Столица Таймырского края на краю Земли
Знакомство юнармейцев Школы № 709 города Москвы с Таймыром началось с обзорной экскурсии по Дудинке.
Сам город Дудинка очень маленький, численность населения около 30 тысяч человек. Этот город считается самым северным городом земли и, если судить по климату и по морозу, — это абсолютная правда!
Однако, в июле 2023 года Дудинка встретила московских школьников невероятно солнечной и жаркой погодой.
Московские юнармейцы посетили Таймырский краеведческий музей, который является самым северным в сети государственных музеев России. Вся деятельность музея основывается на его бесценных коллекциях, в составе которых хранятся уникальные экспонаты, аналогов которым нет ни в одном музее мира. К ним относятся предметы, связанные с религиозными представлениями коренных народов Таймыра – нганасан, энцев, долган, ненцев, эвенков. Это идолы, ритуальные маски, комплекты шаманских костюмов.
Таймыр уникален тем, что даже сегодня является особенной национальной территорией, где проживают этносы, имеющие богатую самобытную культуру. У ребят была возможность посетить этнический комплекс, посвященный культуре и традициям коренных малочисленных народов Севера, где они смогли поучаствовать в обрядах и мастер-классах: построили чум - традиционное жилище северных народов, – подняли 40 шестов и накрыли их полотнищами от северных ветров; своими руками сделали амулеты и обереги из рога оленя.
Участники экспедиции возложили гвоздики на поручни деревянного моста через ручей Ароматный, по которому шли заключенные Норильлага (Норильский исправительно-трудовой лагерь) от угольного причала до узкоколейной железной дороги.
Московским школьникам выпал уникальный шанс побывать в арктическом морском порту федерального значения на трассе Северного морского пути Дудинке.
Впечатляют форма и массивность причалов, устроенных так, чтобы противостоять сильному напору льда. Специфика работы порта в том, что весной уровень воды в Енисее поднимается на 20 метров. На период ледохода всё оборудование и краны с нижних причалов снимаются и переносятся наверх – на Журавлиную горку, а когда вода спадает, заново устанавливаются подъездные пути (старые безжалостно уничтожает ледоход). Вот так раз в год Дудинский морской порт переезжает наверх.
Директор Заполярного транспортного филиала Алексей Андреевич Новаков рассказал ребятам, что Дудинский порт уникален тем, что расположен за Полярным кругом на реке и принимает суда по Северному морскому пути фактически круглый год, за исключением периода ледохода на Енисее. Мороз – не мороз, даже если минус 50, даже если пронизывающий ветер, - все пришедшие суда нужно оперативно обработать.
Ведь Дудинский морской порт снабжает весь Норильский промышленный район и Таймыр практически всем. Более 95% всех материальных средств, грузов, которые попадают в этот регион, проходит через порт. Остальные 5% доставляются самолетом.
«В навигацию 2022 года объем грузопотока перевалил за отметку 4 миллиона тонн грузов за год, поэтому каждый раз, планируя работу, мы отдаем себе отчет о нашей значимости не только для группы компаний «Норникель», но и для всего региона» - отметил руководитель порта.
Рассказал и о людях, которые работают в порту: «Основной костяк коллектива порта - почти две тысячи жителей Дудинки. У нас работают трудовые династии, целые поколения. Молодежь приходит сюда со школьной скамьи. И это хорошо, потому что они тут выросли, они знают не понаслышке, какой здесь труд, они готовы к нему, адаптированы к местным условиям. Из таких получаются крепкие и преданные делу работники. Люди – наше все!» - отметил директор ЗТФ. И, как принято, поделился планами, - укрепить свои позиции и в развитии производственной системы, и в обучении руководителей различного уровня, и в повышении личной заинтересованности сотрудников в результате.
Московским школьникам показали акваторию порта, которая защищена от морских волнений волноломами, оградительной шпорой судоремонтного завода и молами; показали грузоподъемную технику, зону складов, железнодорожные подъезды, гаражи и мастерские сервисных служб.
Еще одна уникальная возможность - попасть на легендарный ледокол «Авраамий Завенягин» и узнать много интересного. Ледокол построен в Финляндии в 1984 году и носит имя легендарного директора Норильского горно-металлургического комбината Авраамия Завенягина.
На первый взгляд судно показалось ну очень миниатюрным. Но это тот случай, когда не стоит «встречать по одежке». Как раз небольшие габариты позволяют ему выполнять ту работу, с которой его более крупногабаритным товарищам не справиться.
Как нам рассказал капитан ледокола, основная задача «Завенягина» в зимний период – окалывать лед вдоль причальной линии порта, чтобы подплывающие суда могли подойти как можно ближе к берегу. «Завенягин» – речной ледокол, его осадка составляет всего два с половиной метра и в этом его главное преимущество, это позволяет уверенно двигаться по мелководью, а струей позади него смывается в сторону лед, и остается практически чистый бассейн. Это облегчает работу морских капитанов, делает ее безопаснее.
Но и это не самое главное. Как известно, порт Дудинка – единственный полностью затапливаемый порт в мире. Во время паводка необходимо спрятать портовый флот, чтобы его не унесло течением и не побило льдом. И как раз эта миссия возлагается на «Завенягина». Он заводит флот в специальный отстойный канал, где корабли пережидают опасное время. Но и это не все, еще есть одна особая миссия, не только спасти флот, ледокол выполняет роль резервного источника электроснабжения Дудинки. Вот почему ледокол «Авраамий Завенягин» уникальный в своём роде.
В Молодежном центре московских юнармейцев встретили участники юнармейского движения Дудинки, - с интересом расспрашивали о Москве, школе, общественных делах и учебе, об увлечении походами и участии в экспедициях. И было что рассказать, ведь участие в образовательных проектах и экспедиции давно стали школьной традицией, за плечами учащихся - «бывалых» путешественников и исследователей Школы № 709 тысячи километров по суше и по воде!
Невероятно теплых и увлеченных своим делом встретили столичные учащиеся в самом северном заполярном городе Дудинка.
Хотим выразить слова благодарности руководству Дудинского морского порта и лично Алексею Андреевичу Новакову, сотрудникам Молодежного центра, работникам Краеведческого музея, всем организаторам экспедиции, которая стала возможна при участии Департамента образования и науки города Москвы, Штаба регионального отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» города Москвы, и лично заместителю начальника штаба Исаханяну Геворку Анушавановичу.
Вот так юнармейцы школы № 709 города Москвы познакомились с одним из интереснейших северных городов, морскими воротами Восточной Сибири.
Напоследок остановились на набережной, чтобы попрощаться с Енисеем, который несёт свои студёные воды дальше на Север, и неподалёку отсюда отдаёт их суровому Ледовитому океану…
Норильск Красноярского края является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.
Ньюсмейкер: ГБОУ города Москвы "Школа № 709" — 10 публикаций
Сайт: sch709sv.mskobr.ru