоспитывали» по году и больше! Досрочное освобождение мог получить заключённый только в том случае, если он подписывал обязательство об отказе от «антигосударственной деятельности». Решения воевод, полицейских органов и лагерного начальства нельзя было обжаловать! Польские власти и судебные инстанции отвергали любые заявления и ходатайства по этому поводу.
Местом для первого такого «лагеря изоляции» (польск. «obóz odosobnienia») была выбрана Береза-Картузская. Курировал работу лагеря Полесский воевода Вацлав Костэк-Бернацкий.
С момента основания до 1 декабря 1934 года комендантом лагеря был Болеслав Греффнер, затем до его закрытия — Йозеф Камала-Курганский.
Лагерь «Берёза-Картузская» стал местом заключения представителей левых организаций и активистов этнических меньшинств — украинцев, белорусов, русских, евреев, поляков.
В конце тридцатых годов в связи с приближением войны в лагерь стали поступать тысячи арестованных из разных мест Польши. В 1933-1939гг. в Польше за коммунистическую деятельность было арестовано 55 тысяч человек. Количество политзаключенных в Западной Белоруссии постоянно возрастало. Значительная их часть находилась в концлагере Берёза-Картузская.
До 1 сентября 1939 года через лагерь прошло около 3000 человек (документы этих заключённых сохранились и находятся в Брестском областном архиве). После нападения Германии на Польшу (точнее, первые аресты начались уже 30 августа 1939г.) польские власти начали массовую изоляцию «неблагонадёжных элементов»: польских граждан немецкой национальности, членов украинских и белорусских национальных организаций, бывших членов Компартии Польши, Компартии Западной Белоруссии и Компартии Западной Украины. В лагерь было доставлено от 1,5 до 2 тыс. лиц немецкой национальности (в том числе около 500 женщин), от 3 до 5 тыс. членов украинских организаций. В этот период (1—18 сентября) документация или не велась, или была уничтожена. Общее количество заключённых за весь период существования лагеря можно оценить в 8—10 тыс. человек.
В книге В. Слешиньского «Obóz odosobnienia w Berezie Kartuzskiej. 1934–1939» приводятся следующие данные.
За время существования лагеря в Березе-Картузской с 1934 по 1939 год в нем, по официальным данным польских властей, находилось примерно 3 тыс. заключенных. Хотя польский историк и признает, что полные списки не сохранились. Каждый узник имел свой порядковый номер. Один из самых последних (3091) был присвоен Тадеушу Бешчыньскому, который прибыл в лагерь 29 августа 1939 года. Это приблизительно сходится с данными Государственного архива Брестской области, где хранятся 2986 личных дел, заключенных Березы-Картузской.
Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8993 публикации
Сайт: bereza.museum.by/node/59467?ysclid=m01b7vb3uj969343603