Международный форум «Евразия – 2022»: день второй
В Челябинске прошел второй день Международного научного культурно-образовательного форума «Евразия – 2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации». Форум посвящен проблемам развития сотрудничества в области образования, культуры, науки и технологий, формирования единого социально-гуманитарного и цифрового пространства Евразии. Он объединил около 6000 участников из 22 стран, среди них представители из 30 регионов России.
Второй день мероприятия работали 14 секций на базе крупнейших вузов Челябинска и Челябинской области. В Южно-Уральском государственном университете функционируют сразу три тематические площадки.
Тему «Цифровая трансформация медиасистем и коммуникаций. Глобальный контекст» обсуждали на первой площадке. Открыл пленарное заседание Ваннес Херман, доктор общественных наук, профессор Антверпенского университета. В докладе о виртуальной реальности профессор рассказал, о том, насколько развита сейчас эта технология, в каких сферах она применяется и какие перспективы открывает. Это целые вселенные, которые человек может создать, чтобы жить там, в созданном им мире. Существует и так называемая дополненная реальность, когда человек присутствует в объективной реальности, но она содержит в себе некоторые виртуальные объекты. Эта технология уже широко применяется в журналистике, образовании, искусстве, инженерии и медицине.
Работа на площадке включает в себя 6 секций: «Актуальные практики цифровой коммуникации и трансформации медиаповедения», «Цифровые технологии в решении экологических проблем», «Актуальные гендерные проблемы современного российского общества в условиях цифровизации и глобализации», «Потенциал диалога на геополитическом пространстве Европы и Азии» «Формирование имиджа предприятия в пространстве Евразии» и «Проблемы правового регулирования процессов цифровизации в государстве и обществе».
«Методики обучения меняются. Молодые кадры нового поколения нужно обучать несколько иначе. Сегодня существует проблема ухода аудитории в видеостриминг. Традиционные и новые медиа, традиционные СМИ и новые СМИ находятся в дисбалансе. Я точно знаю, что, например, традиционные издания, такие как Коммерсант, Новая газета и другие погружаются в онлайн. И поэтому тенденции развития будущего важны. Это очень интересная проблематика. Здесь медиа — они могут сыграть колоссальную роль, рассказывая населению какие процессы их ожидают. Но прежде всего медийным работникам нужно самим разбираться в проблематке для большего погружения в тему», — сказала Светлана Уразова, доцент Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова.
Вторая площадка Южно-Уральского государственного университета объединила ученых историков и археологов из разных городов России и других государств. Эксперты исторического сообщества рассматривают коммуникативные пространства Евразии в исторической ретроспективе. Внутри площадки организовано 5 тематических секций, где обсуждались проблемы миграции и кросс-культурного взаимодействия от древности до наших дней, культурно-исторические и локально-исторические аспекты коммуникации, акторы и медиаторы процесса коммуникации. Работа секций проходит в смешанном формате, часть докладов по вопросам миграции и культурных столкновений, миграционных процессов в социокультурном контексте представлена дистанционно.
«На пленарном заседании выступил заместитель генерального директора Государственного музея Востока, профессор, доктор исторических наук Илья Зайцев. Он рассказал о том, как определенные символы власти мигрируют по евразийскому пространству от одного государства к другому. Так, символы, которые были изобретены в Османской империи, использовались позднее русскими царями. Другой докладчик, доктор исторических наук, профессор Оренбургского государственного педагогического университета Сергей Любичанковский, затронул теоретические вопросы межкультурной коммуникации и истории Российской империи, говоря о колониализме и процессах аккультурации. Это были очень эмпирически и теоретически насыщенные доклады, которые нашли отклик у аудитории», — рассказала доктор исторических наук, заведующий кафедрой «Отечественная и зарубежная история» Ольга Никонова.
Прозвучали доклады, сделанные на основе исследований археологического материала. В этой части выступили ученые из Казахстана, были затронуты темы украшений и их символики, военный транспорт. Синташтинская колесница, самая древняя из известных на сегодняшний день в мировой истории, стала символом перемещения не только в пространстве, но и во времени.
