Мероприятия. Опубликовано 14.06.2024 15:17  Просмотров всего: 17672; сегодня: 28.

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом


Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Суворовский дух – это дух непременной Победы над врагом

Доклад Председателя исполнительного Комитета Всероссийского Суворовского движения, член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора Е.А. Цыбизова на I Международной конференции «Духовная роль Суворова в прошлом, настоящем и будущем». 

Доклад «Итоги Сборника материалов по рассмотрению вопроса о прославлении А.В. Суворова в лике святых Русской Православной Церкви» 

Нам нет равных, пока русский народ верит в Бога и действует по его заповедям. Именно такая вера была источником немыслимых побед А.В. Суворова.

Данный доклад посвящен итогам «Сборника материалов по рассмотрению вопроса о прославлении А.В. Суворова в лике святых Русской Православной Церкви», преданного перед началом конференции Синодальной комиссии. Сборник содержит материалы из всех открытых источников, на его составление ушло чуть меньше двух лет.

Предварительные общие выводы:                                   

1. Материалы охватывают все разделы критериев по канонизации святых, указанных Синодальной комиссией, их всего пять:

I. Праведная жизнь.

II. Соблюдение канонов Православия. 

III. Народное почитание.

IV. Страдание за православную веру. 

V. Чудотворения.

2. Объем представленных материалов оказался настолько обширен, что добавление ещё нескольких сотен, или даже тысяч современных свидетельств принципиально нечего не изменит. Дальнейшее накопление материала, в большей степени, может иметь значение только, для ничем не ограниченного, формирования культурного и духовного наследия А.В. Суворова. 

Раздел I - II.  Праведная жизнь. Соблюдение канонов Православия. 

Вполне очевидно, что праведность жизни А.В. Суворова, сегодня можно оценить только на основе архивных данных, воспоминаний его современников, и свидетельств достойных людей, в том числе… нашего времени, - вместе, они  представляют собой главного свидетеля праведной жизни Суворова – русский народ - от мирян до священноначалия, от русских монархов до духовных почитателей Суворова, всех времен.

Из приведенного в Сборнике материала документально следует:

1. А.В. Суворов был благочестив, соблюдал каноны православной веры, был прихожанином Церкви Федора Студита у Никитских ворот.      

2. Регулярно участвовал в церковных службах. В походах, по возможности строил полковые церкви, где молился вместе с воинами своей Армии.

3. Суворов всегда обращался к Богу с молитвой, перед началом любого дела. Соблюдал утреннее и вечернее правило.

О благочестии Суворова, более ста лет назад, ёмко сказал Протопресвитер военного и морского духовенства Александр Желобовский: «Великий Суворов глубоко понимал, какая могучая и несокрушимая сила кроется в религии: церковь для него была мать - и питающая и вразумляющая и утешающая; в трудные минуты жизни, в церкви он искал поддержки и укрепления, - искал и находил. Молитву домашнюю и церковную, праздники и уставы Божии, ставил он выше всего, был верным сыном Церкви - и в деревне, и в столице, и в мирное и в бранное время».

Материалы двух первых разделов Сборника содержат:

1. Исторические и современные факты упоминания о Суворове, как достойном святости, из уст священства и свидетельствующие о его праведности.

Приведу уникальный пример. К празднованию столетия Суворова, из его имения в селе Кончанском, была перенесена построенная им Церковь, на территорию Академии Генштаба в Санкт-Петербург - как «памятихранилище - священный памятник посвящённый Суворову». Император Николай II об этом сказал так: «Памятников в России много, а вот Храмов Памяти – нет ни одного».

Зададимся вопросом: Хранит ли история Русской Церкви еще подобный случай, когда в честь кого-либо мирянина, из сельской глуши перенесли храм построенный его руками, а затем освятили для последующего церковного служения. Разве это не свидетельство того, что речь идет именно о величайшем подвижнике Русской Церкви?

2. Кроме исторических свидетельств, Сборник содержит описание современного Церковного почитания Суворова выраженного в восстановлении построенных им храмов, проведение Крестных ходов с  молитвой и поминанием его имени, восстановлении церковных служб, причастия и воцерковления людей.

Самый уникальный пример можно отнести к восстановлению Суворовского храма в селе Кистыш – родовом поместье Суворова. Там крестные ходы в память о Суворове, начиная с 2012 г., привели к полноценному возрождению храма, восстановлению церковной службы и церковной общины. Хронологически это произошло так:

В 2011 г. - в полуразрушенном храме был отслужен первый молебен.                   

