Угрозы «фейковых» новостей
Региональные журналисты со всей страны собрались на сессии медиафорума ОНФ, посвященной закону «о фейках», чтобы обсудить то, как он будет реализовываться на практике и не помешает ли работе СМИ. Спикеры сошлись во мнении, что принятый документ в современных условиях крайне необходим, а честным журналистам бояться совершенно нечего.
«После трагедии в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово, когда было много фальсификации информации, когда была массовая паника, был принят ряд федеральных законов, в которых мы ввели серьезные ограничения и наказания для тех, кто распространяет недостоверную информацию. СМИ стали говорить о том, что это нарушение свободы слова. Если идет прямая ложь и никакой ответственности нет, то нужны рамки и ограничения, от которых выиграют все, включая средства массовой информации», – сказала член Центрального штаба ОНФ, заместитель председателя Госдумы Ольга Тимофеева.
Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров в подтверждение актуальности проблемы представил результаты социологического телефонного опроса, который охватил 1600 человек. Согласно его данным, 29% респондентов считают, что в большинстве случаев достоверную информацию от ложной отличить почти невозможно. Еще 15% считают, что разобраться в этом нельзя практически никогда. 83% опрошенных убеждены – государство должно регулировать эту сферу и бороться с фейками. Что касается принятого Госдумой документа, то в отношении него респонденты оказались оптимистичны – 57% рассчитывают, что в результате применения этого документа лживых новостей станет меньше.
«Люди полагают, что источники «фейк ньюс» не локализованы только в интернете и распространяются также по всем другим видам СМИ. Авторы «фейков» – это не заблудшие люди, а злоумышленники. С этой деятельностью нужно бороться, что должно делать государство, считают люди», – заявил Федоров.
Член центрального штаба ОНФ, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко отметил, что людям нужно научиться перепроверять информацию, которую публикуют в том числе и анонимные источники, а также уметь в ней разбираться. С другой стороны, крупные компании пока мало что делают, чтобы бороться с проблемой распространения «фейков»: «Цифровая грамотность на сегодня – это главная «палочка-выручалочка». Но помимо этого важны усилия крупных корпораций для борьбы с «фейк ньюс». Нужен реестр доверенных ресурсов, где пользователь, видя определенный шильдик, поймет, что тут ему с меньшей вероятностью попадется «фейк», в отличии от ресурса, где такого шильдика нет. Но и помощь государства также важна, она сейчас проявляется в виде обсуждаемого закона. Все это кирпичики одного пазла».
Член Центрального штаба ОНФ, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин подчеркнул, что проблемой «фейковых» новостей озабочены во многих странах, там принимают свои законы для борьбы с лживыми новостями. Это подтверждает актуальность проблемы. Левин добавил, что российский законопроект, который должен помочь в ее решении, был существенно смягчен в ходе обсуждения на площадке Госудмы. «Он подвергся серьезной корректировке, – сказал Левин. – Мы как депутаты исключили возможность злоупотребления в отношении средств массовой информации. Убрана часть о немедленной блокировке СМИ, ведь зачастую этот закон может использоваться региональными чиновниками для сведения счетов с местными средствами массовой информации, которые пишут правду. Также мы исключили возможность использования «фейковых» публикаций как повода для лишения СМИ свидетельства о регистрации. Это крайне важные поправки, которые мы внесли ко второму чтению».
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров подчеркнул, что Роскомнадзор настроен на диалог с журналистским сообществом: «Основной проблемный вопрос – это правоприменение. Тема «фейков» – острая. Те последние трагедии, которые произошли в мире и в нашей стране, сопровождались огромным количеством комментариев профессионального сообщества, блогеров и так далее. Суждения меняются мгновенно: этого казнить, этого миловать, этого наградить. Тут же публикуются фотографии и персональные данные этих людей. Вы прекрасно знаете, что работа с персональными данными – она тонкая. Зачастую ломаются судьбы людей. А тот, кто опубликовал шокирующие фотографии, через мгновение или через сутки забывает о том, что сделал. Ответственность высока. Я надеюсь, что вместе с вами мы добьемся того, чтобы «фейковые» новости если и не исчезли, то были бы сведены к минимуму».
Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации