Кадры для промышленных производств – стратегический ресурс
9 февраля в Ресурсном центре подготовки кадров для инновационных производств оборонно-промышленного комплекса, созданном на базе Арзамасского приборостроительного колледжа имени П.И. Пландина, открылась лаборатория деталей авиационных приборов и комплексов.
Это стало возможно благодаря победе колледжа в федеральном конкурсе образовательных учреждений по внедрению инновационных программ и при непосредственной поддержке Арзамасского приборостроительного завода.
Красную ленточку в честь открытия разрезали директор по персоналу и административным вопросам – заместитель генерального директора АО «АПЗ» Владимир Смирнов и директор АПК Сергей Ермолаев.
Лаборатория создана для подготовки специалистов в области приборостроения и оснащена самым современным оборудованием: 3D-сканер позволяет перевести реальный объект в трехмерную виртуальную модель, компьютеры оснащены мультимедийным приложением, транслирующим результаты сканирования на интерактивную доску. Установлен здесь и 3D-принтер, позволяющий на основе компьютерной трехмерной модели за считанные минуты получить реальный объект из пластика.
Специально для этой лаборатории с использованием передовых технологий созданы стенд измерения вибрационных характеристик роторных систем и стенд по градуировке датчиков угловых скоростей. Особо было отмечено, что системы и датчики, установленные в них, используются на многих предприятиях области. В результате студенты получат подготовку, которая позволит им сразу же полноценно трудиться на производстве, не тратя время на изучение оборудования.
Открытие лаборатории деталей авиационных приборов и комплексов состоялось в рамках семинара «Современные подходы к организации профориентационной работы, профессиональному самоопределению обучающихся», который проходил в этот день в колледже. Участниками мероприятия стали директора школ, руководители и специалисты органов управления образованием из Арзамаса, Арзамасского, Шатковского, Вадского, Дивеевского районов области.
Цель семинара – обсудить проблемы, связанные с качеством образования будущих кадров для промышленности и их профессиональной подготовкой, – обозначил в своем выступлении директор по персоналу и административным вопросам АО «АПЗ» Владимир Смирнов:
– В последние годы промышленные предприятия, конструкторские бюро, высшие и средние профессиональные учреждения Арзамаса сталкиваются с проблемой недостаточного уровня знаний у выпускников общеобразовательных школ по математике, физике и химии, а также с полным отсутствием навыков черчения. Данные учебные предметы являются необходимым фундаментом знаний, от которого зависит возможность дальнейшего качественного освоения технической специальности студентом, способность к повышению квалификации в процессе производственной деятельности.
Недостаточный профессионально-технический уровень молодых специалистов уже сейчас сдерживает рост производства. На рабочих местах тратится значительное время и средства на дополнительное обучение и переобучение выпускников. Так, в 2015 году в АО «АПЗ» на это израсходовано более 1,5 млн руб.
В прошлом году по инициативе руководства АО «АПЗ» и АПК на базе колледжа открыт Ресурсный центр подготовки кадров для инновационных производств оборонно-промышленного комплекса по выпуску высокотехнологичных систем противоракетной и противовоздушной обороны. Кроме того, с 1 сентября 2015 года у нас на предприятии начала функционировать базовая кафедра «Инновационные промышленные технологии», на которой в настоящее время обучаются 28 магистров. Но и этого недостаточно, чтобы изменить ситуацию.
О том, как обстоят дела с обучением техническим дисциплинам в городе, рассказал директор департамента образования администрации г.Арзамаса Сергей Шевелев. Среди основных причин недостатка знаний у школьников он назвал излишнюю насыщенность школьного курса (например, сейчас в программе 9 класса по физике изучают материал, который раньше преподавался в 11 классе) и недостаток квалифицированных специалистов по техническим дисциплинам.
Директор Арзамасского политехнического института – филиала НГТУ Владимир Глебов в своем выступлении отметил, что очевидные причины низкого качества образования в школах – малое количество часов по техническим дисциплинам и недостаток педагогических кадров – это, прежде всего, результат недостаточного финансирования. Он призвал руководителей школ и предприятий настойчиво ходатайствовать перед губернатором о выделении дополнительных средств образовательным учреждениям среднего звена.
Сергей Ермолаев, директор ГПБОУ «Арзамасский приборостроительный колледж имени П.И. Пландина»:
– В сфере технологий постоянно происходят стремительные изменения, и сегодняшние выпускники, действительно, не в полной мере соответствуют требованиям работодателей. Поэтому решения в сфере подготовки кадров нужно принимать быстро. Свою озабоченность этой проблемой, кроме губернатора Нижегородской области и руководителей промышленных предприятий, членов Арзамасской Ассоциации промышленников и предпринимателей «Развитие» во главе с президентом – генеральным директором АО «АПЗ» Олегом Лавричевым, высказало председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву и Федеральное космическое агентство «Роскосмос», предложив ввести в учебный план школ черчение как самостоятельную дисциплину.
Необходимо проводить совместные городские методические объединения для преподавателей школ и учреждений среднего профессионального образования, а органам управления – осуществлять мониторинг профессионального самоопределения учащихся в целях отработки системы взаимодействия школьного и профессионального образования, направленного на улучшение качества подготовки. Мы также планируем ввести в расписание подготовительных курсов колледжа черчение, проводить мастер-классы по этому предмету для студентов и организовывать экскурсии для школьников в новый Ресурсный центр.
Игорь Захаров, начальник сектора высшего и среднего профессионального образования Министерства образования Нижегородской области:
– Основу благосостояния области составляют высокотехнологичные обрабатывающие и перерабатывающие производства. И, безусловно, кадры для них – это стратегический ресурс. Если мы их не подготовим, то будущее нашей промышленности весьма печально. Я считаю, что главная проблема в том, что образование воспринимается как услуга. Но мы не сможем дать знания ученику, если он этого не хочет. Необходимо формировать у детей интерес к учебе.
Нужен школьник, который способен творить, а мы сегодня готовим потребителя. Творческий импульс необходимо формировать уже с детского сада. Мы всерьез в министерстве рассматриваем подготовку воспитателей дошкольных учреждений, способных организовать процесс технического творчества среди детей.
Чтобы закрыть нехватку технических кадров, сегодня уже недостаточно просто пригласить выпускников учиться. Во-первых, потому, что многие наши профессиональные образовательные учреждения сильно отстали в техническом плане. А здесь очень важен «вау!» - эффект, когда абитуриент приходит и видит супероборудование в современной лаборатории, как, например, в той, что открыта сегодня. И если ему дать еще и позаниматься на нем, например, в кружке, это точно сработает. Во-вторых, часто обсуждается, что учебные заведения готовят не тех и не так. Необходим продуктивный диалог с предприятиями.
Остро стоит и вопрос с педагогическими кадрами. В идеале мне бы хотелось видеть связку «детский сад – школа – учреждение профессионального образования – предприятие». Если в Нижегородской области мы сможем это сделать, получим систему для подготовки квалифицированных кадров.
Татьяна Ряплова.
Фото Александра Барыкина.
Ньюсмейкер: Арзамасский приборостроительный завод — 194 публикации
Сайт: www.oaoapz.com
E-mail: Elena.Shirokova@oaoapz.com
Телефон: 8 (83147) 7-94-46