С 2012 г. - стали проводить регулярные крестные ходы в память о Суворове.               

С 2015 г. - в храме начали служить литургию.

В 2022 г. был зарегистрирован приход храма во имя Святителя Василия Великого.

В 2024 г. - в храме прошла первая Пасхальная служба.

Еще одним восстановленным Суворовским храмом, стал храм во имя Святой Живоначальной Троицы, в п. Сапины Новгородской области, восстановленный в 2022 году.

Усилиями руководства НПО «Мир», в г. Омске, был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы, от которого, начиная с 2022 года, ежемесячно проводятся крестные ходы в память о Суворове.

Кроме этого, материалы первых двух разделов содержат:

3. Подтверждение достойно пройденного жизненного пути и оставления Суворовым его земной жизни.  

4. Описание миссионерской и духовной деятельности проявленной в обращении магометан в христианскую веру и выкупе рабов христиан в Крыму, за что в одном из военных донесений, Суворов был назван равноапостольным.

5. Свидетельства христианского человеколюбия, в том числе, к недавнему смертельному врагу и пленным. 

6. Свидетельства проявления глубочайшей силы духа и христианской веры перед лицом смертельной опасности.

7. Свидетельство принятого Суворовым решения посвятить оставшиеся дни своей жизни Богу, приняв монашеский постриг.

8. Свидетельства о праведной жизни Суворова, выраженные через историческую и современную иконопись, где Суворов присутствует в одном ряду с образами других русских святых.

На сегодня написано уже более 10 народных икон. Наиболее известная из них, парсуна Суворова, написанная иконописцем Светланой Мачигиной.

9. Свидетельства о праведности Суворова от лица известных и достойных людей прошлых и нынешних времён.

10. Описание смиренной и мирной кончины Суворова, с причастием на смертном одре, где его последними словами, стали искренние слова покаяния перед Богом: «Долго гонялся я за славой – всё мечта. Покой души – у престола Всевышнего».

В итоге представленные материалы подтверждают, что вся жизнь Суворова представляет собой единое целое, выраженное в искреннем устремлении к Богу, неподдельной любви к Нему и Пресвятой Богородице, подкрепленное делом праведной жизни и соблюдением всех православных церковных канонов.

Раздел III. Народное почитание

Как и следовало ожидать раздел «народное почитание» оказался самым многочисленным - если не сказать бесконечным.   

«Суворов – воин Христов» – так именовал его народ. Народное почитание Суворова началось еще при его жизни, оно изложено в былинах, сказаниях и легендах начиная с 18 века. Стоит особо подчеркнуть, что этот процесс не остановился… народ стихийно, по своему духовному устремлению, продолжает составлять не только сказания и легенды, но и молитвы к Суворову как святому.     

Составлены Акафист и келейные молитвы, в полном объеме составлено «Житие Русского Архистратига Александра Суворова».

На сегодня имя Суворова увековечено во всех сферах искусства: литературе, кино, живописи, музыке, филателии. Его именем названы атоллы, населённые пункты, площади, улицы, множество объектов в городах России и за рубежом, и даже небесные тела – включая астероид.

Именем Суворова названо большое количество военных и гражданских кораблей. Первый из них вошел в строй в 1882 г. Последний в 2022 г. - им стал подводный атомный крейсер «Генералиссимус Суворов».

9 мая 2014 года, по итогам общенародного голосования в проекте  «Имя победы», Александр Суворов был избран народом, как самый выдающийся полководец России. Поэтому для нас навсегда: «Имя Победы - Суворов»

Рассмотрим другие примеры народного почитания А.В. Суворова:

1. Памятник Суворову в Санкт-Петербурге, был создан еще при жизни Суворова, и на момент его установки в 1801 г., стал единственным в России памятником некоронованной особе. 

2. О самом необычном памятнике, в виде Православного храма, установленного в Санкт-Петербурге, уже было сказано.

3. Еще один совершенно удивительный исторический пример почитания Суворова, выраженный в прямой речи итальянских женщин… При вступлении армии Суворова в Милан, в итальянском походе, женщины подносили к нему младенцев и просили их благословить. На прямой вопрос Суворова почему, они это делают, они ответили: «Такие солдаты могут быть только у Святого командующего. Мы считаем Вас святым!»

4. А.В. Суворова почитают не только в России но и за границей, в том числе в Италии, Германии, но конечно же, особым местом почитания Суворова является Швейцария, где его рассматривают как местночтимого святого.

5. Безусловно, особое обращение к Суворову и его почитание со стороны власти и народа, началось в период Великой Отечественной Войны. Мы видим на фото, как защитники Ленинграда, при отсутствии возможности церковной молитвы, перед отбытием на фронт приносят присягу верности духовным и воинским заветам Суворова. В 1942 году происходит учреждение Суворовских воинских наград. В 1943 -  открываются Суворовские училища.

6. Приведем современные примеры: в 2017 г. в Омске, силами производственного предприятия НПО «Мир» создан Суворовский мемориал, в центре которого установлен восьмиметровый памятник А.В. Суворову. В том же году, Суворову установлен памятник в г. Томске. В августе  2023 г., в Омске заложен городской сад имени А.В. Суворова.

7. В 2020 в селе Кистыш состоялось торжественное открытие памятника Суворову, созданному усилиями Российского военно-исторического общества и общественной организации «Архитектурно-исторический комплекс генералиссимуса А.В. Суворова». Открытие прошло при участи высоких представителей государственной власти, Министерства обороны, Русской Православной Церкви и православного народа.

8. В этом году выделены государственные средства для установка бюста А.В. Суворова в г. Новосибирске, в центре у Дома офицеров.

9. Проведенный телеканалом «Царьград», в октябре 2023 года, опрос российских граждан показал, что из почти шести миллионов человек, проголосовавших за десять дней, 97% поддержало канонизацию А.В. Суворова.

Раздел IV. Страдание за православную веру.

Этот раздел содержит две, глубоко присущие Суворову духовные черты: Исповедничество и подвиг Юродства во Христе.

Исповедничество в вере, проявлялось на протяжении всей жизни Суворова. Приведем  пример. При переселении христиан в Новороссию, в 1778 году, и в том числе вызволении рабов–христиан из Крымского плена, Суворов действовал вопреки политической воле своего начальства, руководствуясь сообразно своим христианским взглядам. Суворов принял самостоятельное решение по выкупу рабов–христиан за свой счет, осознанно приняв на себя все политические и финансовые риски. В своих письмах Потемкину Суворов писал: «Оставлять их в неволе постыдно ... нет приличности сих в неволе оставлять». Приведенные в Сборнике материалы свидетельствуют, что на протяжении всей своей жизни Суворов проявлял истинную веру в Бога при любых жизненных обстоятельствах, не обращая внимания на отношение окружающих. За этим скрывался один из самых трудных духовных подвигов доступных человеку – подвиг юродства.

«Юро́дство Христа ради» – это духовно-аскетический подвиг, который состоит в отказе от общепринятых норм жизни, принятии особого образа поведения, в смиренном и терпеливом перенесении унижений, презрения, поругания и телесных лишений». Впрочем Суворов сам раскрыл секрет своего отношения к окружающему его придворному обществу:

«Вы хотите меня знать? Я вам себя раскрою: меня хвалили цари, любили воины, друзья мне удивлялись, ненавистники меня поносили, при дворе надо мною смеялись. Я бывал при дворе, но не придворным, а Эзопом, Лафонтеном: шутками и звериным языком говорил я правду. Подобно шуту Балакиреву - который был при Петре Первом и благодетельствовал России, кривлялся я и корчился, пел петухом, пробуждал сонливых и угомонял буйных врагов Отечества».

Итог раздела: Во всей мировой истории, вряд ли найдется человек с такой масштабной биографией, так открыто и прямо стоявший в православной вере перед лицом смерти и сильными мира сего.  

Александр Васильевич Суворов — величайший русский полководец, создатель русской военной теории, непревзойденный военный профессионал, не проигравший ни одного сражения, кавалер всех российских и ряда почетных иностранных орденов. Человек, общий перечень наград которого, включая награды от монарших особ, занимает несколько страниц. Человек ставший первым в России, удостоенным памятника в статусе некоронованной особы - при этом, при своей жизни. Человек имеющий блестящее образование, знавший несколько иностранных языков, общавшийся с монархами, но при этом ещё строящий православные храмы, открывающий воскресные школы, массово спасающий и выкупающий из плена православный народ, отменно обладающий знанием церковной культуры, неотступно, до смерти, находившийся в каноне Церкви и смиренно распорядившийся написать на своем надгробном камене всего три слова: «Здесь лежит Суворов».

Кто он? Что скрыто в образе Суворова? Каким образом, такой невероятно успешный, энергичный и темпераментный по природе человек, имея столь сильные земные искушения, смог смирить себя и не поддаться греху гордости и тщеславия?