«Тема форума крайне актуальна – это культура и наука в эпоху глобализации и цифровизации. Мир стоит на переломе, сейчас очень важно обсудить новые тенденции, отследить, как мир будет меняться. Результатом нашей работы на форуме могут стать новые рекомендации, методологии и подходы для преподавателей вузов, особенно такой дисциплины, как история. Я занимаюсь изучением ислама, оцифровкой исламских рукописей. Мне представляется эта тема очень важной в условиях, в которых мы все существуем сейчас. Это касается не только нашей страны, но и континента в целом», — подчеркнул профессор, заместитель директора Государственного музея Востока Илья Зайцев.
Для участников форума организованы две интересные экскурсии в уникальном для нашего региона музее «Народы и технологии Урала». Юлия Васина, директор музея, познакомила гостей с новой экспозицией, посвященной истории зеркала.
Об образовании и психологическом развитии человека в эпоху глобализации говорили на третьей площадке, работающей на базе Южно-Уральского государственного университета.
Что такое ИКТ-компетентность и зачем она нужна педагогу? Участники беседы заявляют, что информационно-коммуникативная компетентность для педагогов сегодня – это не то, чем преподаватель и учитель могут обладать, а то, чем просто обязаны владеть. В современных реалиях педагог должен уметь использовать различные информационные инструменты в своей деятельности.
До сих пор многие педагоги не готовы привносить цифровые технологии в свой педагогический процесс, а ученики и студенты жалуются на скучные уроки и занятия. Сегодня, говорит директор по развитию ГК «Просвещение» Наталья Алтынникова, педагог перестал быть уникальным хранителем тайной информации, любой школьник и студент могут легко найти любую информацию в интернете. Поэтому задача педагога – сделать свои занятия интересными, в том числе благодаря информационным технологиям.
О современных трендах цифровизации образования и новых компетенциях педагога говорил Роман Опарин, представляющий Московский государственный областной университет. Он привел примеры проектов, автором которых является. Например, «живые учебники». В учебнике по ботанике, к примеру, можно увидеть, как растут краснокнижные растения благодаря дополненной реальности.
«Прогуливаясь по ЮУрГУ, увидел, что у вас есть аудитория виртуальной дополненной реальности. Это очень здорово, так как это тренд современного образования, который в период пандемии получил новое развитие. Мы смогли проводить виртуальные лабораторные работы, например. – Цифровая трансформация предъявляет огромные требования к нашей с вами готовности принять эти изменения. Сложно в этой среде нам с вами, как педагогам, которые росли в другое время, сориентироваться вызовам нашего времени, когда наши студенты и школьники подчас более развиты и компетентны в новых технологиях, чем мы с вами. Но мы должны менять идеологию современного образования. Начать воспринимать новые технологии частью нашей жизни», – говорит Роман Опарин.
Важной темой для обсуждения стал тренд «образование через всю жизнь». О том, что человек должен постоянно учиться на протяжении всей своей жизни, говорила заместитель проректора по учебной работе ЮУрГУ Марина Потапова. Но здесь есть тонкий момент: предлагая программы дополнительного профессионального образования, необходимо узнать индивидуальные потребности конкретного слушателя.
«Мы создаем новую модель дополнительного профессионального образования, основываясь на системе аудита потребности и дефицита знаний. Для этого мы хотим создать магазин продаж, чтобы каждому человеку было легко и просто решить свой образовательный дефицит. Мы продолжаем делать пересборку программ дополнительного образования. Сегодня в ЮУрГУ их 700, но возможно только 600 из них являются актуальными. Поэтому пересборка программ и определение портфеля бестселлеров – важная задача», – подчеркивает Марина Потапова.
Работа площадки предполагала не только доклады и обсуждения. Так, сотрудник ЮУрГУ, директор открытого и дистанционного образования Александр Демин провел для участников форума воркшоп «Онлайн безzoomие» о том, как правильно перейти в дистант. Южно-Уральской государственный университет накопил большой опыт в плане дистанционного обучения, благодаря которому образовательные процессы не были затронуты в период пандемии.
По итогам трех дней работы будет принята декларация Международного форума. Знаковый документ подпишут в заключительный день форума, 8 апреля в Южно-Уральском государственном университете.
По материалам Южно-Уральского государственного университета (susu.ru).
Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации