Закон о персональных данных и email-рассылки
Закон о персональных данных и email-рассылки
Email-маркетологи, работающие на территории РФ, должны обращать особое внимание на юридические вопросы, связанные с рассылками. В Российской Федерации существует Закон 152-ФЗ «О персональных данных», текст которого следует учитывать при составлении формы подписки.
В феврале 2017 года в Астрахане прокуратурой были оштрафованы сразу несколько владельцев сайтов за наличие формы обратной связи. Штраф объяснялся тем, что пользователь вводит в форму данные, по которым его можно идентифицировать. А это значит, что полученные данные следует правильно хранить и выбирать надежные и проверенные сервисы массовой рассылки почты https://www.unisender.com/ru/email-delivery/, чтобы они не попали к третьим лицам.
Подобная ситуация произошла также в Тамбовской области в 2016 году. Юридическая компания получила штраф в 1000 рублей за простую форму, которая висела у них на сайте (Имя — Тема — Текст сообщения).
Если вы являетесь интернет-маркетологом и собираете данные о своих пользователях, следует учитывать возможный риск.
Закон о сборе и обработке персональных данных
Прежде всего стоит разобраться, какие негативные последствия имеет неправильно составленная форма:
- штраф за несоответствующую закону РФ обработку персональных данных составляет 1-3 тысячи рублей (физические лица) или 25-75 тысяч рублей (юридические лица);
- тяжбы, оплата штрафов и проверки отнимают много времени, сил и энергии, которые можно потратить, например, на качественную рассылку.
Также следует понимать, что вы несете ответственность за рассылку спама. Поэтому штрафы за неправильно составленные формы подписки являются вполне обоснованными.
Как сделать безопасную форму для сбора адресов (на примере UniSender)?
Следующие рекомендации подходят для любых форм подписки, которые могут быть использованы на вашем сайте. Все рекомендации можно условно разделить на обязательные и профилактические. Если вы используете UniSender или любой другой сервис рассылки, вам они будут действительно полезными.
Профилактические правила такие:
- использование функции double opt-in — клиенту нужно будет дважды подтвердить свое согласие на рассылку;
- наличие истории действий — важно сохранять всю историю переписки;
- введение стоп-листа — список тех пользователей, которые отписались от рассылки.
Обязательными являются следующие правила:
- наличие галочки о согласии на обработку данных пользователя — она является эквивалентом «живой подписи», даже если предустановлена в форме;
- наличие ссылки на пользовательское соглашение или политику конфиденциальности — в тексте формы должна быть ссылка на страницу с пользовательским соглашением, а в нем не забудьте прописать, что пользователь дает согласие на использование email-адреса для рассылки.
Чтобы добавить «галочку», в UniSender нужно зайти в редактор формы и добавить себе специальный сегмент «Согласие с условиями». Если человек не поставит галочку при заполнении формы, высветится ошибка. UniSender бережет все данные, полученные от клиентов, используя четыре уровня безопасности.