Из сказанного, следует лишь один вывод: единственной возможностью для Суворова преодолеть все эти великие искушения - было юродство во Христе. Секрет юродства Суворова состоял в том, что обладая могучими способностями и возможностями, дарованными ему от Бога - только в жесточайшей оболочке смирения, Суворов мог противостоять коварнейшему и сильнейшему искушению человека на земле - гордости. Потому Юродство Суворова - является прямым отражением лика его святости. И чтобы визуально убедиться что это так, достаточно внимательно посмотреть на картину Н.А. Шабунина «Отъезд Суворова из села Кончанского».

Раздел V. Чудотворения Суворова.

Это наиболее сложный и ответственный раздел, ему Синодальная комиссия уделила особое внимание. Надлежащий ответ по этому вопросу мы можем почерпнуть из святоотеческой литературы из которой следует, что понятие «чудотворение» не имеет простого определения, носит многосложный и в чём-то даже разноречивый характер.

В Сборнике материалов, приведены примеры толкований понятия «чудотворения»: Фомой Аквинским, преподобным Иоанном Лествичником, святителями Иоанном Златоустом, Игнатием Брянчаниновым, преподобным Исааком Сириным. Приведенные примеры размышлений святых отцов Церкви о чудотворении, говорят о том, что к этому дару стоит относится очень внимательно и осторожно, поскольку как сказано: «и демоны «чудотворят». В силу этого, этот дар не всегда может выступать главным критерием определения святости человека, тем более, когда он не рассматривается и не прославляется в лике святых чудотворцев.

Тем не менее, изучая жизненный путь Александра Суворова мы встречаем прямые свидетельства его необычного дара, проявленного в пророчествах и предвидении будущих событий. Они касались как ближайшего времени, так и отдаленных исторических событий, которые неизменно сбывались.

Например дар прозорливости Суворова, как дар пророчества, данный ему от Бога, был проявлен в предсказании будущей истории отношений России и Европы: «Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдет там Фермопилы, Леонида и свой гроб». Согласитесь, звучит актуально не только для 1812 г., но и для нашего времени. Кроме этого, в Сборнике приведены материалы о помощи Суворова в исцелениях, в спасении во время войны, в житейских и армейских делах.

Но главным чудом Суворова являются его «Неизъяснимые Победы» - так называли их его современники. Победы одержанные на полях сражений явно при помощи Самого Бога, явленные Суворову через его величайший духовный подвиг веры. Без молитвы, Суворов никогда не начинал сражения, и по его окончании всегда благодарил Бога и Матушку Царицу Небесную за их помощь.

Завершающие выводы: Приведенные материалы по всем пяти разделам настоящего Сборника, во всей полноте свидетельствуют о соответствии образа Александра Васильевича Суворова – образу святого Русской Православной Церкви, на основании установленных канонов Синодальной комиссии.

Изложенные в Сборнике материалы, говорят о том, что на протяжении всей свой жизни, Суворов проявлял себя как праведный воин и христианин, истинный хранитель православной веры неизменно одерживающий свои победы благодаря искренней вере в Бога и особом почитании Пресвятой Богородицы.

Духовность, проявляемая Суворовым через любовь к Богу в делах, в воинских подвигах и учении русского народа православной вере - составляла  главную суть многогранной жизни Александра Суворова.

Суворовский настрой, Суворовских дух – это дух непременной Победы над врагом – это яркое проявление Святаго Духа в человеке и той Победы, которую одержал Сам Иисус Христос над врагом человечества. Именно потому так трясутся и боятся наши враги имени Суворова и других русских святых – поскольку они воодушевляют наш народ на Победу и могут дать  именно ту духовную силу, которая сегодня крайне необходимая русскому народу, в преодолении текущих и будущих испытаний. Праведный воине Победителю Александре, моли Бога о нас!



Ньюсмейкер:
Всемирный Русский Народный Собор — 10 публикаций

Сайт: vrns.ru

Субъекты РФ: Владимирская область, Новгородская область, Новосибирск (Новосибирская область), Омск (Омская область), Омская область, Республика Крым, Санкт-Петербург, Томск (Томская область)
Страны: Германия, Италия, Россия
Тематические сайты: Социальное общество, Наука, Культура, искусство, музеи, История, Праздники, памятные даты, юбилеи, Соотечественники, земляки, диаспоры, Силовые структуры, Патриотизм

Поделиться: