Ведомство учреждений Императрицы Марии
Система учреждений призрения, действующих на благотворительной основе, начала создаваться в России со второй половины XVIII в. Екатерина II вскоре после вступления на престол провозгласила: «Призрение бедным и попечение о умножении полезных обществу жителей суть две верховные должности каждого боголюбивого правителя» Упомянутые слова Екатерины относятся к утвержденному императрицей проекту Воспитательного дома — учреждения для призрения подкидышей и сирот, который был открыт в Москве в 1763 г. Кроме того, при Екатерине были созданы и другие учреждения призрения: Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), Санкт-Петербургский воспитательный дом, Коммерческое училище. После кончины Екатерины II вступивший на престол Павел I своим указом от 12 ноября 1796 г. отдал Воспитательное общество благородных девиц под управление своей супруги Марии Федоровны. Статус Марии Федоровны как покровительницы Смольного института окончательно был оформлен указом Павла от 2 мая 1797 г. Эту дату и принято было считать началом истории самого крупного благотворительного ведомства императорской России — Ведомства учреждений императрицы Марии. Главной задачей учреждений призрения стала социальная помощь.
За четверть века под руководством Марии Федоровны был создан комплекс различных благотворительных учреждений призрения, находившихся под ее непосредственным управлением. К моменту кончины императрицы в 1828 г. их насчитывалось 34, не считая структурных подразделений и финансово-хозяйственных учреждений.
Чтобы эти учреждения продолжали «действовать как доселе на пользу государства и человечества», император Николай I указом от 26 октября 1828 г. принял их под свое «непосредственное и особое покровительство».
В память о покровительнице они также получили название «Учреждения императрицы Марии». С октября 1854 г. в официальной документации появляется наименование «Ведомство учреждений императрицы Марии». Вскоре статус покровительницы Ведомства получила и супруга монарха Императрица Александра Федоровна.
Реформы Александра II привели к переменам в общественной жизни страны, способствовали росту общественной инициативы во многих сферах, в том числе в благотворительности. Повышение внимания общества к социальным вопросам, возникновение большого числа общественных благотворительных учреждений привели к появлению альтернативы организованной благотворительности под покровительством императорской фамилии. Это не означало конкуренции в заботе об обездоленных, но объективно заставляло императорскую власть думать о развитии подведомственных ей благотворительных структур.
В указанный период Ведомством императрицы Марии активно ведется поиск путей широкого привлечения благотворителей, расширяются права общественности в управлении местными учреждениями, растет их количество.
Самым многочисленным видом учреждений призрения были детско-юношеские учреждения. Одним из старейших учреждений этого типа являлся Санкт-Петербургский воспитательный дом, имевший целью призрение подкидышей и сирот, начиная с младенческого возраста и до совершеннолетия. По состоянию на конец XIX века оба столичных воспитательных дома ежегодно принимали на своё попечение более 20 000 младенцев незаконнорождённых и до 1000 законных, а также призревали в деревнях у воспитателей до 80 000 питомцев, остававшихся на попечении дома до 21-летнего возраста; для питомцев содержалось более 100 школ; в видах децентрализации дела призрения в некоторых губернских и уездных приютах ведомства были учреждены «ясли» (более 20).
Кроме того, учреждалось большое количество женских детско-юношеских учреждений призрения различных типов. Особое место среди них занимали женские институты. Как и первое заведение такого рода, Воспитательное общество благородных девиц, женские институты предназначались для призрения представительниц дворянства и чиновничества.
Рост общественного интереса к женскому образованию во второй половине XIX в. способствовал появлению в составе Ведомства нового типа женских учебных заведений — гимназий, которые в отличие от институтов были открытыми всесословными учебными заведениями. В 1858 г. в Петербурге в составе Ведомства была создана первая женская гимназия. Вскоре женские гимназии начало создавать и Министерство народного просвещения. Женские гимназии не являлись учреждениями призрения. Их пребывание в Ведомства обусловливалось традицией, согласно которой женское образование под контролем государства развивалось в рамках благотворительного ведомства. В целом в институтах и других закрытых заведениях ведомства и существующих при некоторых из них специальных педагогических курсах ежегодно воспитывалось свыше 10 тыс. девушек разных сословий и вероисповеданий; кроме того, в трёх Мариинских училищах и в других женских школах, учрежденных разными обществами, всего в количестве свыше 70, получали образование и воспитание более 6 тыс. девушек, в 31 гимназии, прогимназиях и педагогических курсах — до 10 тыс. девушек.
Помимо учебно-воспитательных заведений в Петербурге Ведомство организовывало учреждения для призрения бедных: богадельни и больницы.
Во второй половине XIX в. Ведомство начало осуществлять специализированное призрение слепых. В 1883 г. в его состав было принято учрежденное двумя годами ранее по инициативе супруги Александра II Императрицы Марии Александровны и названное в ее честь Мариинское попечительство о слепых. В 1885 г. в Петербурге было создано Александро-Мариинское училище слепых — первое в России специализированное детско-юношеское учреждение призрения для слепых. Питомцы училища получали начальное образование и обучались ремеслам, доступным слепым. Всего для детей обоего пола, лишенных зрения, имелось 21 училище (2 столичных и 19 губернских), в которых воспитывались, обучались наукам и ремёслам свыше 700 детей.
В 1893 г. в Петербурге Попечительством о слепых был организован еще один тип специализированного учреждения для трудового обучения слепых — Мастерские для взрослых слепых имени Константина Карловича Грота, названные так в честь их создателя. Всего таких заведений юля взрослых было 6.
В конце XIX в. Ведомство учреждений императрицы Марии приступило к специализированному призрению глухонемых. В 1898 г. по инициативе и под покровительством вдовствующей императрицы Марии Федоровны (Дагмары Датской) было создано Попечительство о глухонемых. Одновременно вдова Александра III возглавляла и Ведомство императрицы Марии.
В 1900 г. император утвердил Положение о Попечительстве. С этого времени Училище глухонемых в Петербурге, существовавшее с 1806 г., стало базой для опытов по совершенствованию обучения глухонемых и подготовки педагогических кадров.
Некоторые из входящих в состав ведомства учреждений имели выдающееся значение: таковы попечительство императрицы Марии о слепых, Императорское патриотическое общество, московское благотворительное общество (содержало 16 школ с ремесленными отделениями), московское дамское попечительство о бедных (основано в 1874 году, содержало 36 благотворительных учреждений, в том числе 10 учебных заведений), московское Елизаветинское благотворительное общество (основано в 1890 году).
Ведомство заботилось о воспитании юношества: в Императорском Александровском лицее получали гимназическое и университетское образование более 200 человек.
3 декабря 1899 года в Санкт-Петербурге было открыто общество вспомоществования бывшим воспитанницам учебных заведений ведомства Императрицы Марии. В целом ведомство учреждений Императрицы Марии имело в своём заведовании и на своём попечении свыше 500 благотворительных и воспитательных заведений, из которых 104 содержались на средства ведомства.
Финансовые средства учреждений Общества поступали как из казны, так от благотворительных пожертвований, поступавших в том числе и от членов императорской фамилии. Пожертвования осуществлялись в различных формах: в виде регулярных членских взносов, уплачивавшихся членами советов, комитетов, попечительств и обществ, нерегулярных единовременных или периодических пожертвований от частных лиц, коллективов и общественных организаций, а также в форме доходов от операций с недвижимостью и проведения благотворительных мероприятий: лотерей, спектаклей, вечеров и т. д. Учреждениям призрения поступала плата за содержание воспитанников на сверхштатных вакансиях. Некоторые учреждения получали пособия из средств, находившихся в распоряжении центрального управления Ведомства императрицы Марии.
Говоря об эффективности и масштабах работы учреждений Ведомства императрицы Марии, следует учитывать и качество осуществлявшегося ими призрения. Во многих случаях эти учреждения превосходили прочие благотворительные общества и учреждения. В первую очередь это относится к призрению детей и юношества. Ведомство располагало уникальными учебно-воспитательными комплексами, аналогов которым не было в России.
Ньюсмейкер: HisDoc.Ru История России в документах — 32 публикации
Сайт: hisdoc.ru/articles/25790/