Ток-шоу «От Homo Sovieticus к русскому выбору» с писателем Еленой Котовой прошло в Москве
Третья сессия ток-шоу «От Homo Sovieticus к русскому выбору» прошла на ММКВЯ в Москве. Это регулярный проект, посвященный осмыслению социально-значимых феноменов общества от середины 70-х до сегодняшнего дня, рассматривающий феномены через призму литературы. За последние 30-40 лет в жизни одного поколения сменилось три социальных эпохи: страна Советов, рыночная революция 90-х, нынешняя эра государственно-монополистического капитализма.
«Если в 70-е годы бал правил коллективизм, — говорит автор идеи Елена Котова, — то сейчас определяющим фактором счастья стал личный выбор, к которому люди в большинстве своем оказались не готовы».
Каждая сессия этого ток-шоу посвящена отдельной теме, которая входит или должна входить в «список общественно-значимых ценностей»: счастье, любовь, вера, деньги и т.д. Именно деньги обсуждались на ММКВЯ: что это такое, как к ним относиться, вернее, — как нас приучили к ним относиться.
Участниками дискуссии выступили:
Александр Архангельский — писатель, литературный критик, публицист, телеведущий;
Константин Антипов — ректор МГУП, профессор, доктор экономических наук, автор двух экономических законов
Андрей Бильжо — художник-карикатурист, эссеист, сатирик и «мозговед»;
Александр Набоков — главный редактор газеты «Книжное обозрение»;
Сергей Дмитриев — главный редактор издательства «Вече», поэт, писатель;
Алина Белковская — модератор сессии, арт-директор ток-шоу, создатель литературной школы «Balzac Кlasses».
Оказалось, что и у спикеров отношение к деньгам разное. Например, в части дискуссии о 70-х годах, выяснилось, что для А.Архангельского «главная советская книга о деньгах — это «Незнайка на луне». Эта сказка в свое время помогла ему избежать вступления в МММ, потому что именно из нее он узнал, что такое финансовая пирамида и как она функционирует. А Елена Котова привела в пример того же Незнайку, но в «Солнечном Городе», где «Незнайка и все его друзья умудряются обходиться совершенно без денег, потому что в советской детской литературе на деньги было наложено табу».
Когда разговор перешел к 90-м, К.Антипов отметил, что «Народ вдруг оказался «при деньгах» и не знал, что с ними делать. Деньги внезапно стали мерилом. Вошли в жизнь как родовая катастрофа».
А.Бильжо считает, что: «Деньги проверяют наше общество на вшивость и, к сожалению, этот процесс у нас затянулся».
Е.Котова и К.Антипов, которых кроме литературы объединяет экономическое знание, сошлись на том, что «деньги это инструмент, который не должен быть отягощен морально-нравственными оценками».
В обсуждении нулевых А.Архангельский отметил, что: «Неумение зарабатывать — это как-то странно. Не умеют старики — по здоровью, и дети. Все остальное — капризы».
А.Бильжо утверждает, что «Каждому из нас в 90-е был дан шанс. И в 2000-е можно оценить то, как каждый себя проявил».
А С.Дмитриев отметил, что именно автор Проекта, Елена Котова, чей роман «Период полураспада» стал финалистом национальной премии «Книга года» в номинации «проза года», буквально на днях выпустила единственный в своем роде роман — «Кодекс бесчестия», в котором большие деньги и большой бизнес не являются злом.
А.Набоков поддержал С.Дмитриева и анонсировал следующую сессию «От Homo Sovieticus к русскому выбору» в конце ноября в рамках «Non Fiction».
Ньюсмейкер: Писательница Елена Котова
E-mail: rylenkova@mail.ru